Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Равнодушный… христианин?
Просмотров: 3857     Комментариев: 0

В издательстве Сретенского монастыря вышла в свет книга настоятеля Петропавловского храма Саратова, церковного публициста игумена Нектария (Морозова). Название этой книги, ставшей «юбилейной», двадцатой в творчестве этого автора, — «Подвиг сердца». В сборник вошли статьи на основе бесед с журналистом Инной Самохиной — их видеоверсии можно найти на сайте Саратовской епархии «Православие и современность». Отец Нектарий делится с читателями размышлениями о приоритетах и ориентирах в жизни современного христианина, об отношениях между людьми, о добродетелях и подвижничестве. Христианин призван быть христианином не только когда переступает порог храма или становится на молитву дома, но каждый час, каждое мгновение своей жизни. Что это значит? Как освоить эту науку? Предлагаем вашему вниманию фрагмент из новой книги.

Что такое участливость? Словарь русского языка трактует это слово через сходные понятия — душевность, отзывчивость, умение сердечно откликаться на чужую беду или радость другого человека. Важна ли участливость для христианина?

Все возможные списки христианских добродетелей не содержат понятие участливости. Однако она — проявление любви, самого главного, что есть в хрис­тианстве. Нельзя любить людей — и не участвовать в их жизни. Нельзя любить людей — и оставаться равнодушным к ним в тех ситуациях, которые участия требуют.

Часто благочестивые, ревностные христиане настолько сосредотачиваются на своей церковной жизни, что совершенно забывают о тех, кто окружает их в повседневной жизни. Причем этому находится благовидное и как бы естественное объяснение: эти люди — другого духа… Наверное, понять это можно: вот воцерковился человек, а окружающие его — нет, и получается, что интересы и приоритеты в жизни у них различаются. Потому и происходит отстранение — от нецерковных близких людей, от их забот, от того, что с ними случается. Но других-то родных и друзей вокруг нет. И благочестивый хрис­тианин оказывается чужим человеком в чужом для него мире. Беды и скорби этого мира тоже становятся для него чужими, сторонними. Получается, что живой жизнью, нормальной для верующего, этот человек уже не живет — а ведь христианину всегда нужно проявлять участие, не проходить мимо. В итоге самое главное из жизни уходит — наша любовь к другим людям.

Несмотря на то что мы не можем проникнуть в тайну Божественного бытия, мы все же знаем, что Бог благ и всемогущ, что Он — Творец всего сущего. Мы знаем, что Он любит человека, и нет ничего в нашей жизни, что Создателя бы не касалось. Любое событие, даже мельчайшее, которое происходит с нами, — как свидетельствуют опыт Церкви, Священное Писание и предание, — самым непосредственным образом Бога интересует, во всем Он обязательно участвует, не презирая ни одной нашей нужды. И если Господь таким образом относится к человеку, то и мы сами должны стараться так же относиться друг к другу. Когда человек остается равнодушным, безучастным к нуждам, скорбям, переживаниям людей, которые его окружают, то он, конечно, не то что хорошим христианином быть не может — а христианином в принципе не является.

Участвовать — делом

Среди святых не было ни одного равнодушного и безучастного человека. Если чуть пристальнее взглянуть на жизнь отшельников, безмолвников, столпников, которые уходили из мира, мы поймем, что время их уединения было наполнено не только молитвой о прощении своих грехов, не только молитвой о милости Божией собственно к ним, но и горячими прошениями о всем мире и живущих в нем людях.

Однажды к преподобному Арсению Великому пришли люди, которые очень желали его видеть. Но святой не вышел к ним, потому что не мог нарушить в тот момент правил своей отшельнической жизни. Посетители с большой скорбью удалились. Через некоторое время они снова появились у порога преподобного, и встреча состоялась. Во время разговора со святым Арсением пришедшие люди укорили его: мол, проделали в прошлый раз большой и трудный путь, а тебя, отче, так и не увидели. На это преподобный ответил: «Да, но когда вы возвращались домой, у вас были время и возможность для отдохновения. Вы останавливались, чтобы передохнуть и подкрепиться. А я до тех пор, пока вы не добрались до места, стоял и молился о вас». Эти слова чуть приоткрывают нам тайну внутренней жизни святых, объясняют, что при видимой безучастности они своим сердцем, своей молитвой во всем участвуют. Поскольку мы такого участия в жизни мира со своей стороны предложить пока не можем — не такова наша жизнь, не такова наша молитва, — то нужно участвовать делом.

Не причинять добро

Когда мы проявляем участие и пытаемся в чем-то помочь человеку, важно не делать этого против его воли, вопреки его желанию. Конечно, если мы видим утопающего, то спасать его надо в любом случае — случайно ли он оказался в воде или решил свести счеты с жизнью. Но в любой другой ситуации наше дело — сначала предложить помощь. Если ее отвергнут, тогда необходимо отступить, не навязываться. Иначе может возникнуть другая крайность — сделать «счастливым» кого-то без его на то желания, причинить… добро.

Когда мы хотим помочь другому человеку, крайне важно для начала понять, какая именно помощь ему необходима, чего желает он сам. Бывает, что кто-то требует от нас участия, поддержки, но такой, какую мы как христиане оказать не вправе. Человек с живой христианской совестью сможет это легко понять — помощь людям не предполагает потакания греховным навыкам, страстям. Приведу самый распространенный пример: на улице к вам подходит тяжело пьющий и, возможно, бездомный человек, просит дать ему денег на «поправку здоровья». Естественно, денег давать в таком случае не надо, лучше предложить ему купить еду.

Помогая, дай посох

Помогая кому-то, нужно всегда помнить, что есть еще одна граница, которую лучше не переходить. У преподобного Варсонофия Великого было такое наставление: «Когда увидишь, что кто­нибудь упал в яму, не давай ему руки твоей, а протяни посох. Если он захочет выбраться, ты поможешь ему, если же он, наоборот, будет тащить тебя к себе, просто отпусти посох. А если ты подашь ему руку, он с легкостью стянет в яму и тебя». На мой взгляд, это некая идеальная модель того, какой должна быть наша помощь. Бывает так, что человек кому-то помогает, а в результате начинают страдать и он сам, и его семья, и его друзья. От неосторожной помощи можно дойти до разрушения собственной жизни — и такая помощь вряд ли оправдана. Апостол Павел учил из избытка восполнять недостаток (см.: 2 Кор. 8, 14), наоборот же поступать — абсурд.

Бывает и так, что ищущий помощи человек на поверку хочет найти того, кто посадит его к себе на шею и разрешит ножками помахивать. Такого допускать тоже ни в коем случае нельзя, это будет медвежья услуга. Мы просто развратим человека, делая что-то за него. К примеру, когда родители ограждают ребенка от любых, даже мельчайших трудностей, от преодоления препятствий, то в результате вырастает капризное и совершенно не приспособленное к жизни существо. Если же взрослые помогают детям, решают все проблемы совместно, при их, разумеется, участии, то это другое дело. Таким образом ребенок постепенно учится жить, мера участия мамы и папы сходит к меньшей величине, что правильно. Так же и в наших взаимоотношениях с людьми, нас окружающими, должно быть.

Газета «Православная вера» № 17 (661), сентябрь 2020 г.