Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Я сердечно рад тому, что уже по традиции в начале декабря мы собрались в Саратове на межрегиональных Пименовских чтениях и приветствую всех участников и гостей форума.
Тот факт, что мы с вами собираемся в рамках чтений уже в девятый раз, говорит о многом. Во-первых, о том, что Пименовские чтения доказали свою востребованность. Год от года увеличивается количество представленных работ, расширяется состав участников конференции. Во-вторых, очевидно, что наша совместная работа находит живой отклик в научном и культурном сообществе; что темы, связанные с духовным наследием и духовной культурой и историей нашего Отечества не теряют своей актуальности. И, в-третьих — о том, что добрая память о саратовском архипастыре — Архиепископе Пимене (Хмелевском) — бережно сохраняется в нашем городе. В том, что Пименовские чтения стали заметным явлением в научной и культурной жизни региона, мы видим в большой мере заслугу самого владыки Пимена: это значит, что заложенные им основы общения представителей светской интеллигенции и Церкви были настолько крепкими и благонадежными, что спустя многие, многие годы по-прежнему приносят самые добрые плоды.
Тема чтений в этом году — «Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития». В поле зрения наших участников, докладчиков, исследователей — самые разные проблемы. Как сочетается христианское мировоззрение с современными взглядами на мир, достижениями науки и техники? Какова роль традиции, нужна ли она и в тех сферах человеческой деятельности, которые ориентированы на будущее, в частности, в образовании и науке? Это вовсе не «вопросы общего характера», как может показаться на первый взгляд. Это попытка обозначить и сохранить важнейшие ценностные основы человеческого бытия в стремительно меняющемся мире, чтобы, стараясь изо всех сил поспеть за этими переменами, не потерять главного и не построить здание чаемого общественного благополучия на песке…
Как всегда, множество тем для серьезных исследований дают история Русской Православной Церкви ХХ века и церковно-государственных взаимоотношений, богатейшее духовное наследие христианства. Поэтому работа наших традиционных секций, посвященных истории, философии, осмыслению святоотеческого наследия, как всегда, обещает быть насыщенной. В программе Пименовских чтений с каждым годом увеличивается доля актуальных тем: защита нравственности в секулярном мире, духовная безопасность, проблема сохранения культуры в информационном пространстве, политические и социальные особенности современного общества, новые течения в литературе и искусстве — эти и многие другие темы будут обсуждаться на секциях Пименовских чтений.
В этом смысле основная идея нашего церковно-общественного форума такова: проблемы современного общества — тем более острейшие из них, такие, как проблемы саморазрушения личности и распространения общественных болезней, ставящих под сомнение будущее нашего народа,— нельзя обсуждать в отрыве от их духовно-нравственных причин. Образно и точно говорил об этом недавно Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. «Для того чтобы не рухнуть — человеку, личности, чтобы не разделиться семье, чтобы сохранить народ, государство, — нужно сохранять не только плодоносящие ветви и собирать плоды, не только любоваться мощным стволом древа, но и помнить и заботиться о корнях, потому что корни удерживают дерево»,— сказал Святейший Патриарх.
Между тем, мы видим в современном мире не только явное отрицание традиционных ценностей, отторжение их, но и множество более тонких подмен. Почему на наших чтениях необходимо говорить о правовой культуре? Очевидно, что современная правовая система имеет христианские корни. Однако в секулярном мире происходит очень интенсивный и опасный процесс: традиционные нравственные ценности, когда из них искусственно изымается их религиозная первооснова, наполняются подчас прямо противоположным содержанием, и это отражается, в том числе, на законодательстве. И оно, например, отказывает в праве на жизнь миллионам нерожденных детей, или дает человеку право на саморазрушение любым способом, практически на медленное самоубийство. Дает ему «свободу» не только быть порочным, не только оправдывать, но и пропагандировать порок, вовлекая в него все новых людей, воздействуя, прежде всего, на подростков и молодежь, которых никто не научил элементарным вещам: что такое хорошо и что такое плохо. Примеров тому в окружающей действительности сколько угодно, мы сталкиваемся с ними ежедневно.
Еще одна тема, которая в последние месяцы активно обсуждается в прессе — взаимоотношения Церкви и интеллигенции. Задаются вопросы: нужна ли интеллигенция Церкви, и нужна ли Церковь интеллигенции? Думаю, что наши Пименовские чтения — лучший ответ на эти вопросы.
Трудности в наших взаимоотношениях, действительно, бывают. Во многом они обусловлены исторически: на рубеже XIX-ХХ веков русская интеллигенция много поспособствовала свержению государственного строя, видя в числе своих первых врагов, в том числе, и Православную Церковь. Жаль, что этот горький исторический урок, как мне кажется, остается неусвоенным до конца и по сей день.
Однако между понятиями «интеллигенция» и «Церковь» нет и никогда не было неразделимых преград. Совсем наоборот. Глубочайший русский философ Алексей Федорович Лосев, находившийся в тайном монашеском постриге (монах Андроник) во многих своих работах говорил о том, что такое интеллигентность, и что ею не является. Он дал много определений, но самым важным и в то же время самым простым считал такое: «Интеллигентен тот, кто… всегда целесообразно трудится, но он всегда настолько прост душой, что даже не чувствует своего превосходства над людьми неинтеллигентными».
Очень отрадно, что сегодня значительная часть интеллигенции — деятелей науки и культуры, сферы образования — это люди церковные или воцерковляющиеся. Поэтому провести даже условную границу между Церковью и интеллигенцией практически невозможно.
Церковь сегодня считает своей обязанностью заботиться о развитии образования. Мы стараемся создавать не только воскресные школы при храмах, но и православные гимназии, и детские сады, вести работу в вузах. Прежде всего, чтобы помочь молодому поколению обрести надежные духовно-нравственные основы своей жизни. Еще — для того, чтобы донести до людей подлинный смысл служения Церкви, правильные представления о ней. И тот, кто по-настоящему хочет послужить своему народу, его духовному, нравственному преображению, воспитанию — лучше всего и полнее всего может делать это именно в Церкви, в сотрудничестве с Церковью.
Я сердечно благодарю всех гостей и участников девятых Пименовских чтений за доброе сотрудничество, искренний интерес к духовным традициям нашего народа. Желаю всем вам взаимополезного общения, новых достижений в вашей учебной, научной, просветительской и общественной деятельности.