Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Премудрый старец Паисий
Просмотров: 292     Комментариев: 0

«Крины сельные или цветы прекрасные, собранные вкратце от Божественного Писания» – так поэтично называется одна из книг преподобного старца Паисия Величковского. 28 ноября Церковь чтит его память. Всю жизнь этот святой стремился к совершенной красоте духа. Святость его жизни, множество учеников и богатое духовое наследие – свидетельство приближения к совершенству, к которому призывает нас Господь.

Потомственный служитель Бога

Преподобный Паисий, в миру Петр Иванович Величковский, родился 21 февраля 1722 года. Весь род Величковских и по мужской, и по женской линии служил Богу – его прадед, дед, отец и старший брат были протоиереями города Полтавы.

С раннего возраста будущий подвижник был человеком книжного духа. Мальчик рано начал читать Священное Писание и святых отцов. Древние подвижники, о которых Петр узнавал из житийной литературы, стали его героями. Он хотел им подражать, идти их путем ко Христу.

С 12 лет Петр обучался в Киевской духовной академии и с первых дней учебы мечтал о монашеской жизни. Уже тогда он написал для себя короткое правило и стремился неукоснительно его соблюдать: не осуждать своих братьев даже тогда, когда собственными глазами видел их согрешения, никогда ни к кому не иметь ненависти и от всего сердца прощать ближним их согрешения.

В 17 лет он ушел в Любечский монастырь, основанный преподобным Антонием Печерским. Затем отправился в молдаво-влахийские монастыри, где учился молитве и монашескому послушанию.

Афонский монах

Духовная жизнь послепетровской империи находилась в глубоком кризисе. В стране сократилось число монастырей, и иноческая жизнь, лишенная старческого руководства, оскудевала даже в прославленных обителях. Стремясь найти старцев, опытных в святоотеческих писаниях, он пришел на Святую Гору Афон. Здесь в возрасте 28 лет был пострижен в монашество с именем Паисий. К нему стали приходить ученики. Не считая себя достойным учить других, святой Паисий принимал братию с условием иметь вместо наставника учение святых отцов Церкви. В тридцать шесть лет его рукоположили в священный сан.

После семнадцатилетнего пребывания на Афоне старец Паисий возвратился в Молдавию и поселился с братией сначала в пустующей Драгомирнской обители, а затем в горном Секульском монастыре. Братия умножилась, и преподобному Паисию пришлось переселить свою общину в богатейший Нямецкий монастырь. Авва Паисий учил братию покаянию и Иисусовой молитве. Иноки ежедневно исповедовали помыслы духовнику, трудились над переписыванием святоотеческих книг.

Восхищаясь устройством монашеской жизни в греческом монастыре Симеона Нового Богослова, погружаясь в богатейший духовный опыт русского старца Нила Сорского, отец Паисий сделал главный упор на внутреннем устроении души каждого инока. Он непрестанно делился с учениками своим молитвенным опытом, после вечерней трапезы вел беседы с братией, читал им и комментировал святоотеческие труды. Нямецкая обитель под руководством старца Паисия стала одним из самых больших монастырей Православной Церкви того времени, вмещая тысячу насельников.

Переводчик святых отцов

Материалом для поучительных занятий с братией преподобному Паисию служили богодухновенные писания святых отцов Восточной Церкви. Старец исправлял старые славянские переводы святоотеческих писаний и заново переводил некоторые из них с древнегреческого языка.

Со временем он организовал настоящую переводческую школу, плодом работ которой явились переводы многих святых отцов на славянский и румынский языки, разошедшиеся в многочисленных списках по обителям Молдавии, Румынии, Украины, России и Афона. Постепенно огромными совместными усилиями составилась целая библиотека, наиболее знаменитым трудом которой явился сборник древних отцов Церкви, более известный на русском языке как «Добротолюбие». Авва Паисий возродил в монашестве спасительный подвиг старчества, призывал любить духовное образование.

700 монахов, многочисленные мастерские, сельскохозяйственные угодья, больница, дом для паломников – таково было обширное хозяйство настоятеля, и очень непросто было управлять таким монастырем, а тем более довести его до идеала духовной жизни. Но рядом со старцем находились его многочисленные ученики, ставшие опытными наставниками. 28 ноября 1794 года, на 72-м году жизни, святой тихо скончался, не назвав своего преемника, ибо знал, что преемников будет много.

Наставник старцам

Многочисленные ученики и сподвижники старца понесли живую веру во многие монастыри Молдавии, Украины, России, Греции. Более 100 русских монастырей возродились к активной монашеской жизни. Преподобный Паисий оказал значительное влияние на многих православных подвижников России конца XVIII и XIX веков.

Преподобный Серафим Саровский получил благословение на уход в Саров от затворника Китаевской пустыни старца Досифея, который был духовно связан с обителью преподобного Паисия и направлял туда своих учеников. Сборник «Добротолюбие» был настольной книгой преподобного Серафима.

С духовным наследием святого Паисия связана история старчества в Оптиной пустыни. Первые оптинские старцы – преподобные Лев, Макарий, Моисей – были прямыми учениками учеников преподобного Паисия, а их учеником стал святой Амвросий Оптинский.

Русская Православная Церковь в 1988 году причислила старца Паисия к лику святых.

 

Наставления старца об отношении к ближнему

*  *  *

Жить в мире со всеми столь необходимо, что Господь счел нужным не раз повторить Своим святым ученикам и апостолам: «Мир вам; мир оставляю вам; мир Мой даю вам». И где мир Христов, там и Сам Христос; а если в душе нет мира, то нет там и Христа.

*  *  *

Навыкни говорить о каждом человеке добро, а себя уничижай. В этом – великое смирение, возводящее душу из ада, отсечение страстей и великая победа и оружие против диавола.

*  *  *

Если хочешь не гневаться на оскорбителя твоего, то прилежно от всего сердца молись о нем Богу и дай ему какой-либо подарок или малое утешение; иногда сам приди к нему, когда увидишь, что он опомнился от гнева, и поговори о прощении греха, узнай причину и показывай ему еще большую любовь; при встрече предупреждай его низким поклоном, и каждому говори о нем, что он добр.

*  *  *

К братнему же недостатку, видя и слыша, относись как слепой, глухой и немой, – не видя, не слыша и не говоря, как грубый умом, не понимая, не показывая себя мудрым; но к себе будь внимателен, рассудителен и прозорлив.

 «Православное Заволжье»