Ваше Преосвященство!
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Я сердечно приветствую всех участников и гостей Межрегиональных образовательных Пименовских чтений, которые проводятся в Саратове уже в пятнадцатый раз. Этот небольшой юбилей говорит о том, что наши встречи востребованы; что они, как это и задумывалось в свое время, стали значимым местом общения представителей научной, творческой интеллигенции, педагогического сообщества и Русской Православной Церкви.
В этом году тема Пименовских образовательных чтений — «Нравственные ценности и будущее человечества». Как всегда, эта тема будет всесторонне рассматриваться участниками дискуссии с точки зрения современных гуманитарных наук — истории, философии, социологии, культурологии, педагогики и других.
О том, что нравственные понятия влияют не только на жизнь индивидуума, но и всего общества, известно с древних времен. Не случайно нравственная философия, или этика, — в числе старейших отраслей научного знания. Она ставит перед собой вопросы, крайне важные для человеческого бытия: что есть добро и что — зло? Как возникают нормы нравственного поведения? Абсолютны они или относительны? В чем цель и смысл жизни человека, человечества и всей вселенной? В чем состоит так называемое высшее благо? — и многие другие…
Один из краеугольных вопросов, однозначный ответ на который в рамках этой науки так и не был найден: как связаны нравственность и вера человека? Насколько нравственность обусловлена религиозностью?
Мудрый ответ на этот вопрос, как бы «от противного», дал русский писатель-философ Федор Достоевский устами своих героев: если Бога нет, «стало быть, все позволено».
Наглядным и страшным подтверждением разрушительного характера этой теории обезбоженного мира, где «все позволено», стала сама история нашей страны, где почти семь десятилетий предпринимались попытки построить рай на земле без Бога, создать «нового человека». Как раз в эти дни, месяцы мы вспоминаем события столетней давности: октябрьский большевистский переворот, становление новой власти, которая начала кровавые репрессии против собственного народа и гонения на Русскую Православную Церковь.
«Царственные страстотерпцы, сонм новомучеников и исповедников за веру, сотни тысяч жертв, уничтоженное духовное наследие, изгнание интеллектуального цвета нации за ее пределы… События ХХ века для многих людей — это все еще кровоточащая рана», — отмечает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Почему Россию в ХХ веке постигло столь страшное испытание?
«Рассуждая о причинах известных революционных событий, — говорит Патриарх, — мы, конечно, не можем игнорировать веками нараставшие социальные противоречия в Российской империи. Разрыв связей между общественной элитой, высшим сословием и простым народом; интеллектуальная атомизация, поощряемая, в том числе, и активным распространением разрушительных идей и концепций; понимание свободы как вседозволенности; кровавый шквал террора, провоцирующий рост панических настроений и нагнетание атмосферы страха в обществе, — всё это постепенно разрушало основы народного бытия, разрушало веру и традиции. На смену пришло злое по природе разделение, и подтвердились слова Господа: Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит (Мф. 12, 25)».
Главную причину трагических испытаний ХХ века назвал еще святитель Тихон, Патриарх Московский. В своей проповеди на гражданское новолетие 1918 года он пророчески предвосхитил судьбу нашего народа, нашей страны и нашей Церкви: «Минувший год был годом строительства Российской Державы. Но увы! Не напоминает ли он нам печальный опыт Вавилонского строительства? <…> И вся эта разруха и недостатки оттого, что без Бога строится ныне Русское государство. <…> Успеха не будет никакого до тех пор, пока не вспомним о Боге, без Которого ничего доброго не может быть сделано (см.: Ин. 15, 5)».
Об этом не раз говорилось на только что завершившемся Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Он проходил 29 ноября – 2 декабряв Москве и был посвящен столетию исторических событий: открытию Поместного Собора 1917 – 1918 годов и восстановлению на нем Патриаршества. В послании Собора 2017 года клиру, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви, в частности, говорится: «Памятуя о трагических событиях ХХ века и размышляя об их причинах, мы должны с глубоким смирением и искренним убеждением свидетельствовать пред ближними и дальними о главном уроке минувшего столетия: без Бога никакое государственное или общественное строительство не приведет к благополучию… Представители всех слоев общества должны приложить усилия, чтобы избежать повторения ошибок, приведших в прошлом веке к страданиям и смерти множества людей, к разрушению государственности».
Я хотел бы добавить, что тема исторических уроков ХХ столетия требует осмысления, разговор о ней не завершен, в обществе должны прозвучать четкие исторические и нравственные оценки этого периода. И я хотел бы пожелать, чтобы наши чтения содействовали этому.
Возвращаясь к главной теме Пименовских образовательных чтений, я хотел бы подчеркнуть, что считаю ее крайне актуальной.
Общемировая тенденция такова: сегодня провозглашаются приоритетными не традиционные нравственные начала, а современное представление о правах человека как наивысшей ценности. По сути, это искажение тех же христианских ценностей — но настолько сильное, что во многом меняет их смысл на противоположный. Для ныне распространенного либерального мировоззрения нет понятия греха или нравственно недостойного поведения, а есть лишь «плюрализм поведенческой модели». Стирается граница между добром и злом. Наступает время отказа не просто от традиционной нравственности, но более того — от богоустановленных начал жизни (каким является, к примеру, понимание семьи как союза между мужчиной и женщиной или представление о ценности человеческой жизни с момента зачатия и до момента ухода человека, определяемого Создателем). Сегодня само время требует осмыслить перспективы происходящего: как эти перемены отразятся на следующих поколениях, есть ли вообще будущее у человечества, в котором утрачиваются базовые представления о добре и зле? Для внимательного человека очевидно (мы видим множество подтверждений тому в окружающем нас мире), что нравственная дезориентация может приводить к краху не только судьбы отдельных людей, но и целые страны, народы, культуры, общества…
Именно поэтому Церковь говорит о том, что детей и молодежь необходимо знакомить с национальной культурой своего народа, в том числе, с культурой духовной.
Как же отвечает христианское учение на тот вопрос этики, о котором я говорил в начале? Без сомнения, нравственность человека очень тесно связана с его религиозностью, так как, согласно Евангелию, вера без дел мертва. Вера — главное, что определяет жизнь человека и его ценности.
Церковь не ставит перед собой утилитарных задач — по воспитанию нравственности в людях и тому подобных. Но она, на основании Священного Писания и своего духовного опыта, свидетельствует о том, что человеку присуще врожденное нравственное чувство: в его душе звучит голос совести — голос Божий. В то же время человек призван к богоподобию, ему дана свобода — прежде всего, свобода выбора. К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу, — говорится в апостольских посланиях (Гал. 5, 13).
И в Новом, и в Ветхом Завете Господь призывает человека избирать доброе сознательно: жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое (Втор. 30, 19).
И если человек избирает жизнь, прилагает усилия к очищению своего сердца — Сам Бог помогает человеку измениться к лучшему, благословляет его труды. Вот почему мы говорим, что Православие — не теория, не сборник устаревших норм и ограничений, потерявших свою актуальность в современном мире, а живая жизнь с Богом — радостная, полная, имеющая цель и смысл.
Нам очень хотелось бы поделиться этим пониманием в рамках чтений, посвященных памяти архиепископа Пимена (Хмелевского) — лично у него это получалось очень хорошо. Несколько слов о жизни и служении этого замечательного архипастыря, который оставил яркий след в истории Саратовской епархии и Русской Православной Церкви в целом.
Он родился в 1923 году в Смоленске. В 1944 году принял монашество в Жировицком монастыре, в Белоруссии. Учился в Минской семинарии, затем в Московской Духовной Академии, преподавал в Московских духовных школах. В 1955 году архимандрит Пимен был направлен в Иерусалим и около двух лет исполнял послушание начальника Русской Духовной Миссии. С 1957 по 1964 год он был наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Это было трудное время возрождения, когда наместнику необходимо было заботиться и об устроении внутренней монашеской жизни, и о возвращении монастырю его исторических помещений, и о реставрации поруганных храмов в тяжелой атмосфере прямого политического и финансового давления со стороны властей.
В январе 1965 года он был рукоположен во епископа Саратовского и Волгоградского. На Саратовской земле владыка Пимен нес свое служениеоколо тридцати лет, причем в то время, когда проповедь о Христе была крайне затруднена, храмы закрывались, деятельность Церкви строго контролировалась враждебно настроенной государственной властью.
Это был человек, который жил Богом, молитвой, напряженной духовной жизнью. И в то же время это был человек глубочайшей культуры, знаток классического искусства.Он обладал исключительным даром общения и умением находить общий язык с самыми разными людьми, в том числе совершенно далекими от Церкви, помогал им находить путь к Богу. Долгие годы дружбы связывали егосо многими деятелями искусства, музыкантами, художниками, в том числе Николаем Бенуа, Мстиславом Ростроповичем, Галиной Вишневской.
Владыка Пимен, глубоко верующий архипастырь и удивительно талантливый человек, был поставлен в такие обстоятельства, в которых, казалось бы, он мог сделать совсем немного, ведь развивать церковную проповедь и церковную жизнь было невозможно. Однако его служение стало исключительно благоплодным, о чем свидетельствует добрая память о нем и уже пятнадцатилетняя традиция проведения в нашем городе Пименовских чтений.
Мне хотелось бы также приветствовать участников Педагогического форума, который приобретает все большее значение как неотъемлемая часть наших образовательных чтений. На этот раз в рамках форума будут действовать 7 секций, посвященных теории и практике духовно-нравственного воспитания в современной школе и учреждениях дошкольного образования. К участию приглашены педагогические работники из всех районов Саратовской области: методисты, преподаватели курса «Основы религиозных культур и светской этики», воспитатели детских садов, педагоги дополнительного образования. Форум дает им возможность обмена реальным практическим опытом: на тематических секциях можно будет ознакомиться с наработками коллег, поучаствовать в мастер-классах, посетить открытые уроки.
Многие из присутствующих здесь уже знают оВсероссийском конкурсе в области педагогики, работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя». Этот конкурс проводится Министерством образования и науки Российской Федерации и Синодальным отделом религиозного образования и катехизации при поддержке аппарата Полномочных представителей Президента в федеральных округах. К участию в этом конкурсе приглашаются представители всех типов существующих в России учебных заведений: педагоги общеобразовательных, православных школ, гимназий и лицеев, школ с этнокультурным компонентом, музыкальных школ и домов детского творчества, а также преподаватели институтов повышения квалификации учителей и педагоги высшей школы. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, окружной этап этого конкурса в 2018 году пройдет в Саратове. Призываю наших гостей принять участие в этом интересном конкурсе. На следующих Пименовских чтениях, если благословит Господь, мы будем чествовать победителей второго этапа.
Благодарю всех вас за участие и искренний интерес и от души желаю взаимополезной и плодотворной работы!