О судьбе последнего перед закрытием в годы гонений настоятеля Казанского храма Саратова — митрофорного протоиерея Льва Архангельского — рассказывает краевед Валерий Теплов.
Пастырь-метеоролог
В 1869 году в семье диакона Введенской церкви города Саратова Василия Архангельского и его супруги Елизаветы родился сын, нареченный во Святом Крещении Львом. Мальчик очень рано остался без отца. Известно, что в 1876 году баллотировкой решался вопрос о замещении трех вакантных мест в Саратовском епархиальном детском приюте. На эти места дети священников, диаконов и иных церковнослужителей могли претендовать только по «их беспомощному сиротству или по крайней бедности, бесприютству и многосемейности». Семилетний сын вдовы диакона Лев Архангельский претендовал неуспешно — был оставлен кандидатом на случай «отказа кого-либо из сирот от поступления». Спустя несколько лет ему удалось поступить в Саратовское духовное училище, окончить его, а затем и Саратовскую духовную семинарию. После этого Лев Архангельский был рукоположен в сан иерея и с 3 сентября 1890 года стал служить в Николаевской церкви села Новокрещеново Кузнецкого уезда Саратовской губернии (ныне деревня Новокрещено Городищенского района Пензенской области).
Супруга его — Анна Ивановна Софинская — родилась в 1869 году в Вольском уезде Саратовской губернии, в семье священника. Она стала деятельной помощницей своего мужа — сельской учительницей. В 1893 году супруги переехали в село Барнуковка Вольского уезда — отец Лев 26 мая был назначен служить в местной трехпрестольной деревянной Казанской церкви. По данным 1912 года, в селе имелась церковно-приходская школа и попечительство о ней.
В 1896 году отец Лев был награжден первой церковной наградой — набедренником, а 28 января 1900 года — скуфьей. В 1901 году он — очевидно, хорошо помня свое проведенное в нужде детство — вступил в «Общество вспомоществования недостаточным воспитанникам Саратовской духовной семинарии».
В 1894 году священник Лев Архангельский построил и оборудовал в окрестностях Барнуковки метеорологическую станцию, где стал вести регулярные наблюдения за погодой. Спустя пять лет, 31 марта 1899 года, Российская академия наук, принимая во внимание проделанную научную работу, утвердила его корреспондентом Николаевской главной физической обсерватории (ныне — Главная геофизическая обсерватория им. А. И. Воейкова). А 17 октября 1914 года Академия наук и указанная обсерватория отметили сельского батюшку благодарностью за плодотворную научную деятельность.
Сто тридцать три бесстрашных свидетельства
В 1914 году Саратовскую кафедру возглавил епископ Палладий (Добронравов), в свое время почти пять лет бывший викарным Вольским епископом и хорошо знавший деятельного барнуковского священника. Настоятелем Ново‑Казанской церкви Саратова отец Лев стал 2 сентября 1914 года и служил в ней до ее закрытия в 1929 году. Здесь он был возведен в сан протоиерея и впоследствии награжден митрой. Отец Лев пользовался огромным доверием и уважением своих прихожан.
Храм этот, расположенный в местности, имевшей название Солдатская слободка, поскольку там проживали потомки пахотных солдат, относился тогда к числу новых: он был освящен 16 октября 1905 года епископом Саратовским и Царицынским Гермогеном (Долганёвым), ныне прославленным в лике святых. На Кузнецовском фарфоро-фаянсовом заводе был заказан для этой церкви знаменитый на весь город иконостас из фарфора с позолотой, украшенный «воздушными» орнаментами, полюбоваться которым приезжали люди со всего Саратова.
Уже в первые годы после Октябрьского переворота 1917 года стали предприниматься попытки закрыть Ново‑Казанскую церковь, но прихожане до последнего боролись за свой храм и делали все возможное, чтобы его сохранить. Для этой цели в 1923 году было создано «Православно-христианское общество при Ново-Казанской церкви в Солдатской слободке», зарегистрированное в губисполкоме. За его создание подписались 133 человека, большинство — рабочие (в списке каждый должен был указать свое социальное положение). Эти люди вызвались полностью взять на свое содержание храм и настоятеля.
В уставе общества подчеркивалось, что прихожане Ново-Казанской церкви не желают иметь ничего общего с обновленцами и хотят оставаться «в канонической зависимости от епископа старо-церковного направления». В то время требовалось немалое мужество, чтобы открыто заявлять такие вещи, однако все сто тридцать три человека поставили под протоколом свои подписи, каждая из которых — молчаливое свидетельство веры. Членам совета общества «Копылову, Попову и Томникову вместе с о. протоиереем Архангельским» было поручено получить благословение от епископа Сердобского Петра (Соколова) и «просить принять общество под свое каноническое руководство».
В документе 1924 года протоиерей Лев Архангельский указывается среди лишенных избирательного права. В том же документе сообщается, что с ним в храме служил диакон Емилиан Гончаров, который в 1937 году был расстрелян на Бутовском полигоне, а в 2000 году прославлен в лике святых в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Несмотря на все усилия прихожан, в 1929 году, когда гонения на Церковь приобрели еще более массовый и жестокий характер, Ново‑Казанская церковь была закрыта. «Строители коммунизма» разграбили все церковное имущество, разрушили колокольню, варварски уничтожили — буквально разбили на куски — уникальный фарфоровый иконостас храма. Но само здание церкви уцелело: в ее стенах на долгие годы разместился заводской деткомбинат, позднее переименованный в детский сад № 20.
Протоиерей Лев Архангельский скончался через пять лет после закрытия храма — 25 марта 1934 года — и был похоронен на Воскресенском кладбище рядом с супругой.
«Никакие трудности не поколебали ее убеждений…»
Дети священника Льва Архангельского унаследовали его интерес к изучению законов мироздания. Владимир (родился в 1892 г.) окончил Петербургский политехнический университет, стал инженером. Сергей (родился в 1894 г.) окончил Варшавский и Московский университеты, был филологом, инженером-физиком, педагогом, был награжден орденом Ленина. Николай (родился в 1896 г.) окончил Варшавский университет и Саратовский сельскохозяйственный институт, стал агрономом-педагогом. Екатерина (родилась в 1898 г.) окончила Саратовский университет, работала врачом, награждена несколькими орденами. Геннадий (родился в 1900 г.) учился в Саратовской семинарии, окончил Саратовский университет, стал агрономом-педагогом, награжден орденами «Знак Почета» и Трудового Красного Знамени. Антонина (родилась в 1902 г.) окончила биологический факультет Саратовского университета. Анатолий (1905–1988 гг.) окончил Саратовский университет, с 1933 по 1980 год преподавал в Уральском политехническом институте, был кандидатом геолого-минералогических наук, доцентом, заведующим кафедрой минералогии и петрографии, являлся организатором кабинета геологии и минералогии УПИ. Виктор (1910–1990 гг.) окончил Иркутский университет, был климатологом, доктором географических наук, профессором, заведующим кафедрой метеорологии и климатологии Саратовского госуниверситета; в 1973–1978 годах — деканом географического факультета университета.
Младшая дочь отца Льва — Антонина — вышла замуж за Всеволода Вячеславовича Кортнева — сына настоятеля храма в селе Разбойщина, который также стал священником, впоследствии был выслан за пределы Саратовской губернии, а в 1937 году арестован в селе Суринск Самарской области и расстрелян в 1938 году. Вдова с пятью детьми (старшему из которых, Серафиму, было 10 лет) осталась одна; младший сын Герман умер в возрасте двух лет. По словам правнучки Антонины Львовны Кортневой — Анны Роганиной — после ареста прадеда семье жилось очень тяжело: из дома их выгнали, несколько лет они жили в землянке, денег не было, на работу никуда не принимали, детям приходилось просить милостыню по деревне. Антонину Львовну постоянно таскали по допросам. Только после войны ее сын Серафим смог перевезти маму в относительно благополучные условия — из деревни в Самару.
«Все свое свободное время прабабушка молилась, читала, — свидетельствует Анна Роганина. — Как рассказывает мама, она была очень верующей. Никакие трудности не поколебали ее убеждений. Из-за ее жизненной позиции в то время ей было непросто устроиться на работу, несмотря на высшее биологическое образование».
* * *
В обоих Казанских храмах, где служил отец Лев, сейчас совершаются богослужения. В Барнуковке церковь была уничтожена, но администрация села по просьбе верующих выделила приходу здание бывшего магазина, которое приспособили под храм. В апреле 2000 года там были совершены чин положения антиминса и первая Божественная литургия.
Здание саратовского храма в честь Казанской иконы Божией Матери было возвращено Саратовской епархии в декабре 1994 года; тогда же начался долгий и трудный процесс его восстановления. Прихожане ухаживают за могилами членов семьи Архангельских на старом кладбище.
Газета «Православная вера» № 23 (618)