«Мне нельзя без мяса и молочного», «У меня язва», «При таком заболевании крови ни врач, ни даже священник не разрешают держать пост», «Беременные, больные и военнослужащие от поста освобождаются» — такие разговоры можно часто услышать перед началом поста и во время него. Казалось бы, нельзя поститься, так что тут еще думать, — не постись. Однако не все может быть так однозначно. Известный принцип «Если очень хочется, то можно», как ни странно, срабатывает и здесь. Так как же поститься, не постясь, — своим опытом с читателями делится Инна Самохина.
Не повод стать посторонним
28 ноября у православных христиан начинается Рождественский пост, приуготовляющий к празднику Рождества Христова, который отмечается 7 января. Устав поста предписывает отказаться от мясной и молочной пищи, яиц, а в отдельные дни даже от рыбы и растительного масла. Но есть целый ряд людей, которым по тем или иным медицинским показателям нельзя соблюдать пост во всей его строгости, а некоторым — нельзя вовсе.
Я знаю, что некоторые, получив запрет поститься, теряются, сильно расстраиваются. Лично со мной этого не произошло: раз велено на какой-то период забыть о постном меню, чтобы поправить здоровье, — забыла. Тем более из года в год, от поста к посту сама много раз писала в различных статьях о том, что гастрономические ограничения — не главное, они даются нам в качестве упражнения, которое призвано научить в чем-то ограничивать себя ради Христа.
Слышала много раз: «Болезнь, которую ты терпишь и из-за которой не можешь поститься, вменяется тебе в пост». Не спорю, бывают такие состояния, что проще посидеть на хлебе и воде недельку-другую, чем пребывать в них. Но это, слава Богу, не мой случай, поэтому меня не покидало ощущение, что к терпению болезни без ущерба можно все-таки прибавить и какое-то посильное упражнение по самоограничению. Наверное, здесь не обошлось без участия гордыни, которая подсказывала, что всегда приятно чувствовать себя святее папы римского. Но точно знаю, что было и честное желание хоть немного потрудиться.
Оно может показаться непонятным или даже нереальным. Однако если спросить у человека, который привык регулярно посещать спортзал, что он испытывает, когда делает перерыв в тренировках, то он опишет очень похожие чувства: хочется дать нагрузку мышцам, хорошенько разогнать кровь. Те, у кого сидячая работа, чаще всего тоже испытывают потребность дать себе физическую нагрузку, хотя, казалось бы, отдых и нега — бесконечно желанные и приятные состояния для человека.
Когда вся Церковь входит в период особого сосредоточения и труда, совсем не хочется оставаться в стороне. Кто-то любит в таких случаях иронизировать по поводу стадного чувства и влияния стереотипов. По моим ощущениям, это больше похоже на желание не потерять связь с семьей и близкими, которые затеяли какое-то очень важное, масштабное и, да, нелегкое дело. Не принять в нем участие означает сделаться посторонним. Просто тем, кто не бывал в горах, или бывал, но не полюбил их, трудно понять, почему люди туда возвращаются вновь и вновь, и поверить, что причина этого вовсе не в навязанной кем-то романтике или стереотипе.
«Это и будет твой постный подвиг»
Мой план был готов очень быстро. Предписано есть определенные непостные продукты? Отлично — записываю в рацион. Среди них есть нелюбимые, например каши на молоке? Еще лучше — вот и поупражняюсь в смирении и терпении. Есть любимые постные продукты, без которых вполне можно обойтись, и это не нарушит предписание врача? Решение очевидно — на время поста исключаю их из своего меню. Есть любимая постная, но обязательная пища? Ем и благодарю Бога за посланное утешение.
Все очень просто: главное — питаться всем необходимым, исключать излишества и лакомства.
И скажу вам откровенно: следуя намеченному плану, я чувствовала себя полноценно постящимся человеком. Было непросто, а значит, упражнение получилось — получился труд.
Этот простейший план я придумала не сама. На него меня навел прочитанный в одной из душеполезных книг эпизод. Один парень в период студенчества жил вместе с родной тетей, которая ужасно скорбела из-за того, что племянник хотел держать пост. Она боялась, что он повредит своему здоровью. И тогда духовник, к которому тот обратился за советом, спросил его: есть ли какое-то особо любимое блюдо, от которого было бы очень трудно отказаться? Парень ответил, что ко всем блюдам он относится вполне равнодушно, однако очень любит чай с сахаром. Тогда духовник сказал: «Ешь все, что будет давать тебе тетя, чтобы не причинять скорбь ее сердцу и не отвечать на добро неблагодарностью, а от чая с сахаром на время поста откажись — это и будет твой постный подвиг…».
Никаких преград
Приступая к посту, я напоминала себе, что, помимо гастрономической части, он имеет и духовную. Во-первых, этот период тесно связан с молитвенной практикой. Общению с Богом отводится в жизни христианина особое место. В пост люди уделяют молитве больше времени, с большим усердием следят за степенью своего внимания, стараются чаще принимать участие в общей молитве Церкви, которая совершается в храме. А пища, более легкая для усвоения, более простая, не столь обильная, очень помогает быть сосредоточенным, сохранять ясность и остроту ума. Душа, будто теряя грузность, легче откликается на слова молитв.
Надо заметить, продолжая в период поста есть мясо, яйца, молочное и отказавшись от элементарного кофе и чая с сахаром, которые очень люблю, от конфет, пирожных и изысканного печенья, я все равно почувствовала эту легкость молитвы. Не такую, как бывало прежде (все-таки физические свойства продуктов имеют, пожалуй, решающее значение), но все же очень ощутимую.
Во-вторых, в пост мы, христиане, стараемся с особой силой и усердием бороться со своими страстями, греховными навыками и одновременно приобретать навыки добрые, умножать в себе любовь к ближним, смирение, кротость, рассудительность, твердость в вере.
Мы, безусловно, должны все это делать каждый день своей жизни, но в суете житейской часто ослабляем или вовсе оставляем этот труд. А пост — как раз то, что мобилизует нас, мотивирует сосредоточиться на самом главном. И здесь уже, конечно, нет никаких преград ни для кого. Больные, беременные, военнослужащие, даже дети — все способны на это.
Стоит начать с малого: например, перестать огрызаться в транспорте в ответ на резкие замечания или откровенное хамство; не выплескивать на других собственную злость и, чтобы невыпущенным «паром» не повредить здоровью, просто пожалеть того, кто вызывает гнев, и, если получится, помолиться за него; не судачить о своих коллегах, соседях, даже врагах; быть внимательным и чутким к членам своей семьи; бросить курить, пить, играть в компьютерные игры или перестать смотреть сериалы все свободное время напролет, и вообще удалиться на это время от всякого рода увеселений и развлечений, почитать душеполезную литературу.
У каждого человека набор того, с чем надо справиться, навсегда исключить из своей жизни, а чему постараться научиться, будет свой. Главное — честно посмотреть на свою жизнь и понять, что в ней не так: что огорчает близких, в чем обличает совесть. Посмотреть и попытаться хотя бы что-то исправить. И для этого совершенно не важно, соблюдаешь ли ты пост строго по уставу, или убрал из рациона только чай с сахаром.
И еще одним важнейшим фактором в моем непостном посте было то, что я всегда помнила, ради Кого тружусь. Богу не нужны наши подвиги сами по себе, ради подвигов, но Он ждет, чтобы наши сердца открывались Ему, чтобы обращались к нему наши лица. Как в любых человеческих отношениях мы выражаем свою любовь не только словами, но и делами, заботой, уделенным временем, вниманием, так и в наших отношениях с Богом мы отвечаем на Его любовь, которая проявляется каждую секунду нашей жизни, даже если мы не умеем или не хотим этого замечать, своим трудом над собой. Трудом, который делает нас лучше, делает нас похожими на Него, а значит, с Ним соединяет.
«Саратовская областная газета» № 75, 28 ноября 2018 г.