Праздник Святой Троицы, также известный как Пятидесятница, является одним из великих торжеств Православной Церкви. В день Троицы богослужение в храме объединяет богословскую глубину и богатые литургические традиции. Оно призвано напомнить каждому верующему о центральном месте тайны Троицы в христианской вере и жизни. О смысле и догматическом значении праздника, особенностях богослужения и песнопений рассказывают наши собеседники.
Тайна Святой Троицы
День Святой Троицы — это день, когда ученики Господни заговорили на самых разных языках, хотя не знали их до этого момента. Просвещенные Духом Святым апостолы получили чудесный дар и разошлись по всему миру с проповедью о Христе Воскресшем, о покаянии, о вечности, о необходимости исполнять Божьи заповеди. Этим ученики привлекли к вере во Христа множество людей, чем открыли им дорогу к спасению.
Пятидесятница — ключевое событие в истории человечества, увенчавшее дело спасительного домостроительства Божия. Отправляясь на Свои крестные страдания, Господь Иисус Христос сказал ученикам: Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам (Ин. 16, 7). Таким образом, именно в сошествии Святого Духа на апостолов состояло исполнение земного служения Христа. С момента Пятидесятницы начинается иная эпоха существования человечества, когда люди, уверовавшие во Христа, образуют церковное сообщество, в котором живет Святой Дух.
Почему же это имеет столь большое значение? Как говорят святые отцы, мы веруем, что Сын Божий ради нашего спасения стал человеком по имени Иисус. Второе Лицо Пресвятой Троицы восприняло человеческую природу. С пришествия же Святого Духа начинается личное участие Бога в жизни каждого человека, уверовавшего во Христа и вступившего в Церковь. Благодаря принятым нами Крещению и Миропомазанию в каждом из нас действительно присутствует Сам Бог — Дух Святой.
Апостол Павел пишет христианам: Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас (1 Кор. 3, 16). Недаром православный праздник Троицы совмещает в себе две различные темы: собственно воспоминание события сошествия Святого Духа на апостолов, а также прославление догмата о Пресвятой Троице.
«Все, что мы сейчас имеем в Церкви, все ее духовное богатство, вся благодать, исходящая от молитв и таинств ее, — все это берет начало со дня Святой Пятидесятницы», — писал приснопамятный архимандрит Кирилл (Павлов) (+2017). Поэтому-то так радостен нынешний праздник, поэтому-то так особенно и чувствуем мы себя в этот день.
О чем поют в храме на праздник?
Празднование Троицы сопровождается одной из самых красивых и запоминающихся церковных служб всего православного годового цикла.
Служба Пятидесятницы в тропарях, стихирах и канонах, ветхозаветных и евангельских чтениях раскрывает сущность учения о Святой Троице и о Святом Духе. Пятидесятница, по словам церковных песнопений, есть праздник «попразднственный и конечный». Он есть завершение всех великих праздников — от Благовещения Пресвятой Богородицы до Пасхи и Вознесения Господа Иисуса Христа. Праздник Пятидесятницы есть окончание крестного пути, пройденного Богочеловеком Христом ради спасения мира, день создания Церкви Христовой, в ограде которой совершается спасение людей благодатью Святого Духа.
Потому богослужение наполнено любимыми православными христианами песнопениями — такими, как, например, праздничная стихира «Царю Небесный». Она так полюбилась людям, что примерно с XIV–XV веков ее стали прибавлять в начале каждой службы, в более старой традиции обычное начало открывалось «Трисвятым». Еще одна стихира Пятидесятницы — «Видехом свет истинный», которая стала настолько любима, что ее также включили в чин Божественной литургии, где она поется после Причащения. Обе эти стихиры специально опускаются в церковном богослужении в период от Пасхи до Пятидесятницы, заменяются другими песнопениями, чтобы в день Пятидесятницы прозвучать с новой силой. И на вечерне праздника мы встретимся с хорошо известными двумя песнопениями, которые мы не слышали в храме со Страстной седмицы.
«Стихиры „Видехом свет истинный…” и „Царю Небесный” первый раз после семинедельного перерыва вновь поются на Троицу. Вообще, молитва “Царю Небесный…” в день Пятидесятницы является как бы именинницей, потому на службе она исполняется несколько раз», — поясняет регент Архиерейского хора Свято-Троицкого кафедрального собора Светлана Хахалина. — В кафедральном соборе у нас есть такая традиция: в праздничный воскресный день, когда после Литургии начинается вечерня, после возгласа “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе” не чтец начинает читать “Царю Небесный…”, а протодиакон поворачивается к прихожанам и запевает вместе со всеми эту молитву. Звучит торжественно, настроение у всех прихожан ликующее, радостное».
День Святой Троицы называют днем рождения Церкви. В этот день Господь открыл людям великую тайну, что Он Бог Троица — Отец, Сын и Святой Дух. Началом Церкви стала община апостолов — учеников Христа. Именно ниспослание апостолам Святого Духа сделало их, простых рыбаков, премудрыми, и через них Господь уловил, привлек к Себе всю вселенную. Именно об этом нам говорит одно из главных песнопений праздника — тропарь.
«Тропарь Пятидесятницы поется в день праздника Святой Троицы неоднократно. И на вечернем богослужении, и на утреннем. Так Церковь прославляет всеведущего Бога, Который делится премудростью с теми, кто Его почитает, — говорит Светлана Владимировна. — Троица — это еще и престольный праздник собора, поэтому наш хор готовится к нему заранее. Мы разучиваем песнопение в гармонизации малоизвестных композиторов, стараемся спеть произведения разных авторов. Сначала мы исполняем тропарь напевом Троице-Сергиевой лавры, затем — в гармонизации Сергея Зубачевского, Петра Гребенщикова, Павла Чеснокова. Это придает службе торжественность и величие».
Благодать Святого Духа
Богослужение Святой Троицы отличается от обычных служб, которые совершаются по воскресным дням. Первая же особенность праздничного богослужения воскресной Литургии — вместо «Трисвятого» поют «Елицы во Христа креститеся…».
«В ранней христианской Церкви на Пятидесятницу особую торжественность Литургии придавала традиция совершать в этот день Крещение оглашенных, то есть людей, готовящихся принять христианство. Отсюда происходит появление торжественного крещального песнопения „Елицы во Христа крестистеся...”, смысл которого в том, что, когда мы крестимся во Христа, наша душа во Христа облачается — в чистые покаянные одежды. Речь также идет и о добродетелях, которыми должны возрастать наши души. То есть крестившиеся во имя Христа и Святыя Троицы облеклись во Христа духовно: в Его правду, святость, кротость, смирение, послушание, терпение, воздержание», — поясняет регент храма во имя святого Архангела Михаила с. Питерка Алена Маркова.
На утрене праздника обязательно поется величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим». Вообще, текст величания своим источником имеет евангельский фрагмент: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин. 15, 26).
Особой торжественностью отличается и канон на Пятидесятницу, написанный святым Косьмой Маюмским. Это гимн в честь Святой Троицы. В нем воспевается сошествие Святого Духа на апостолов как наглядное свидетельство исполненного обещания Спасителя. Вспоминаются здесь и древние пророчества о ниспослании Святого Духа на всякую плоть, также излагаются основные моменты сошествия Святого Духа на апостолов и раскрывается важность этого события.
Наиболее яркая литургическая особенность Пятидесятницы — совершение Великой вечерни с коленопреклоненными молитвами о Церкви, о спасении всех молящихся и об упокоении душ всех усопших. Во время этого мы услышим короткие молитвословия и одно из них — «Кто Бог велий, яко Бог наш; Ты еси Бог, творяй чудеса» (Пс. 76, 12–15). Этот великий прокимен по Уставу исполняется четыре раза в году: вечер Рождества Христова, Пасхи, Антипасхи и Пятидесятницы. «Этим прокимном мы прославляем Бога, провозглашаем, что кроме Него никого нет величественнее, что Ему всё посильно по владычеству и по человеколюбию Своему», — добавляет Алена Валентиновна. И не зря в этот момент мы преклоняем колени, прося, чтобы Господь и нас приобщил к благодати Святого Духа. Чтобы он и нас вразумил тем Духом, которым вразумлял апостолов, поколения проповедников святых, несших слово Божие всему миру.