Ваши Преосвященства!
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Я сердечно приветствую всех участников и гостей Межрегиональных образовательных Пименовских чтений! В этом году они проводятся в 16-й раз. За это время наши чтения приобрели добрую репутацию самой представительной гуманитарной конференции в Саратовской области. На этот раз к обсуждению на пленарном заседании, секциях, круглых столах чтений предлагается тема «Молодежь: свобода и ответственность».
Сразу отмечу, что в этом году работа ряда секций предварила пленарное заседание. И мы видели, что эта тема вызвала самый серьезный отклик со стороны участников.
Дело в том, что в истории научной мысли, как и в практическом плане, проблема свободы всегда была тесно связана с поиском смысла человеческой жизни, с проблемой нравственного выбора. От того, как человек понимает свободу, во многом зависит избрание им своего пути и его отношение к серьезным современным проблемам. Можно сказать, что понимание свободы является неким центром, определяющим ценностный мир человека.
В общественном пространстве сегодня также говорят о свободе очень много. Вообще, это слово имеет множество очень достойных значений. Свобода — как государственная независимость, суверенитет, как отсутствие стеснений в общественно-политической жизни, возможность действовать в какой-то области без ограничений, запретов, беспрепятственно. Например, мы говорим, что сегодня Церковь в России свободна как никогда в своей истории и может свидетельствовать о Христе ближним и дальним, нести свое служение во всей полноте. И мы благодарны за это Богу.
Но словом «свобода» обозначаются сегодня и различные подмены.
Например, понятие свободы в общественных отношениях сегодня практически приватизировано носителями либеральной идеологии. Казалось бы, сторонники либерализма по определению должны спокойно и с уважением относиться к чужому мнению. Однако мы видим, что эта идеология признает свободу лишь свою собственную, и оказывается не менее жестко настроенной к инакомыслию, чем идеология тоталитарная. И неизменно враждебна она по отношению к Русской Православной Церкви.
Не менее разрушительной бывает и «свобода самовыражения» в искусстве — то есть без какого-либо самоограничения, при сознательном разрыве с традицией. Современные авторы часто говорят, что их творчество находится за гранью добра и зла. За этими словами на самом деле скрывается сознательный отказ от любых нравственных критериев как от чего-то «скучного» и «отжившего». Современное искусство в массе своей ориентирует человека на несерьезное, игровое отношение к жизни, интересуется в человеческой природе только изломанным, низменным, создает и романтизирует «эстетику» саморазрушения.
Под словом «свобода» в человеческих отношениях часто скрывается безответственность, полный произвол по отношению к другим людям. Именно такой «свободе» обществе обязано острыми социальными проблемами. Разрушение брака, брошенные дети и старики — все это не просто личное горе многих и многих людей, но и явления, способные уничтожить нашу страну и наш народ.
Вообще состояние нашего современника, совершенно свободного, но не имеющего внутреннего стержня, можно описать с помощью такого святоотеческого образа: сегодня человек — как дом с открытыми настежь дверями и окнами, туда входит, кто хочет, и заносится ветром все, что только можно. Но если у людей нет правильной системы ценностей, их сознанием и обществом в целом можно манипулировать как угодно, и эти манипуляции всегда разрушительны.
Над темой «Свобода и ответственность» много размышлял Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, так называется один из его трудов. «Мне совершенно четко и определенно стало ясно, что одним из величайших заблуждений, в которые впадало человечество в своем цивилизационном развитии, было разрушение связи между свободой и нравственным чувством»,— к такому выводу пришел Святейший Патриарх.
Наши чтения посвящены памяти архиепископа Пимена (Хмелевского) — архипастыря, который около 30 лет управлял Саратовской епархией в годы гонений как явных, так и прикровенных, но не менее изматывающих Церковь и верующих людей в последние годы советской власти. Несмотря на то, что он был вынужден нести свое архиерейское служение в крайне стесненных условиях, владыка Пимен запомнился людям как человек высокообразованный, интеллигентный и внутренне свободный. Сама его жизнь была проповедью о Христе. О какой свободе здесь можно говорить, и как вообще понимает свободу христианство? Ведь уже первым христианам адресованы апостольские слова: К свободе призваны вы, братия (Гал. 5, 13).
Мы знаем, что Господь сотворил человека по образу и подобию Своему (ср.: Быт. 1, 26) — то есть наделил его разумом, бессмертной душой, свободной волей, способностью к творчеству и самопознанию. Причем эта свобода так дорога Богу, что Господь ничем ее не стесняет. Он хочет, чтобы человек в своей жизни свободно избирал доброе, свободно и с любовью исполнял заповеди Божии.
Как говорит святитель Николай Сербский: «Богу с самого начала было важно, чтобы человек действовал как свободное существо». Бог сподобил человека «исключительного положения, дав ему свободу, дабы тот определился: за Бога он или против Бога, за жизнь или за смерть. Положение весьма почетное, но в то же время и весьма опасное».
Христос Спаситель пришел в мир, чтобы научить нас разумно пользоваться своей свободой. Он Сам не раз в Евангелии говорит об этом: познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8, 32). Своим примером Сын Божий учит нас тому, что есть добро, а что — зло, что мы должны делать, а от чего отвращаться, что ведет нас к жизни, а что — к смерти.
И во все времена христиане понимали свою свободу как возможность полноценной жизни по евангельским заповедям, возможность быть со Христом и в этом веке, и в будущем. В продолжение слов о призвании к свободе апостол наставляет: только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя (Гал. 5, 13-15)
Поэтому, подводя итог, можно сказать так: для христиан свобода — это разумный выбор, основанный на заповедях Божиих, сопряженный с ответственностью личности перед своим Создателем и другими людьми. Свобода и ответственность — две неразрывные стороны созидательной деятельности человека. И я от всей души желаю, чтобы такое понимание помогло нам в жизни и стало путем к подлинному счастью и миру души.