Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Приходи на себя посмотреть
Просмотров: 456     Комментариев: 0

Этой осенью в саратовских кинотеатрах можно было посмотреть фильм православной тематики «Крест». Выход в российский прокат приурочили к празднику Воздвижения Креста Господня, который отмечается 27 сентября. Новая картина режиссера Сергея Дебижева завораживает зрелищными съемками и богатым звуковым сопровождением.

Киногруппа «Креста» побывала в разных частях света и привезла съемки из Иерусалима, Эфиопии, Гонконга, Египта, а также из российской глубинки. Перед зрителями проплывают монастыри Суздаля и Тутаева, Соловецкая и Псково-Печерская обители, вырубленные в скалах православные храмы Эфиопии, священная гора Синай, иерусалимский Храм Гроба Господня. Монахи, прихожане, церковные обряды… Контрастом выступает бездуховная современность, где люди эгоистичны и озабочены потреблением и развлечениями. Кадров сверкающего иллюминацией мегаполиса, полного соблазнов и, как выразился в одном из интервью автор фильма, «греховного безумия», в картине немало.

Цитата из фильма: «Сказано, что в последние времена появятся люди, похожие на бесов даже внешне. Мы и сейчас встречаем таких людей, в которых просматриваются рога. Их все больше и больше. Но мы знаем, что наши герои — Александр Невский, герои русские, подвижники. Мы хоть и слабые, но знаем, куда идти, в какую сторону… Этот мир был изначально задуман как временный. В Апокалипсисе Иоанн Богослов пишет, что мир все равно обречен и деградация людей естественна. Земля будет существовать до тех пор, пока она рождает… людей, которые угодны для будущей жизни. В этом смысл».

Сергей Дебижев называет свой фильм духовным посланием из России. Он приглашает отправиться в путешествие в иное, религиозное измерение, где нет времени и пространства, но царят законы духовной жизни. А крест выбран потому, что в нем заключены древнейшие сакральные смыслы. С одной стороны, это символ мучений, с другой — символ спасения.

Цитата из фильма: «Хочешь приблизиться к Богу, неси свой крест. А если ты от него отказываешься, то это твой выбор. Христиане — они же крестоносцы. Все воины, солдаты — они в борьбе сами с собой. Если не отступишь, будешь нести свой крест, Господь тебя примет в Свой мир».

«Крест» представлен в документальном жанре. При этом зритель, который ждет, что ему расскажут историю, увлекут сюжетом, ждет напрасно. Сценария здесь нет, классического трио «завязка — кульминация — развязка» тоже не наблюдается. Логика повествования туманна, поэтому эпизоды можно смело менять местами. Пожалуй, это скорее операторское, а не режиссерское кино — столь мощно работают в картине оператор Алексей Немов с коллегами.

Практически любой кадр «Креста» самодостаточен и высокохудожественен. Звонарь, раскачивающий огромный колокол. Монах-иконописец за работой. Человек, сгибающийся под тяжестью деревянного креста на фоне снежных равнин. Эпические виды сверху (выше куполов!) развалин храма. Портреты современников на городской улице. Всё так и просится в рамку картины. На протяжении полутора часов глаза зрителя услаждают образцы высочайшего операторского мастерства.

Цитата из фильма: «Бог непостижим, и мир непостижим. Мы видим всё как сквозь тусклое стекло — приблизительно. А если человек не ищет, он вообще ничего не видит. Нужно всматриваться во все, вглядываться в суть. Не смотрите на образ, внешность, достоинство. А смотрите в суть человека, тогда потихонечку что-то будет открываться. Тогда человек начнет проникать в тайну мира, поймет, что мир не такой примитивный, плотскОй, убогий. На самом деле, мы живем в таинственном сказочном мире».

«Крест» Сергея Дебижева — это коллекция красивых глянцевых зарисовок, отвлеченных, абстрактных образов. Представлен, в общем-то, привычный набор ассоциаций на тему православия: крещение младенца в купели, купола, свечи, лампады, написание иконы, колокольный звон, священнослужители разных стран и национальностей. Из непривычного, цепляющего взгляд — кресторезная мастерская, водружение креста всем миром, плавание с иконой на кораблике, многочисленные съемки с квадрокоптера.

На экране появляются исторические места и знаковые здания, реально живущие люди, но для режиссера они — лишь иллюстрация важных для него мыслей и идей. С помощью монтажа антиподами становятся лица горожан в урбанистической толпе и лица прихожан в храме, девушки в ярком макияже у ночного клуба и их сверстницы в платках, по виду — ученицы воскресной школы. В роли заблудших овец — люди в шлемах виртуальной реальности, а сотовый телефон теперь вместо креста сопровождает человека от рождения до тризны. Расставленные акценты без лишних слов дают понять, кто во что верит, чему поклоняется. Видеоряд перемежают монологи участников съемок, в основном священнослужителей.

Цитата из фильма: «Житейское море — это наша жизнь земная. И если у человека нет компаса, навигатора, то он не знает карты. Он обязательно в этом океане будет блуждать без конца. А у христианина карта — Евангелие, цель — будущая жизнь. Какие бы скорби нас ни посещали, нам легче их переносить, потому что мы знаем, что это лекарство для нас. Надо помнить, что Бог никому сверх силы не попускает».

В фильмографии 67-летнего Сергея Дебижева десятки работ. В молодости Дебижев дружил с Виктором Цоем и Сергеем Курёхиным, снимал клипы для рок-музыкантов. В 1992 году прославился абсурдистским музыкальным фильмом­пародией «Два капитана 2». Среди его неигровых картин — «Последний рыцарь империи», «Гимн великому городу», «Крым небесный», «Хлеб, “Север” и кобальт», а также вышедший в 2022 году на экраны «Святой Архипелаг» — о жизни Соловецкого монастыря и его насельников. Эта картина отмечена призом за лучший документальный фильм 44-го Московского международного кинофестиваля.

Несомненное достоинство нового киноопыта — богатая звуковая палитра. Схиархимандрит Серафим (Бит-Хариби) из Грузии чарующе исполняет на языке Христа, арамейском, псалмы, «Отче наш» и молитву в Гефсиманском саду. Кроме духовной музыки зрителя окружают разного рода шумы — звоны, стук, свист, треск, падение капель, звяканье стекла, эхо, птичьи трели. Гармоничная какофония сопровождает сменяющиеся кадры по нескольку минут, без подкрепления в виде титров и комментариев. Для современника, привыкшего к мельканию картинок в гаджете, столь продолжительные периоды «информационной тишины» непривычны.

Сергей Дебижев уверяет, что «Крест» подойдет для семейного просмотра и будет актуален для молодежи. Мол, ей сейчас особенно трудно найти точки духовной опоры: развитие технологий ориентирует подрастающее поколение на бездушный цифровой мир, не давая жизненных, духовных навыков.

Ключ к фильму «Крест» мне подсказала, сама того не ведая, девушка возраста 20+. Она тоже была на киносеансе и вышла из зала с заплаканными глазами. Я спросила, понравился ли ей фильм, она кивнула. Но на вопрос, что именно понравилось, пожала плечами. Мол, ничего конкретного. «Я была в своих мыслях, думала о своем», — был ответ. Но что-то в этом кино проняло ее до слез!

Вероятно, «Крест» — это фильм-ассоциация. Фильм, похожий на классический психодиагностический тест для исследования личности «Пятна Роршаха», где в предложенных чернильных разводах каждый испытуемый видит свой смысл, находит свои ответы. Это не кино, которое смотришь ты. Это кино, которое смотрит тебя.

Газета «Православная вера», № 11 (739), ноябрь 2024 г.