Труд волонтеров находит применение во многих сферах деятельности, но, как показывает практика, наиболее востребованной по-прежнему остается социальная сфера. О работе волонтеров с детьми, находящимися в социальной эксклюзии, рассказала директор Марксовского филиала Регионального центра комплексного социального обслуживания детей и молодежи «Молодежь плюс», педагог-психолог Светлана Николаевна Воронова.
Что такое социальная эксклюзия?
Термин «социальная эксклюзия» (от англ. exclusion — исключение) впервые был использован в 1974 году во Франции для того, чтобы обозначить разрыв между социально незащищенными и социально успешными группами населения в возможностях, касающихся общественной жизни. В настоящее время понятие социальной эксклюзии в целом сводится к совокупности тех механизмов, которые препятствуют социальной инклюзии — включению человека в полноценную жизнь общества.
Основным фактором, препятствующим инклюзии, являются эксклюзивные барьеры, то есть объективные формы социального неравенства. К ним можно отнести экономический барьер (уровень доходов), гендерный барьер, социокультурные барьеры (языковой, этнокультурный, образовательный), физические барьеры (ограниченные возможности здоровья) и т. д.
Дети, находящиеся в социальной эксклюзии, — это воспитанники детских домов, школ-интернатов для инвалидов, специальных школ для детей, нарушивших закон, и т. д.
Персональное шефство
Как могут помочь этим детям добровольцы? Одна из самых распространенных форм помощи — персональное шефство, или наставничество. Это вид деятельности, при котором каждый волонтер берет под свое крыло одного ребенка. Обычно взрослый помогает своему подопечному выполнять домашние задания, заниматься творчеством, спортом, может просто гулять с ним на свежем воздухе, играть в подвижные или интеллектуальные игры. Но главное, что нужно ребенку, — это общение, вопросы о том, как прошел день, что было самым запоминающимся, какие сложности возникли.
Позиция, которую доброволец займет в диалоге, определяется его собственной индивидуальностью и индивидуальностью ребенка, а также конкретной ситуацией взаимодействия, целями совместной деятельности. Важно помнить, что позиция взрослого ни в коем случае не должна переноситься на личность ребенка — должен действовать принцип «равный — равному». Например, если доброволец не приемлет курение подростка, то это не значит, что он вообще не приемлет курящего подростка — наставник должен демонстрировать только свое стойкое неприятие вредной привычки.
В отношениях персонального шефства крайне важна добровольность — как со стороны ребенка, так и со стороны волонтера. В интернате или детском доме можно познакомиться с большим количеством детей и нужно, чтобы желание взаимодействовать обоюдно совпало.
Новые правила
Было бы хорошо выработать совместно с ребенком общие правила поведения, соблюдение которых будет свидетельствовать о взаимном уважении. Какие это могут быть правила? Например, соблюдать конфиденциальность — то, что сказано лично друг другу, остается только между ребенком и добровольцем; прилагать усилия, а не бросать общее дело, если оно не получилось сразу; не обещать невыполнимого; не преувеличивать собственную значимость; не шантажировать друг друга и объяснять друг другу мотивы поведения; не говорить того, в чем не можешь быть искренним.
Добровольцу также следует учитывать некоторые общие правила поведения взрослого с ребенком, облегчающие взаимопонимание. Например, нужно понимать, что от того, как именно доброволец представится или будет представлен, очень зависит первое впечатление воспитанников о нем. Поэтому представление должно соответствовать тону общения, которое волонтер хочет выстроить. Во время знакомства взрослому следует проявлять как можно меньше праздного любопытства, но в то же время отнестись к ребенку с заинтересованностью. Необходимо заранее продумать, что вы хотите узнать о своем будущем подопечном, что хотите рассказать о себе и как связать эти вопросы с предметом вашей совместной деятельности.
Обстановка, в которой происходит общение, также во многом определяет его характер: формальная она или неформальная, привычная для ребенка или новая, предложенная добровольцем или воспитанником. Помимо этого волонтеру следует обратить внимание на свою одежду: она не должна быть вызывающей, слишком дорогой, кичливой. Одежда ни в коем случае не должна говорить о вас больше, чем вы сами хотите рассказать.
Для общения всегда важно искать прежде всего то, что вас объединяет. В некоторых случаях взаимодействие облегчает игровой контекст, моделируемая ситуация. Важно сознательно выбрать темп и ритм речи, найти манеру словесного общения, привлекательную для ребенка и в то же время позволяющую наилучшим образом донести до него смысл ваших речевых обращений.
Какой бы рутинной ни была задача вашей встречи с подопечным, всегда заранее к ней готовьтесь, настраивайтесь на нее, моделируйте ее в своем воображении. Составить собственные правила успешного взаимодействия вам поможет внимательное наблюдение за поведением ребенка, его реакциями. Запоминайте, а по окончании встречи записывайте, что ему интересно, что он любит, как относится к различным жизненным явлениям, в чем нуждается, чего опасается, что его раздражает и т. д.
Какие могут возникнуть трудности?
Трудности в персональном шефстве нередко начинаются тогда, когда волонтер пытается заменить подопечному родителей или опекунов. Делать этого нельзя. Доброволец не берет на себя полную ответственность за жизнь ребенка и не должен противопоставлять себя тем, кто эту ответственность несет в полной мере.
Не пересиливайте себя, если вам трудно с определенной категорией детей. Доброволец на то и доброволец, чтобы все делать по собственной доброй воле. Если работа с детьми в целом или с определенной их категорией вам в тягость — примите это как факт и уступите свое дело другому. Нельзя встречаться с ребенком только «ради его блага», возлагать на себя добровольчество как избыточную нагрузку, продолжать быть наставником, считая это обузой.
Уважайте персонал учреждения, где находится ребенок, и соблюдайте правила распорядка. Добровольцы часто проводят с детьми, так скажем, «приятную» часть их жизни — досуг, развивающие занятия, экскурсии и т. д. На долю воспитателей и других работников учреждения приходятся менее увлекательные задачи: школьное обучение, соблюдение режима, питание, порядок, чистота и т. п. Доброволец должен избегать ситуаций, когда дети будут провоцировать его обсуждать и осуждать своих воспитателей. Всякое обсуждение за глаза недостойно человеческого общения, а обсуждение своих коллег недостойно вдвойне.
Не принимайте решений за ребенка и не отнимайте у него права на самостоятельные усилия. Не толкайте его к правильному, по вашему мнению, ответу, цените его собственное мнение. Стремитесь создать такой тип взаимодействия, при котором ребенок будет ощущать себя самостоятельным творцом, а вас воспринимать как друга и советчика.
Газета «Православная вера» № 13 (609)