В последнее воскресенье перед Великим постом (в этом году 1 марта) Православная Церковь вспоминает об изгнании Адама из рая. О катастрофе грехопадения Адама и Евы и о событиях, с ним связанных, мы можем прочитать в 3-й главе Книги Бытия. Этот краткий рассказ вызывает огромное количество вопросов. Зачем Господь поместил в безопасном Эдеме древо, несущее в себе опасность? В чем состоит суть грехопадения? Кто больше виноват в этой катастрофе — Адам или Ева? И какое отношение это событие, произошедшее за много тысячелетий до нашего рождения, имеет к нам? Об этом мы беседуем с кандидатом богословия, преподавателем Саратовской православной духовной семинарии, настоятелем храма во имя святых равноапостольных Мефодия и Кирилла при Саратовском государственном университете протоиереем Кириллом Краснощековым.
— Отец Кирилл, зачем Древо познания добра и зла было помещено Богом в Эдеме?
— Начнем с того, что в Эдеме было два «особых» дерева: Древо познания добра и зла и Древо Жизни. Плоды Древа Жизни служили «пищей бессмертия» — давали возможность вкушавшему их становиться причастником вечной жизни. В раю не было смерти. Но сам по себе человек не был бессмертным. Он становился таким посредством Божественной благодати, источником которой является Сам Бог.
Название же другого райского дерева — «Древо познания добра и зла» — есть буквальный перевод древнееврейского устойчивого выражения. «Добро и зло», или «хорошее и плохое», в данном случае переводится как «всё». В Священном Писании много мест, где встречается это выражение. Например: господин мой, царь, как Ангел Божий, и может выслушать и доброе и худое (2 Цар. 14, 17) — то есть к нему можно обратиться с любой просьбой, со всем.
Таким образом, Древо познания добра и зла — это Древо познания всего, познания как такового. Оно вовсе не было опасным. Сами по себе плоды его не содержали в себе ничего пагубного для человека…
— О каком запрете в таком случае идет речь? В чем состоит суть грехопадения?
—Суть его состоит в нарушении заповеди, которую Господь дал Адаму, чтоб тот встал на путь послушания Богу как своему Отцу. В древнееврейском языке глагол «познавать» имеет также значение «обладать». Господь запретил не познание мира, а узурпацию человеком власти над миром.
Узурпируя власть, человек становится не хозяином земли, как было задумано Богом, а грабителем, разбойником. Вместо созидания он идет путем разрушения. Именно поэтому сегодняшняя цивилизация разрушает окружающий мир.
— Каковы же были последствия этого поступка?
— Произошло то, что диавол в ироничной форме предсказывал прародителям, говоря: откроются глаза ваши (Быт. 3, 5). Глаза у них действительно открылись, но лишь для того, чтобы увидеть собственную наготу.
Что такое в этом случае нагота? Это символ беззащитности. Адам и Ева увидели, насколько они слабы без Бога. Печать греха сделала природу человека двойственной. Человек отчасти сохранил красоту образа Божия — свой творческий разум и свободную волю. Но грех привнес в жизнь человеческого рода тленность, старение и смерть. У нас появилась масса потребностей тела, ограничивающих наши возможности: нам нужно есть, спать, согреваться в холодную погоду. Все наши силы оказались поврежденными: творческий разум может изобретать способы убить большое количество людей или что-то украсть. Воля осталась, но удобопреклонная ко греху, и когда есть возможность выбирать, нас тянет выбрать не добро, а зло.
Кроме того, у прародителей изменилось представление о всеведущем Боге. Они слышат голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня, но пытаются скрыться от него между деревьями рая (см.: Быт. 3, 8). То есть у них возникло странное ощущение, что от Бога можно спрятаться, что Бог может чего-то не видеть… А мы, когда совершаем грех, разве не уподобляемся им? Разве нам не кажется, что Бог нас не видит? А происходит это потому, что мы не ощущаем постоянного присутствия Бога в нашей жизни. Это тоже следствие грехопадения.
— Женщина и мужчина по-разному участвовали в грехопадении. Очевидно, что инициатором поступка была Ева. Но мужчины и женщины одинаково несут последствия грехопадения. Почему?
— Несут действительно одинаково, но последствия эти для мужчин и женщин всё же немного разнятся.
Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою,— сказал Бог Еве (Быт. 3, 16). О каком влечении тут идет речь? Я думаю, здесь говорится о том, что она хочет обладать мужем, иметь над ним власть. Наказание жены в том, что ей все время хочется быть главной в семье. Но такого не будет — он будет господствовать. Все, что связано с половой дискриминацией — реальной проблемой, корнями уходит сюда, в первородный грех. Это та рана, которую Ева сама нанесла себе и всем своим дочерям. Адаму же Бог говорит: Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей <…> терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою (Быт. 3, 17-18). Таким образом, все земное существование человека как бы превращается в сплошной труд ради выживания — и в этом корни всего, что связано с экономической дискриминацией, а скорби и страдания становятся неизбежными.
— Насколько сильно повредилась воля человека? Можем ли мы вообще сами по себе сопротивляться греху?
— На этот счет есть разные, в том числе крайние точки зрения. Современник Блаженного Августина Пелагий полагал, что мы вообще не несем в себе последствий грехопадения прародителей, а потому грех можем и не совершать. Это учение было осуждено как еретическое. А Блаженный Августин в споре с ним пришел к другой крайности: он считал, что мы совсем не можем сопротивляться греху — только Божественная благодать может нас подвигнуть к тому, чтобы хотя бы начать ему сопротивляться. Срединная точка зрения принадлежит святому Максиму Исповеднику, и она заключается в том, что у нас повредилась природная воля, но вместе с этим появилась воля выбора. Мы можем выбрать добро, а Божественная благодать вследствие этого нас может подвигнуть на победу над грехом.
— Почему Бог не спас Адама и Еву сразу после грехопадения?
— Бог пытался призвать их к покаянию. Слова Господа, обращенные к Адаму: Где ты? …кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? (Быт. 3, 9, 11) — и к Еве: Что ты… сделала? (Быт. 3, 13) — создавали для этого благоприятную предпосылку.
Однако Ева слагает ответственность на змея, а Адам — на Еву, которую, как он нарочито подчеркивает, дал ему Бог. Это звучит как косвенное обвинение в совершившемся Самого Творца.
Может показаться, что Бог наказывает Адама и Еву, но это не так. Все, что он делает в дальнейшем для человечества, призвано смягчить последствия случившейся катастрофы. Даже смерть — одно из самых страшных следствий греха — не является наказанием. Это предел, который положен человеку для того, чтобы не дать ему возможности грешить вечно. Грешный человек лишь усиливал бы свое страдание, перенося его в бесконечность.
Спасение пришло к Адаму и Еве, как и ко всем нам, через Господа Иисуса Христа. Но между грехопадением и спасением пролегла тысячелетняя человеческая история. Первый Адам простирает руку за греховным плодом — и умирает. А Второй Адам, Иисус Христос, простирает руки на Кресте — и дарует от этого Древа Крестного всем жизнь вечную. Об этом поется в службах Страстной седмицы.
Возвращение в рай возможно. Тело и Кровь Христовы являются новыми плодами жизни от нового Дерева Жизни — Креста Христова, которые мы в Церкви и воспринимаем. Пост, в который мы входим через воспоминание о дне Адамова изгнания,— это и есть наша дорога в рай.
Газета «Православная вера» № 04 (648)