О преданиях и реликвиях села Елшанка и сегодняшнем дне его приходской общины рассказывает после своей поездки в эти места автор проекта «Некраеведы» Юлия Пиунова.
Село Елшанка Воскресенского района было основано во второй четверти XVIII века. Правда, некоторые историки утверждают, что местность эта была заселена немного раньше — в 1707 году. Название свое село получило благодаря зарослям ольхи вдоль реки, на которой оно расположилось (в языке того времени «ольха» звучало как «ельха»). Первоначально в Елшанке насчитывалось 32 двора и 240 жителей. Позднее, когда в село стали переселяться жители Самарской, Воронежской, Нижегородской губерний, количество дворов значительно возросло.
Елшанка была селом помещичьим и на момент отмены крепостного права принадлежала губернскому предводителю дворянства, князю Владимиру Алексеевичу Щербатову. После смерти Щербатова земли перешли его дочери Марии Катковой. Местные жители вспоминали, что в день приезда в Елшанку помещицы Катковой ее управляющий Федор Скворцов построил жителей вдоль дороги для торжественного приветствия почетной гостьи. Несмотря на такую странную прихоть, Мария Владимировна отнеслась к местным крестьянам очень хорошо и в дальнейшем всегда им помогала. Кроме того, она перечислила крупную сумму на возведение в селе каменного храма во имя Архангела Михаила.
Строительство этой церкви началось в 1897 году, и уже через три года она была освящена. Новый храм расположился в самом центре села и достигал тридцати пяти метров в высоту. До него в селе была деревянная церковь, построенная в 1752 году, которая располагалась ближе к Волге. К концу XIX века она уже не могла вместить растущее количество прихожан. Именно поэтому было решено построить новую.
В каменном храме было три престола: центральный освятили во имя Архангела Михаила, правый — во имя преподобной Марии Египетской, левый — во имя великомученицы Параскевы Пятницы. Икона последней была обретена недалеко от села. По легенде, в соседнем селе Усовка жил старец. Однажды к нему за помощью пришла девочка, брат которой был тяжело болен. Она просила старца отправиться с ней в Елшанку, чтобы исцелить мальчика. В пути подвижник занемог, остановился в лесу и стал творить молитву. Плодом его молитвы явился необыкновенный родник, вода которого исцелила больного ребенка. Святой источник назвали Белый ключ.
Однажды на озере близ Белого ключа в десятую пятницу после Пасхи была обнаружена большая (примерно полтора метра в высоту) деревянная икона святой великомученицы Параскевы. Местные жители перенесли ее в церковь Рождества Христова села Усовка. На следующий день иконы в храме не оказалось, а вскоре она вновь была обнаружена на роднике. Снова было решено перенести икону в церковь. И когда чудо на следующий день повторилось, образ отнесли в Елшанку. Там икона и осталась.
В начале XX века Елшанка стремительно развивалась. В селе был построен не только новый храм. В 1903 году земством была возведена больница. При ней имелись дом врача, прачечная, столовая. Все эти здания сохранились, в них до сих пор располагается амбулатория.
Помимо лечебницы в селе сохранилось здание земской школы, построенное в 1909 году. Часть кирпичей на ее возведение дала помещица Каткова. Долгое время после революции там тоже находилась школа. Позднее было решено построить новое, более вместительное здание, а в старом разместилась детская школа искусств, которая и сейчас работает.
Благодаря Марии Владимировне Катковой в Елшанке была построена внушительных размеров мельница. Здание мельницы сохранилось до наших дней, но, к сожалению, заброшено и постепенно разрушается.
По словам местного краеведа Галины Петровны Золотых, последним настоятелем Михаило-Архангельской церкви был священник Гавриил Архангельский. Служил он в Елшанке с 1888 по 1917 год. В 1921 году пастырь скончался и был похоронен на Воскресенском кладбище Саратова.
В наши дни от храма в честь Архангела Михаила остался только фундамент. Он глыбами возвышается близ дома последнего священника, в котором сейчас находится частное жилье. Церковь была разрушена в 1937 году. На ее месте сразу было решено построить клуб, но осуществить эту идею удалось только в 1986 году. Многие жители были против его строительства на святом месте. Но, вопреки мнению сельчан, клуб все-таки возвели. Правда, простоял он всего шестнадцать лет. В 2002 году здание окончательно разрушилось. В том же году православная община села Елшанка обратилась к правящему архиерею с просьбой прислать священника, который бы смог проводить службы в приспособленном помещении. Позднее верующим было выделено здание под храм. Сейчас церковь находится в бывшем доме известного в дореволюционной России купца Ивана Федоровича Мусатова — на входе до сих пор можно увидеть его инициалы.
8 августа 2004 года Епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил великое освящение елшанского храма во имя Новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в годы гонений на Церковь в XX веке. Помню, как храм преображался из года в год. В то время мы с родителями часто отдыхали на одной из турбаз, расположенных в селе на побережье Волги. Иногда ходили в центр Елшанки, где как раз и находится церковь. Сначала это было просто обычное здание, позже привезли купол, и мы приходили смотреть, как его устанавливают.
И вот прошло пятнадцать лет. За это время у церкви появилась своя территория. По словам Галины Петровны Золотых, прихожане храма с удовольствием сами занимаются ее благоустройством. Именно верующие стали инициаторами установки детской площадки рядом с церковью.
— Много детей ходит на службы, некоторые посещают воскресную школу, — рассказывает Галина Петровна, — для них и сделали качели и лесенки. Ребята после занятий здесь часто играют.
Насыщенная жизнь и у старшего поколения прихода. Кому-то интересно ухаживать за садом на территории храма, сажать новые деревья и облагораживать уже окрепшие. Другие объединились в небольшую группу и ежегодно отправляются в паломнические туры по России.
Но не только внешний вид храма преобразился за четверть века. Благодаря местной православной общине сегодня он очень уютный внутри.
— Когда здание только передали верующим, — вспоминает Галина Петровна, — внутри оно выглядело удручающе. Мы собрались с односельчанами и вместе с батюшкой сначала штукатурили, потом белили. Когда всё было готово, стали в храм приносить иконы.
Некоторые образы были спасены во время разрушения старого елшанского храма. Их хранили, а порой и неожиданно находили у себя местные жители. Образ святых равноапостольных Константина и Елены, например, долгое время использовался как кормушка для домашней птицы. Икону прибили ликом вниз гвоздями, чтобы лучше держалась. Когда обнаружили, что это святой образ, реликвию сразу отдали в храм. Сохранился от старой церкви и маленький колокол. Одна местная жительница передала его когда-то в местный школьный краеведческий музей. Впоследствии Галина Золотых, которая и основала этот музей, возвратила колокол Церкви. Теперь он украшает звонницу нынешнего храма.
К сожалению, не удалось спасти ту самую полутораметровую икону великомученицы Параскевы Пятницы. Вместе с другими предметами церковной утвари безбожники выбросили ее в Волгу. Но и сегодня многие паломники едут в Елшанку и на Белый ключ помолиться святой Параскеве. Святая помогает. Об этом свидетельствуют многочисленные благодарственные приношения, которые можно увидеть на новой иконе великомученицы, находящейся в сельской церкви. Ежегодно к часовне во имя великомученицы Параскевы, установленной у источника Белый ключ, совершается крестный ход. В нем участвуют не только жители Елшанки, но и паломники из других городов и сел Саратовской области.
Великомученицу Параскеву можно с уверенностью назвать святой села Елшанка. Когда другие села и деревни исчезают с карты Саратовской области, Елшанка, напротив, быстрыми темпами развивается. Население растет и молодеет. Недавно в нем даже возвели второй детский сад — такое большое количество детей в Елшанке. Местные жители чтят свои корни, интересуются историей села и, как могут, поддерживают памятники архитектуры. И во всем этом им помогает ставшая для них родной святая Параскева Пятница.
Фото автора
Газета «Православная вера» № 14 (634)