Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Пост, благоугодный Господу
Просмотров: 310     Комментариев: 0

Сейчас время Великого поста — слова богослужений приобретают покаянный характер, сами службы становятся длиннее. Об особенностях богослужений Великого поста мы побеседовали с настоятелем храма во имя святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана г. Балаково иереем Стахием Сахаровым.

— В одной из стихир, которая поется на первой великопостной неделе, есть слова: поститься «постом приятным, благоугодным Господу». Как пост, полный ограничений, может быть приятным, о какой приятности идет речь и как сделать его благоугодным Господу?

— Пост — это беседа о духовном и о телесном. Соответственно, «приятность» следует рассматривать в этих двух сферах. Мы знаем из ветхозаветной истории, что первый пост был установлен Богом для Адама и Евы. Так, когда Господь создал первых людей и посетил их в раю, им уже был заповедан пост: от дерева познания добра и зла не ешь от него (Быт. 2, 17). Но прародители нарушили его. После грехопадения пост как ограничение в пище, поступках, мыслях стал обязательной частью религиозной жизни. Почему? Потому что человек, нарушив заповедь, удалился от Бога, наполнился страстями, и для него стало трудным и невозможным общение с Ним. Для того чтобы «открыть» для себя Бога и почувствовать Его благодать, необходимо бороться со своими страстями. Пост как ограничение помогает человеку побеждать свои страсти, то есть ограничение себя — это возможность духовного роста. Когда человек возрастает в духовном плане, то он ощущает благодать Святого Духа, что и есть «пост приятный». Соответственно, «благоугодный» Господу пост — это когда ограничение себя в чем­либо приближает к Богу и к людям.

— Что такое рассудительность в посте?

— Святые отцы говорят, что ко всему надо подходить с рассудительностью, в том числе к посту, ведь у каждого человека есть своя мера поста (какие можно ограничения в пище, насколько увеличить свое молитвенное правило и т. д.) и каждый сам должен знать, что это за мера. Нужно помнить, что пост, молитва, аскеза — это всегда индивидуально и сообразно возрасту, здоровью и духовной жизни. Ведь то, что может сделать молодой человек, уже не может пожилой, и что легко для человека духовно опытного, то невероятно трудно для начинающего путь в храме.

Поэтому подход к посту всегда должен быть индивидуальным и непременно с советом священника. Когда человек постится, то должен выбрать то, от чего он может отказаться и не навредить своему здоровью, не нарушить трудовых обязательств, не внести раздор в семью. Важно отметить, что при этом пост должен обязательно сочетаться с личным подвигом.

— Почему важно посетить богослужения первой недели Великого поста и как быть, если совсем нет такой возможности?

— Хорошее начало любого дела — это залог успешного завершения. Поэтому лучше всего начинать пост с богослужения в храме. Это будет хорошей основой и «зарядкой» на весь пост.

Если у человека нет возможности посетить богослужение на первой неделе, то лучше всего поискать эту возможность: отпроситься на работе, подмениться. Но если в силу семейных, рабочих обстоятельств не удается посетить храм, то часть богослужений можно совершить дома. Например, вечером прочесть самому Великое повечерие с покаянным Великим каноном преподобного Андрея Критского, а утром — службу Часов (1-й, 3-й, 6-й, 9-й) с кафизмой. Эти богослужения может совершить любой прихожанин дома.

— Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского прочитывают по одной части в первые четыре дня Великого поста. Зачем его читают еще и в среду вечером пятой недели Великого поста и почему этот день называется «Мариино стояние»?

— Из истории Церкви мы знаем, что в 790 году в Константинополе случилось сильное землетрясение, во время которого монахини монастыря святого Потапия вышли на площадь и стали читать покаянный канон, чтобы умолить Бога остановить стихию. Со временем воспоминание события и чтение канона стало ежегодным и уже примерно в IX веке распространилось повсеместно. Чуть позже закрепилась современная практика чтения канона на первой и пятой неделях Великого поста.

В дальнейшем с развитием богослужения к чтению канона на пятой неделе добавилась практика чтения жития преподобной Марии Египетской как одного из ярких примеров покаяния. Слово «покаяние» подразумевает под собой изменение всей своей жизни, а не просто признание своих грехов. Преподобная Мария Египетская своей жизнью это показала: подъем из глубины падения на вершину святости.

Великий канон состоит из 250 тропарей и считается самым длинным и в соединении с житием преподобной Марии Египетской получил свое название — «Мариино стояние».

Покаянный канон — это сокровенный разговор христианина с собственной душой. Он наполнен примерами из Ветхого и Нового Заветов, раскрывающими нам губительные последствия греховного состояния, с одной стороны, и являющими бесконечное милосердие Божие, хотя и к падшему, но Его любимому творению, с другой стороны. Весь текст канона призывает нас к покаянию, особенно слова кондака, написанного преподобным Романом Сладкопевцем: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши?..».

— Можно ли покаянный Великий канон преподобного Андрея Критского читать в храме во время службы не по книге, а с телефона?

— Думаю, что этот вопрос не принципиально важен, но хочется порекомендовать: следить за богослужением лучше по книге, так как меньше поводов для отвлечения, ведь книга никогда «не позвонит» и не отвлечет от молитвы.

— Что такое Пассия и почему она совершается только во время Великого поста?

— Пассия — это богослужение, главной темой которого являются страдания Хрис­та. Во время Великого поста мы вспоминаем все события Священного Писания: от сотворения человека до Воскрешения Иисуса Христа. Встреча человека и Бога невозможна без страдания и крестного пути, как говорит нам Спаситель в Евангелии: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34). Крестный путь помогает человеку избавиться от греха и преобразиться для новой жизни. Таким образом, именно тема страданий Спасителя, Его Крестной Жертвы за нас является центральной в богослужении Великого поста.

Поэтому Пассия служится именно Великим постом на протяжении четырех (по числу Евангелий) вечерних служб — во 2-е, 3-е, 4-е и 5-е воскресенья Святой Четыредесятницы. То, что Пассия совершается в воскресенье вечером, позволяет присутствовать на великопостном богослужении тем, кому это сложно сделать в будни.

Газета «Балаковские епархиальные ведомости», № 3 (14), март 2024 г.