«Кругом измена, и трусость, и обман» — такие слова оставил в дневнике после своего вынужденного отречения от престола последний российский император Николай II. Более лаконично и точно нельзя описать происходящее в те страшные для России дни — дни, которые аукаются нам и по сегодня; дни, от последствий которых наша страна вряд ли вполне оправится до завершения земной истории человечества.
Книга историка Владимира Хрусталева «Романовы: от предательства до расстрела» посвящена темам, на которые написано множество работ. Достаточно вспомнить книги следователя Н. А. Соколова «Убийство царской семьи», генерала М. К. Дитерихса «Убийство царской семьи и членов Дома Романовых на Урале», труды современных исследователей — П. В. Мультатули, превосходную книгу врача-паталогоанатома Ю. Григорьева «Последний император России. Тайна гибели». О том, как предавали царя, тоже написано немало: это многочисленные мемуары, а также книги И. Л. Солоневича «Великая фальшивка Февраля», И. П. Якобия «Император Николай II и революция», В. С. Кобылина «Анатомия измены. Истоки антимонархического заговора»… Называю лишь первые из тех, что приходят на ум: более-менее полный список занял бы большую часть газетной полосы.
Следует ли из этого, что книга, представляемая сегодня на нашей «Книжной полке», как бы избыточна, потому что всё по данной теме уже сказано? Никоим образом. Во-первых, она нужна по той причине, что человек, с темой знакомый, знает, что вопросов и «белых пятен» остается немало (и содержание книги «Романовы: от предательства до расстрела» еще одно тому подтверждение). Вторую причину сам автор обозначил в предисловии: продолжающиеся ложные наветы на царскую семью; сохраняющееся, увы, неведение немалой части наших сограждан относительно последнего царствования и личности последнего русского императора.
Поиск истины — кропотливый труд, и не следует ожидать, что очередная книга добросовестного ученого сейчас же выдаст нечто сенсационное. Чаще всего исследовательская работа добавляет только несколько крупиц истины, но из этих крупиц и складывается постепенно целостная картина событий.
Владимир Хрусталев — современный историк, главный специалист Государственного архива Российской Федерации, кандидат исторических наук, подготовивший к печати немало сборников документов по истории династии Романовых, автор ряда книг, вышедших в России и за рубежом. Его новая работа будет интересна и тем читателям, кто только начинает знакомиться с данной темой, и тем, кто осведомлен в ней в большей степени, но узнает из нее новые подробности — ведь до сих пор рассекречены далеко не все материалы, связанные с убийством царской семьи: кое-что и по сей день пребывает в недрах спецхранов, куда историкам доступ закрыт. Поэтому значима любая архивная находка.
В первой части, говоря о тех, кто готовил февральский заговор, автор книги особое внимание обращает на «английский след». О роли английского посла Дж. Бьюкенена в роковых событиях писали, разумеется, и раньше; сам английский дипломат с негодованием отрицал такие обвинения, только вот опровергать очевидные вещи довольно сложно. Приводится в книге (кажется, впервые публикуемое) прямое высказывание английского короля Георга V о нежелании предоставить убежище своему свергнутому с трона кузену Николаю II и его семье (потом король всё свалит на правительство лейбористов). Вообще, отношение дорогих союзников к России весьма наглядно иллюстрирует приведенное в книге высказывание британского посла во Франции лорда Ф. Берти. Узнав о революционных событиях в Петрограде и февральском государственном перевороте, он с удовлетворением писал в дневнике: «Нет больше России. Она распалась, и исчез идол в лице императора и религии, который связывал разные нации православной веры. Если только нам удастся добиться независимости буферных государств, граничащих с Германией и на востоке, т. е. Финляндии, Польши, Украины и т. д., сколько бы их удалось сфабриковать, то по мне остальное может убираться к черту и вариться в собственном соку». Что ж, февралисты, на радость нашим западным «друзьям», начали осуществление этой программы, а большевики, совершив через полгода еще один государственный переворот, благополучно ее завершили, понаделав из губерний Российской империи республик с правом выхода и тем самым предопределив распад величайшей в мире державы, одной из пяти ведущих стран мира… Но начало роковых событий коренится все-таки в Феврале. Это осознавали и современники событий. На страницах книги приведена цитата из воспоминаний Анны Вырубовой. Бывшая фрейлина императрицы, в эмиграции ставшая монахиней Марией, писала: «Россия, как и Франция 18-го столетия, прошла через период полного сумасшествия, и только теперь через страдание и слезы начинает поправляться от своего тяжелого заболевания. Плачут и проклинают большевиков. Большевики — большевиками, но рука Господня страшна. Но чем скорее каждый пороется в своей совести и сознает свою вину перед Богом, Царем и Россией, тем скорее Господь избавит нас от тяжких испытаний. “Аз есмь Бог отмщения и Аз воздам”».
Особое внимание в книге уделено вопросу о том, кто именно отдавал приказ об убийстве царской семьи. Напомню: большевики пытались это скрыть на протяжении длительного времени, сваливая всё на инициативу местного совдепа (и стыдливо умалчивая о том, что был убит не только царь, но и его жена, дети и верные слуги). Между тем следователь Н. А. Соколов считал, что приказ об убийстве отдавала кремлевская верхушка во главе с Лениным. Кто бы сомневался — убийство главы государства явно не в компетенции каких-то уральских большевиков. В книге приведены новые подробности, подтверждающие это, а также показано, как коммунисты дезинформировали общество, то публикуя «утку» о похоронах царя, то распространяя слухи о том, что его убийц якобы расстреляли за самоуправство.
Говоря о февральских событиях, хотелось бы напомнить две вещи. Сказка, сочиненная в советское время, гласит: доведенный до отчаяния народ устал от бездарного ведения войны и голода. Это чушь: весной 1917 года Россия с союзниками стояла на пороге победы, и если война затянулась еще на полтора года, то именно из-за того, что роковые события фактически вывели Россию из войны (чего дорогие союзники, радуясь русской катастрофе, конечно, не ожидали). В той войне немцы не побывали ни под Москвой, ни под северной столицей и не стояли на Волге; при царе они не взяли ни Киев, ни Минск, ни Ригу; им удалось оккупировать только Царство Польское да часть Западной Белоруссии и Прибалтики. И голода не было, почитайте воспоминания современников. Но в Петрограде весной 17‑го из-за снежных заносов возникли очереди за хлебом (притом, что хлеб продавали неограниченно, без карточек). Эти очереди на четвертом году мировой войны показались таким невыносимым лишением, что толпа, подзуживаемая Прогрессивным блоком Государственной думы, пошла бить витрины. Увидеть бы им тогда ленинградскую блокадную пайку — 125 граммов хлеба на сутки… Происходившее ярко запечатлел И. Л. Солоневич: «На Невском проспекте столпилось тысяч пятьдесят человек, радовавшихся рождению революции, конечно, великой и уж наверняка бескровной: какая тут кровь, когда все ликуют, когда все охвачены почти истерической радостью: более ста лет раскачивали и раскачивали тысячелетнее здание, и вот, наконец, оно рушится. <…> Они были счастливы — эти стада. Если бы им кто-нибудь тогда стал говорить, что в ближайшую треть века за пьяные дни 1917 года они заплатят десятками миллионов жизней, десятками лет голода и террора <…> пьяные люди приняли бы голос трезвого за полное безумие».
Но вернемся к представляемой книге. Она оканчивается стихотворением офицера-кавалергарда Сергея Бехтеева, который на третий день «великой и бескровной» пророчески писал: «Предатели, рожденные рабами,/Свобода лживая не даст покоя вам./Зальете вы страну кровавыми ручьями,/И пламя побежит по вашим городам./Не будет мира вам в блудилище разврата,/Не будет клеветам и зависти конца;/Восстанет буйный брат на страждущего брата,/И меч поднимет сын на старого отца…». Книга В. Хрусталева — еще одно напоминание о цене и последствиях революционной эйфории.
Газета «Православная вера», № 02 (670), январь 2021 г.