Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Приветственное слово Преосвященнейшего Лонгина, Епископа Саратовского и Вольского, участникам сбора военного духовенства Саратовской епархии
Просмотров: 4443     Комментариев: 0

Уважаемые господа офицеры, досточтимые отцы и братия!

 

Я рад приветствовать всех участников Сбора духовенства Саратовской епархии и представителей Вооруженных Сил и правоохранительных учреждений Саратовской области. На этой встрече нам предстоит обсудить вопросы, одинаково важные для армии и Церкви, для всех тех, кого вверил Господь нашему попечению: военнослужащих срочной службы, офицеров, избравших своей профессией служение своему Отечеству. Наш общий долг и призвание — положить основание доброй нравственности в сердцах людей. Именно такая основа сегодня необходима каждому человеку, а тем более — военным, она подает то укрепление душевных и физических сил, которое помогает выдержать любые испытания.

Это утверждение уже проверено практикой нескольких столетий. Славные традиции духовного окормления военнослужащих духовенством Православной Церкви были во многом забыты, но не изглажены окончательно даже десятилетиями богоборчества в нашей стране. Вооруженные Силы хотят иметь добрые отношения с Церковью — в этом я убедился в ходе своих пастырских поездок. И это стремление к взаимосотрудничеству ощущается как в среде самих военнослужащих, так и среди командного состава. Любовь к Отечеству, готовность к самопожертвованию, патриотический долг были теми нравственными принципами, на которых всегда основывалась армия и которые всегда проповедовала Церковь.

В феврале текущего года Главная военная прокуратура направила в Министерство обороны РФ и Государственную Думу законопроект о введении института священнослужителей в российской армии. Согласно этому документу предполагается, что священнослужители войдут в штат Вооруженных сил, получив воинские звания. Проект этого закона был поддержан и Священным Синодом Русской Православной Церкви. Хочется подчеркнуть, что инициатором восстановления института военного духовенства выступила военная прокуратура, возможно, потому что именно ей приходится разбираться с тяжелейшими армейскими проблемами: дедовщиной, суицидом, побегами военнослужащих из частей и тому подобными. По-видимому, сегодня становится очевидным, что исправление ситуации, оздоровление морального климата в армии невозможно без присутствия духовной составляющей в жизни Вооруженных Сил.

Однако, как и все предложения, касающиеся участия Церкви в жизни общества, этот законопроект вызвал широкое, и далеко не всегда доброжелательное, обсуждение в прессе. Один из самых распространенных аргументов "против" таков: введение института полковых священников может привести к усилению межрелигиозной розни. Надо заметить, что этот аргумент, как и все аналогичные заявления, основан лишь на предположениях и страхах тех людей, которые до сих пор не могут избавиться от стереотипов советского времени и не могут примириться с существованием Церкви в принципе.

Однако вся история существования военного духовенства в России, опыт зарубежных стран, где институт капелланов действует и поныне, свидетельствует: никаких конфликтов, возникновения напряженности там, где в воинскую часть приходит священник, духовенство других традиционных религий — не возникало и не возникает. В России за последнее десятилетие совместными трудами духовенства Русской Православной Церкви и командования Вооруженных Сил и правоохранительных органов также повсеместно создаются условия для духовного окормления военнослужащих и членов их семей, поэтому мы можем уже говорить и о современном опыте подобного служения. В армейской среде уже становится традицией, отправляясь в "горячие точки", обязательно брать благословение Церкви на нелегкую службу, в частях появляются походные храмы, воины имеют возможность приступать к церковным Таинствам в то время, когда они наиболее нуждаются в помощи Божией. Все чаще священников приглашают на освящение воинских знамен и боевой техники, на принятие присяги молодыми воинами. Все чаще мы видим людей в военной форме на богослужениях, при проведении крестных ходов. И я очень надеюсь, что многие присутствующие здесь в ходе встречи подтвердят: деятельность духовенства в воинских подразделениях содействует созиданию порядка, внутреннего мира и взаимопонимания в армейских коллективах.

Как правило, наиболее плодотворное сотрудничество складывается, если священник имеет возможность регулярно встречаться с военнослужащими, и лучше всего — там, где на территории воинской части действует храм или оборудована молитвенная комната. В Саратовской области построено уже несколько воинских храмов. Прежде всего, это храм во имя Пророка Божия Илии, который вы посетите сегодня; он был возведен всего за 7 месяцев при участии военных строителей под руководством генерал-лейтенанта В.С. Якимкина. Самые замечательные примеры сотрудничества можно увидеть Вольском районе, где в закрытом городке военных химиков Шиханы-2 действует храм во имя святителя Николая, Мирликийского чудотворца, построен Крестовоздвиженский храм на территории Вольского высшего военного училища тыла. Дело в том, что благочинный Вольского округа — священник Константин Марков — сам бывший военный, и хорошо понимает необходимость и специфику духовного окормления военнослужащих. Заканчивается строительство Ильинского храма в Энгельсе, и лучшим доказательством того, что он действительно нужен, является уже сложившийся под руководством священника Виктора Лузгана, тоже в прошлом военного летчика, приход в Летном городке, где расквартирована дивизия дальней авиации. Проходят регулярные встречи, занятия с офицерами и курсантами в Саратовском высшем военном училище радиационной и химической защиты (где также действует храм во имя великомученика Димитрия Солунского) и в Саратовском юридическом институте МВД (там освящена часовня во имя мученика Иоанна Воина в память всех выпускников и преподавателей, погибших при исполнении служебного долга).

Особое служение несут сегодня и сотрудники правоохранительных органов, системы Управления исполнения наказаний. Их работа, безусловно, должна быть отнесена к разряду самых тяжелых, связанных с риском и с огромными психологическими нагрузками. Но, в связи с этим, можно сказать, что служение тюремного священника — тоже совершенно особое, важное как для тех, кто преступил закон и несет заслуженное наказание, так и для тех, кто должен обеспечивать соблюдение правопорядка в исправительных учреждениях. Сама обстановка, постоянное внутреннее напряжение, соприкосновение с самыми отрицательными сторонами человеческой жизни, человеческой личности, как правило, вызывают очень большую душевную усталость у сотрудников колоний и тюрем. И задача священника в таких случаях — не дать ожесточиться сердцам "с обеих сторон", вселить в тех, кто оступился, надежду на исправление и спасение, помочь людям приступить к Таинствам Церкви, прежде всего, к Таинствам покаяния и Причащения, в которых нам подаются укрепление и помощь от милостивого и всесильного Господа.

Сегодня, слава Богу, в значительной части исправительных учреждений на территории нашей области мы имеем либо тюремные церкви, либо молитвенные комнаты, в которые могут приходить как находящиеся в заключении, так и исполняющие свой служебный долг. Могут приходить и находить успокоение и отраду своей душе, изливая перед Богом свои скорби и испрашивая Его помощи.

К сожалению, в заключение моего краткого выступления мне по-прежнему приходится говорить о существенной проблеме, которая может быть преодолена лишь со временем — острой нехватке духовенства в Саратовской епархии и в Русской Церкви в целом. Прошло лишь немногим более полутора десятилетий с тех пор, как Церковь получила возможность нести свое служение свободно и открыто, готовить пастырей в духовных школах, принимать участие в общественной жизни. Сегодня у нас нет священников, которых можно назвать исключительно "военными" или "тюремными". Чаще всего, дополнительное служение берет на себя приходской батюшка, ответственный за жизнь своего прихода, за храм, который в большинстве случаев строится либо реставрируется. Поэтому те священники, которые по собственной инициативе окормляют воинские части, колонии — это люди неравнодушные и самоотверженные, истинные пастыри стада Христова. И я сердечно благодарю их за их труд.

Благодарю также всех, кто содействует им в этом служении: командование воинских частей и руководителей правоохранительных структур, военных строителей. Надеемся и в дальнейшем на вашу помощь и поддержку.

Желаю всем участникам Сбора плодотворной работы и помощи Божией в ваших трудах.