Великий Пост является важнейшим и самым древним из многодневных постов. Он напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне; он же ведет нас через Страстную седмицу и к великий радости Светлого Христова Воскресения. Пост — время молитвы и покаяния, когда каждый из нас должен испросить у Господа прощения за свои грехи и достойно причаститься Святых Христовых Таин.
Смысл и цель
Как и всякое христианское делание, пост требует свободного подхода, в духе любви к Богу и к ближнему. Цель христианского поста — исцеление болезней души. Это не просто время воздержания от пищи, но, прежде всего, время сугубого покаяния и молитвы, без которых пост превращается в обычную диету. Христианин ограничивает себя в пище и ослабляет свое тело не ради самого поста, а для того, чтобы увидеть свои грехи и недостатки, и попытаться с Божией помощью привести свой внутренний мир в более здоровое состояние. Но если, отказавшись от мяса и молока, человек не обращается к Богу в молитве, не кается в своих грехах, не стремится к соединению с Богом в таинстве Причастия, подвиг поста обессмысливается.
Пост — время творить добро. Вот как говорит об этом Иоанн Златоуст: «Смысл поста не в том, чтобы мы с выгодой не ели, но в том, чтобы приготовленное для тебя съел бедный вместо тебя. Для тебя это вдвойне благо: и сам ты постишься, и другой не голодает». Отсутствие мяса в рационе в дни поста святитель объяснял тем, что сэкономленные на этом деньги христианин может отдать тем, кто в них нуждается. В этом, собственно, и заключается главный смысл Великого поста. Иоанн Златоуст пишет: «Итак, что ты, брат, собрал при помощи поста? Не говори мне, что “я столь много дней постился, того и другого не съел, не пил вина, претерпел нечистоту”, но покажи мне, сделался ли ты кротким, между тем как был гневливым, и сделался ли человеколюбивым, между тем как до того был жестоким, потому что, если ты упоен гневом, то зачем угнетаешь свою плоть? Если внутри – зависть и корыстолюбие, то какая польза от питья воды?».
Литургия Преждеосвященных Даров
На протяжении всего Великого поста в будние дни в Православной Церкви не совершается Божественная литургия. Чтобы не лишать верующих участия в спасительном Таинстве Причастия и вместе с тем не нарушать поста и покаяния, по средам и пятницам в храмах служится литургия Преждеосвященных Даров. Свое название она получила оттого, что во время нее верующим для причащения предлагаются Святые Дары, освященные прежде — на предыдущей полной литургии, совершаемой по чину святителя Иоанна Златоуста или святителя Василия Великого и сохраняемые в ковчежце на престоле или жертвеннике.
По субботамв течение Великого поста совершается литургия по чину святителя Иоанна Златоуста, а в первые пять воскресений — литургия святителя Василия Великого, которая совершается также в Великий Четверг и в Великую Субботу Страстной седмицы.
День за днем
Первая седмица Великого поста отличается особенной строгостью, а богослужение — особенной продолжительностью. В первые четыре дня — понедельник, вторник, среду и четверг — в храмах на Великом повечерии читается покаянный канон святого Андрея Критского. В пятницу первой седмицы Великого поста на литургии после заамвонной молитвы совершается освящение «колива» — отваренной пшеницы с медом — в память великомученика Феодора Тирона. Этот святой был сожжен в 306 году за исповедание христианской веры. В 362 году, когда византийский император Юлиан Отступник приказал тайно окропить кровью идоложертвенных животных все съестные припасы в Константинополе, чтобы осквернить еду и навредить тем самым постящимся христианам, великомученик Феодор явился в сновидении епископу Евдоксию и повелел в течение всей недели ничего не покупать на рынке, а питаться коливом.
В первое воскресенье Великого поста Церковь празднует Торжество Православия, установленное в память окончательного утверждения догматов Православной веры: созванный в 787 году VII Вселенский собор осудил ересь иконоборчества и восстановил почитание святых икон, которое окончательно было установлено в 842 году при императрице Феодоре.
Совершаемая в храмах служба по особому чину Торжества Православия знаменует собой торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Он содержит в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы иконоборцам и всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью, и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия.
Во второе воскресенье Великого поста Православная Церковь совершает память известного богослова святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Святой Григорий учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. С созерцанием Божественного света связано и учение святителя об «умной молитве» (молитве, совершаемой в самых глубинах человеческой личности, движимой сердцем и запечатлеваемой умом), об исихии — внутреннем безмолвии, которое является условием подлинного общения с Богом и исихазме — учении, основанном на умном делании. Монахов, практикующих «умную молитву», называют исихастами.
Третья неделя Великого поста — Крестопоклонная. За Всенощной после Великого славословия из алтаря выносится святой крест и предлагается для поклонения верующим, как напоминание о страданиях и смерти Господней. Святой крест остается в храме в течение недели до пятницы, когда он перед литургией вносится обратно в алтарь.
В четвертое воскресенье Церковь вспоминает святого Иоанна Лествичника, автора «Лествицы» — руководства для духовной жизни, в котором величайший подвижник благочестия показал порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию.
В четверг пятой недели Великого поста в храмах совершается так называемое стояние преподобной Марии Египетской — читается житие этой святой, которое для каждого христианина является примером истинного покаяния, и канон Андрея Критского.
В субботу на пятой неделе совершается Похвала Пресвятой Богородице и читается великий акафист Божией Матери. Эта служба установлена в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов и совершается для утверждения верующих в надежде на Небесную Заступницу, Которая избавляя от врагов видимых, тем более готова помочь в борьбе с врагами невидимыми.
Пятое воскресенье Великого Поста посвящено преподобной Марии Египетской, в лице которой христиане видят пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам.
Шестая седмица посвящена приготовлению постящихся к достойной встрече Воскресения Христова и к воспоминанию страстей Господних. В субботу на шестой неделе вспоминается воскрешение Иисусом Христом праведного Лазаря. Именно после этого первосвященники и фарисеи принимают окончательное решение убить Иисуса Христа, и наступают последние дни жизни Спасителя.
Шестое воскресенье Великого Поста — великий двунадесятый праздник, в который празднуется торжественный Вход Господень в Иерусалим. После воскрешения Лазаря, Иисус Христос отправился из Вифании в Иерусалим. На половине дороги, по Его просьбе, ученики привели к Нему ослицу, на которой Спаситель и въехал в Иерусалим.
Множество народа вышло встречать Его, люди снимали с себя одежду и постилали по дороге, другие срезали пальмовые ветви и бросали ему под ноги, приветствуя Спасителя: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в Вышних!».
Этот праздник иначе называется Вербным воскресением, неделей Ваий и Цветоносной неделей. В этот день в храмах освящаются распускающиеся ветви вербы, которые раздаются молящимся в ознаменование победы жизни над смертью.
Страстная седмица
Страстная неделя — последние шесть дней Великого Поста — посвящена воспоминаниям страданий, крестной смерти и погребению Иисуса Христа. По величию и важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы именуется святым и великим. Эти священные дни воспринимаются верующими как Божественный праздник, озаренный радостным сознанием полученного спасения, поэтому в эти святые дни не совершаются ни памяти святых, ни поминовения усопших, ни молебные пения.
С апостольских времен дни Страстной седмицы были в глубоком почитании у христиан. Верующие проводили ее в строжайшем воздержании, усердной молитве, в подвигах добродетели и милосердия. Все службы Страстной седмицы отличаются глубиной благочестивых переживаний, созерцаний, особой умилительностью и продолжительностью, и расположены так, что в них живо и постепенно воспроизводятся история страданий Спасителя, Его последние Божественные наставления.
В Великий понедельник Церковь в своих песнопениях приглашает встретить начало Страстей Христовых. В богослужении понедельника вспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф Прекрасный, из зависти проданный братьями в Египет. Кроме того, в этот день вспоминается и иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, подобна которой всякая душа, не приносящая плодов духовных — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.
В Великий вторник вспоминается обличение Господом книжников и фарисеев, Его беседы и притчи, сказанные Им в этот день в храме Иерусалимском: о дани кесарю, о воскресении мертвых, Страшном суде, о десяти девах и о талантах.
В Великую среду — жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. В этот день Иуда решился предать Христа за 30 сребреников (сумма, достаточная по тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима).
В четверг Страстной седмицы вспоминаются четыре важнейшие евангельские события, совершившиеся в этот день: Тайная вечеря, на которой Иисус Христос установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии), омовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды.
День Великой пятницы посвящен воспоминанию осуждения на смерть, крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы поставляет нас у подножия Креста Христова. В конце вечерни Великой пятницы совершается вынос Плащаницы Христовой с изображением положения Его во гроб.
В Великую субботу Церковь вспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие Его во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Христова пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай.
Как поститься
Великий пост имеет самый сложный устав. На первой седмице в понедельник и вторник предусматривается полное воздержание от вкушения пищи; в среду и четверг сухоядение (невареная растительная пища без масла); в пятницу — вареная пища без масла; в субботу и воскресение — вареная растительная пища с растительным маслом и небольшим количеством вина.
Во вторую, третью, четвертую, пятую и шестую седмицу в понедельник, среду и пятницу предусматривается — сухоядение (невареная растительная пища), во вторник и четверг — вареная растительная пища без масла, в субботу и воскресение — вареная растительная пища с растительным маслом и небольшим количеством вина.
В последнюю, Страстную седмицу, предусматривается: в понедельник, вторник и среду — сухоядение, в четверг — вареная растительная пища с растительным маслом и небольшим количеством вина; в пятницу — полное воздержание от пищи; в субботу — хлеб с небольшим количеством вина.
Рыба разрешается в Вербное воскресение и праздник Благовещения, если он не попадает на Страстную седмицу. В Лазареву субботу (субботу перед Вербным воскресением) разрешается вкушение рыбной икры.
При этом нужно помнить, что все мы немощные и что к посту нужно подходить разумно. Нельзя браться за то, что нам не по силам. О мере поста нужно советоваться со священником. Больным, немощным, старикам, детям пост обычно облегчается.