Стихиры и каноны на праздник Рождества Пресвятой Богородицы составлены несколькими церковными песнопевцами. В надписаниях стихир упоминаются имена Константинопольских Патриархов святых Анатолия, Германа и Патриарха Сергия, святого Андрея, Архиепископа Критского, Стефана Святоградца. Каноны надписаны именами преп. Иоанна Дамаскина и св. Андрея Критского.
Упомянутые авторы в своих творениях раскрывают историю и общецерковное значение Рождества Богородицы.
История праздника у них передается сжато, но во всех основных подробностях и сходно с древними апокрифическими сказаниями об этом событии.
Использование апокрифов знаменитыми песнопевцами в церковно-богослужебном творчестве, косвенно свидетельствует о достоверности апокрифических сказаний, касающихся передачи главных событий жизни Богоматери и сомнительности лишь некоторых апокрифических подробностей в сказаниях.
Литургическое изложение истории Рождества Пресвятой Богородицы изобилует библейскими терминами, сопоставлениями исторических сведений с ветхозаветными пророчествами.
Группировка богослужебных идей рассматриваемого праздника намечается самым историко-догматическим содержанием их. Применительно к этому мы изложим прежде историю Рождества Богородицы и после определим его догматическое значение.
* * *
Божия Матерь родилась от престарелых родителей Иоакима и Анны, не имевших детей до глубокой старости. Иоаким происходил из рода Давидова, Анна — из рода Аарона [1].
Бездетная супружеская чета отличалась праведностью, благочестием и благодатным целомудрием [2]. При всей непорочности личной жизни она долго несла тяготу поношения за бесчадие со стороны единоплеменников [3]. Однажды прав. Иоаким, по случаю какого-то праздника, приносил в Иерусалимский храм дары. Первосвященник не хотел принимать от него приношений, как от человека, отвергнутого Богом и наказанного бездетностью за грехи. Незаслуженная обида потрясла Иоакима. Он ушел в горы близ Иерусалима и там изливал свою скорбь в молитве к Богу.
Поношение мужа оплакивала в своем доме и св. Анна. Облегчение в печали она искала естественно в молитвенном устремлении к Богу и просила Его даровать чадо. Молитва обоих супругов вошла в слух Господа Саваофа. Ангел, по Божию повелению, возвестил им о предстоящем рождении у них дочери и они действительно получили свыше силу деторождения. Неплодная Анна зачала дитя от Иоакима и по истечении естественного срока чревоношения родила Преблагословенную Марию — Богородицу [4].
Младенец Мария была чисто небесным даром от Бога праведникам. Неплодные Аннины ложесна отверз именно Сын Божий и повелел изойти из бесчадной утробы Источнику жизни [5].
Так Богосыновним мановением св. Анна соделалась плодоносной бороздой, произведшей добрый колос — Богородицу [6].
Можно себе представить радость праведных родителей, осчастливленных чадородием. Иоаким, ликуя, говорил в слух всех: "Мне родился жезл, от которого прорастет цвет — Христос" [7]. Праведная же Анна, кормя Младенца своим млеком, была готова "от радости плескать руками" [8] и говорила мысленно: "неплодная, родила Божию Матерь, ради Которой разрешится осуждение Евы... Сорадуйтесь мне, все сыны Израиля, ибо вот Господь дал мне одушевленную Палату Его Божественной славы, в общее веселие, радость и спасение" [9].
Счастливые родители обещали посвятить свою Дочь на служение Богу. С наступлением Ей трех лет они действительно отвели Ее на жительство в Иерусалимский храм для воспитания и воскормления рукою Ангела [10].
Говоря библейски — от Анны, малого чертога, — родилась Мария, Божий град, имеющий выход от утробной двери, но не знающий входа плотского общения [11].
Рождество Пресвятой Богородицы многозначительно для всего человечества, торжественно чтится во вселенской Церкви по устроению Сына Божия [12]. Иоакиму и Анне, высшим всех земных родителей сорадуется мир ангельский и человеческий не без глубокого основания [13].
Рождение Пресвятой Богородицы Марии служило преддверием явления на землю во плоти Солнца правды — Христа. Оно означало приближение времени разрушения греха, осуждения и смерти, тяготевших над людьми, указывало на скорое воссияние Божьего благословения и вечной жизни на земле [14].
В Лице Пресвятой Марии благодать родила Предызбранную из всех родов в жилище Христу Богу [15], начаток человеческого спасения и Ходатаицу о нем [16].
Всецарица Богородица есть по Своему достоинству Матерь жизни, Скиния всечеловеческого примирения грешных с Богом, Божий одушевленный престол, Чертог неприступного света Божества и Книга Слова жизни [17]. Пророк Иезекииль назвал Ее Божественной Девической Дверью, обращенной к востоку и ожидающей входа чрез Нее во вселенную великого Спасителя Христа [18]. Как Дверь Единородного Сына Божия Пресвятая Мария превзошла сиянием плоды чрева всех светлых жен на земле [19]. Ввиду этого, Ее рождение, предвозвещающее начало спасения людей от духовного бесплодия, вызывает шум празднующих и созидает церковное благолепное торжество [20].
Весть о том, по словам песнопевцев, достигает прародителей Адама и Евы [21]. Отлагая печаль, они побуждаются говорить: "Чрез Тебя, Пречистая, мы с явлением Христа избавимся от клятвы" [22]. Праматерь же Ева ублажает свою Внучку приветственным восклицанием: "Мне родилось ныне Избавление. Ради Девы я освобожусь от адских уз" [23]. Подобно Адаму и Еве о рождении Пресвятой Марии радуется праотец Ее Давид и объявляет всем: "Бог мне клялся и исполнил клятву, дав мне от плода моего чрева Девицу. Из Нее родится на моем престоле Царь Христос, имеющий вечно незыблемое Царство" [24].
С приведенным общим упоминанием о значении Рождества Богородицы церковные песнопевцы присоединяют еще ряд замечаний об участии Богоматери в восстановлении человеческого рода из состояния падения.
В богослужебных песнях и тропарях праздника, например, высказывается мысль, что чистая Богоматерь и Раба Христа Бога непрерывно ходатайствует пред Ним о даровании людям первого блаженства [25]. Для склоняющихся к аду Она — мост жизни [26]. Ею попран бесстыдный ад, а всеродная Ева введена в твердую жизнь [27]. Она отверзла вход в рай, затворенный древним преступлением [28] и, как непорочная Агница привела в наше существо Агнца — Христа [29]. От Нее родился Богомладенец — Огнь по Божеству и Отчее Слово [30] и в Ее чреве из всечеловеческой персти создал тело, не всеянное земным отцом [31].
Некогда уста Патриарха Иакова, благословлявшего сына своего Иуду, назвали Богородицу — Летораслью, произращающей Сына Божия действием Св. Духа [32].
Пречистая действительно была Посредницей Боговоплощения, Ее, во время Архангельского благовещения, по благоволению Бога Отца осенил Божественный Дух и вселилось в Нее Слово Отчее [33]. Рождением воплотившегося Сына Божия Она облагоухала миром благодати концы мира [34].
После всего сказанного становится понятною причина всемирного почитания зачатия, рождения и пелен Пресвятой Богородицы. Верующие люди по всей земле достойно чтут песнями и хвалами Ту, Которая рассеяла в мире тьму безблагодатности и принесла человечеству избавление от вечной смерти и дарование обожения [35].
1. Рожд. Богород. утра, Седален по 2 стихосл., 2 тр. 5 п. ^
2. Рожд. Богород. утра, 3 хвалитная стихира. ^
3. Рожд. Богород. утра, Кондак по 6 п. Канона. ^
4. Рожд. Богород. Вел. вечер., 2 стиховн. стихира; утра, 1 Канон, 1 тр. 6 п.. Икос по 6 п.; 2 Канон, 3 тр. 1 п., 4 тр. 5 п. ^
5. Рожд. Богород. Велик, вечер., 2 стихира на Литии; Утра, 1 Канон, 2 тр. 6 п., 1 тр. 9 п.; 2 Канон, 1 тр. 8 п. ^
6. Рожд. Богород. утра, 2 Канон, 2 и 3 тр. 8 п., 1 тр. 9 п., 2 хвалитная стихира. ^
7. Рожд. Богород. утра, Седален по Полиелее. ^
8. Рожд. Богород. Велик, вечер., 3 стиховная стихира. ^
9. Рожд. Богород. Вел. вечер., 3 стиховн. стихира; утра, 2 Канон, 2 тр. 7 п. ^
10. Рожд. Богород. утра, 2 Канон, 1 тр. 1 п., 1 тр. 3 п., 1 тр. 6 п. ^
11. Рожд. Богород. утра, 2 Канон, 4 тр. 8 песни. ^
12. Рожд. Богород. утра, 2 Канон, 4 тр. 8 песни. ^
13. Рожд. Богород. Мал. вечер., 5 стихира на Господи воззвах. ^
14. Рожд. Богород. Мал. вечер., тропарь праздника. ^
15. Рожд. Богород. Велик, вечер., 6 стихира на Господи воззвах. ^
16. Рожд. Богород. Мал. вечер., 1 и 2 стихиры на Господи воззвах, 1 стиховная стихира; Велик, вечер., 4 стихира на Господи воззвах. ^
17. Рожд. Богород. Вел. вечерня, 1 стихира на Господи воззвах, 4 и 5 стихиры на Литии; утра, 1 Канон, 1 тр. 8 п. ^
18. Рожд. Богород. Велик, веч., 2 стихира на Господи воззвах. ^
19. Там же, 3 стихира на Господи воззвах. ^
20. Рожд. Богород. Велик, вечерня, 6 стихира на Господи воззвах; 3 стихира на Литии, 4 стиховная стихира. ^
21. Рожд. Богород. Мал. вечерня, 3 стиховная стихира. ^
22. Рожд. Богород. утра, 2 Канон, 3 тр. 7 песни. ^
23. Рожд. Богород. Вел. вечерня, 1 стихира на Литии; утра, Седален по 3 п. Канона. ^
24. Рожд. Богород. утра, Седален по 1 стихосл., 2 Канон, 3 тр. 4 п. ^
25. Рожд. Богород. утра, 1 Канон, 2 тр. 1 песни. ^
26. Там же, 1 Канон, 3 тр. 1 песни. ^
27. Рожд. Богород. Велик, веч., 4 стихира на Литии. ^
28. Там же, 3 стихира на Литии. ^
29. Рожд. Богород. утра, 2 Канон, 4 тр. 1 песни. ^
30. Там же, 6 тр. 1 п., 6 тр. 5 п., 6 тр. 6 п. ^
31. Там же, 2 Канон, 2 тр. 9 п. ^
32. Там же, 1 тр. 4 п. ^
33. Там же, 2 Канон, 5 тр. 6 п. ^
34. Рожд. Богород. утра, Светилен по 9 п. Канона. ^
35. Рожд. Богород. утра, 2 Канон,4 тр. 6 п., 3 тр. 9 п.; Великая вечерня, 5 стихира на Литии. ^