Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Под защитой святой Параскевы
Просмотров: 4583     Комментариев: 0

О преданиях и реликвиях села Елшанка и сегодняшнем дне его приходской общины рассказывает после своей поездки в эти места автор проекта «Некраеведы» Юлия Пиунова.

Село Елшанка Воскресенского района было основано во второй четверти XVIII века. Правда, некоторые историки утверждают, что местность эта была заселена немного раньше — в 1707 году. Название свое село получило благодаря зарослям ольхи вдоль реки, на которой оно расположилось (в языке того времени «ольха» звучало как «ельха»). Первоначально в Елшанке насчитывалось 32 двора и 240 жителей. Позднее, когда в село стали переселяться жители Самарской, Воронежской, Нижегородской губерний, количество дворов значительно возросло.

Елшанка была селом помещичьим и на момент отмены крепостного права принадлежала губернскому предводителю дворянства, князю Владимиру Алексеевичу Щербатову. После смерти Щербатова земли перешли его дочери Марии Катковой. Местные жители вспоминали, что в день приезда в Елшанку помещицы Катковой ее управляющий Федор Скворцов построил жителей вдоль дороги для торжественного приветствия почетной гостьи. Несмотря на такую странную прихоть, Мария Владимировна отнеслась к местным крестьянам очень хорошо и в дальнейшем всегда им помогала. Кроме того, она перечислила крупную сумму на возведение в селе каменного храма во имя Архангела Михаила.

Строительство этой церкви началось в 1897 году, и уже через три года она была освящена. Новый храм расположился в самом центре села и достигал тридцати пяти метров в высоту. До него в селе была деревянная церковь, построенная в 1752 году, которая располагалась ближе к Волге. К концу XIX века она уже не могла вместить растущее количество прихожан. Именно поэтому было решено построить новую.

В каменном храме было три престола: центральный освятили во имя Архангела Михаила, правый — во имя преподобной Марии Египетской, левый — во имя великомученицы Параскевы Пятницы. Икона последней была обретена недалеко от села. По легенде, в соседнем селе Усовка жил старец. Однажды к нему за помощью пришла девочка, брат которой был тяжело болен. Она просила старца отправиться с ней в Елшанку, чтобы исцелить мальчика. В пути подвижник занемог, остановился в лесу и стал творить молитву. Плодом его молитвы явился необыкновенный родник, вода которого исцелила больного ребенка. Святой источник назвали Белый ключ.

Однажды на озере близ Белого ключа в десятую пятницу после Пасхи была обнаружена большая (примерно полтора метра в высоту) деревянная икона святой великомученицы Параскевы. Местные жители перенесли ее в церковь Рождества Хрис­това села Усовка. На следующий день иконы в храме не оказалось, а вскоре она вновь была обнаружена на роднике. Снова было решено перенести икону в церковь. И когда чудо на следующий день повторилось, образ отнесли в Елшанку. Там икона и осталась.

В начале XX века Елшанка стремительно развивалась. В селе был построен не только новый храм. В 1903 году земством была возведена больница. При ней имелись дом врача, прачечная, столовая. Все эти здания сохранились, в них до сих пор располагается амбулатория.

Помимо лечебницы в селе сохранилось здание земской школы, построенное в 1909 году. Часть кирпичей на ее возведение дала помещица Каткова. Долгое время после революции там тоже находилась школа. Позднее было решено построить новое, более вместительное здание, а в старом разместилась детская школа искусств, которая и сейчас работает.

МельницаБлагодаря Марии Владимировне Катковой в Елшанке была построена внушительных размеров мельница. Здание мельницы сохранилось до наших дней, но, к сожалению, заброшено и постепенно разрушается.

По словам местного краеведа Галины Петровны Золотых, последним настоятелем Михаило-Архангельской церкви был священник Гавриил Архангельский. Служил он в Елшанке с 1888 по 1917 год. В 1921 году пастырь скончался и был похоронен на Воскресенском кладбище Саратова.

В наши дни от храма в честь Архангела Михаила остался только фундамент. Он глыбами возвышается близ дома последнего священника, в котором сейчас находится частное жилье. Церковь была разрушена в 1937 году. На ее месте сразу было решено построить клуб, но осуществить эту идею удалось только в 1986 году. Многие жители были против его строительства на святом месте. Но, вопреки мнению сельчан, клуб все-таки возвели. Правда, простоял он всего шестнадцать лет. В 2002 году здание окончательно разрушилось. В том же году православная община села Елшанка обратилась к правящему архиерею с просьбой прислать священника, который бы смог проводить службы в приспособленном помещении. Позднее верующим было выделено здание под храм. Сейчас церковь находится в бывшем доме известного в дореволюционной России купца Ивана Федоровича Мусатова — на входе до сих пор можно увидеть его инициалы.

8 августа 2004 года Епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил великое освящение елшанского храма во имя Новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в годы гонений на Церковь в XX веке. Помню, как храм преображался из года в год. В то время мы с родителями часто отдыхали на одной из турбаз, расположенных в селе на побережье Волги. Иногда ходили в центр Елшанки, где как раз и находится церковь. Сначала это было просто обычное здание, позже привезли купол, и мы приходили смотреть, как его устанавливают.

И вот прошло пятнадцать лет. За это время у церкви появилась своя территория. По словам Галины Петровны Золотых, прихожане храма с удовольствием сами занимаются ее благоустройством. Именно верующие стали инициаторами установки детской площадки рядом с церковью.

Галина Петровна Золотых (справа)— Много детей ходит на службы, некоторые посещают воскресную школу, — рассказывает Галина Петровна, — для них и сделали качели и лесенки. Ребята после занятий здесь часто играют.

Насыщенная жизнь и у старшего поколения прихода. Кому-то интересно ухаживать за садом на территории храма, сажать новые деревья и облагораживать уже окрепшие. Другие объединились в небольшую группу и ежегодно отправляются в паломнические туры по России.

Но не только внешний вид храма преобразился за четверть века. Благодаря местной православной общине сегодня он очень уютный внутри.

— Когда здание только передали верующим, — вспоминает Галина Петровна, — внутри оно выглядело удручающе. Мы собрались с односельчанами и вместе с батюшкой сначала штукатурили, потом белили. Когда всё было готово, стали в храм приносить иконы.

Некоторые образы были спасены во время разрушения старого елшанского храма. Их хранили, а порой и неожиданно находили у себя местные жители. Образ святых равноапостольных Константина и Елены, например, долгое время использовался как кормушка для домашней птицы. Икону прибили ликом вниз гвоздями, чтобы лучше держалась. Когда обнаружили, что это святой образ, реликвию сразу отдали в храм. Сохранился от старой церкви и маленький колокол. Одна местная жительница передала его когда-то в местный школьный краеведческий музей. Впоследствии Галина Золотых, которая и основала этот музей, возвратила колокол Церкви. Теперь он украшает звонницу нынешнего храма.

К сожалению, не удалось спасти ту самую полутораметровую икону великомученицы Параскевы Пятницы. Вместе с другими предметами церковной утвари безбожники выбросили ее в Волгу. Но и сегодня многие паломники едут в Елшанку и на Белый ключ помолиться святой Параскеве. Святая помогает. Об этом свидетельствуют многочисленные благодарственные приношения, которые можно увидеть на новой иконе великомученицы, находящейся в сельской церкви. Ежегодно к часовне во имя великомученицы Параскевы, установленной у источника Белый ключ, совершается крестный ход. В нем участвуют не только жители Елшанки, но и паломники из других городов и сел Саратовской области.

Великомученицу Параскеву можно с уверенностью назвать святой села Елшанка. Когда другие села и деревни исчезают с карты Саратовской области, Елшанка, напротив, быстрыми темпами развивается. Население растет и молодеет. Недавно в нем даже возвели второй детский сад — такое большое количество детей в Елшанке. Местные жители чтят свои корни, интересуются историей села и, как могут, поддерживают памятники архитектуры. И во всем этом им помогает ставшая для них родной святая Параскева Пятница.

Фото автора

Газета «Православная вера» № 14 (634)

Материалы по теме

Мы в осеннем Аткарске: он пламенеет рябинами и звенит золотыми кленами. Перед нами — небольшой старый дом с забором и заросшим травою двориком. На стене — временная табличка: «Храм во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии». Память этих ранних — II век по Рождестве Христовом — страдалиц и исповедниц Церковь совершает 30 сентября. В этот день в стенах бывшего жилого дома, а ныне храма совершается первая Божественная литургия.

Просмотров: 2168
Комментариев: 0

Противоположного берега Волги не видно. Волны шумят, как морские, и лижут прибрежные камни. Купола белоснежного монастырского храма на утреннем солнце горят золотом. Березы шепчутся с волжским ветерком, молодые липы набирают силу, можжевельник выставил лиловые шишки — свечи, желтые ирисы отражаются в воде пруда, в его глубине мельтешат красно-золотые рыбки. Я навожу объектив на парящую в воде лягушку и прошу ее: «Улыбнись!». Матушка Еликонида смеется. Но нет, конечно, это не просто «райский уголок». Это место, где все — и местные жители, и паломники, и, конечно, сестры обители — ощущают живое присутствие святого праведного Иоанна, пастыря Кронштадтского и всея Руси

Просмотров: 3905
Комментариев: 0

Еще не рассвело. Мокрая метель разбивается о лобовое стекло, вдоль дороги громоздятся сугробы, призраками возникают деревья. В свете фар появляется вдруг заяц­-беляк и, вместо того чтобы убежать, скачет впереди машины по самой дороге: батюшке приходится тормозить, чтоб ушастый не попал под колеса. Мы едем в село Иваново‑Языковка Аткарского района; по субботам священник Георгий Полушкин совершает Божественную литургию там, по воскресеньям — в Ершовке, а в седмичные дни — в Аткарске, в храме Архангела Михаила

Просмотров: 2608
Комментариев: 0

Ранним воскресным утром, то есть именно тогда, когда в храмах готовятся к совершению Божественной литургии, волонтеры миссионерского отдела Саратовской епархии совершенно безвозмездно на личном транспорте в любую погоду едут туда, где Евхаристию, к сожалению, совершить некому: храм (хотя бы приспособленное помещение) есть, и верующие люди есть, но нет постоянного священника

 

Просмотров: 4139
Комментариев: 0

Молочно-желтый с небесно-синими куполами, этот маленький сельский храм всем светит издалека — особенно когда кругом снег. Напротив него — большой деревянный крест: это место старого Покровского храма, многострадального и, в конце концов, сгоревшего. А в новом Покровском храме села Максимовка удивительно чисто, тепло и уютно. Он очень домашний, этот храм — в добром, совершенно не принижающим его предназначения смысле слова. Для максимовских прихожан это действительно второй дом — дом их душ

Просмотров: 4592
Комментариев: 0

«Эй султи Аттемер, санан яту хисеплентер; санан патшалаху килтер санан иреку сер синче те султи пекех пултар…». Это «Отче наш». В храме в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в селе Калмантай богослужение совершается на двух языках: церковнославянском и чувашском. Почему это важно? Певчая Нина Ивановна Сараева, повар местного детского сада, отвечает: «Потому что мы должны знать свой язык»

Просмотров: 5789
Комментариев: 0

С Ольгой Лебедевой мы познакомились, когда приехали в село Воскресенское снимать репортаж в рамках проекта «Некраеведы». В тот день именно Ольга приняла нас в местном Свято-Троицком храме. В каждом ее слове чувствовались необыкновенная любовь к Богу и людям. С ней рядом настолько тепло и уютно, что не хотелось расставаться. Мы попросили Ольгу рассказать о своей жизни. Ведь она — настоящий хранитель прихода

Просмотров: 7971
Комментариев: 1

Для чего возрождать старинный храм в селе, казалось бы, умирающем, в селе, в котором не то что школы или детского сада нет, а даже магазина, в котором буханку хлеба можно купить? Увы, этот вопрос мы слышим нередко. Но он задается в земной плоскости: зачем, если не целесообразно. Верующий человек живет не на плоскости, а в трехмерном пространстве. Опыт возрождения храмов, уже имеющийся в нашей епархии и митрополии, подтверждает: ни один из тех храмов, которые подняты из руин, не остался пустым и никому не нужным

Просмотров: 12187
Комментариев: 0

Храм во имя святителя Николая Чудотворца села Стригай Базарно-Карабулакского района был построен тщанием прихожан в 1907 году. После революции 1917 года он был закрыт, а потом осквернен. Было утрачено внутреннее убранство церкви, и, что самое страшное, полностью обрушилась крыша. От святыни остались практически одни стены. Увы, мы можем сказать, что это типичная история для сельских храмов нашей епархии. То, что возводилось с любовью и верой в Бога, было разрушено в одночасье злой волей людей. Удастся ли восстановить храм в прежнем виде? Пока об этом нельзя сказать с уверенностью. Но можно, по крайней мере, попробовать привести в порядок то, что от него осталось. Это и делают волонтеры — прихожане саратовского храма во имя святого пророка Илии. Наш корреспондент присоединилась к ним, чтобы узнать, как идет восстановление старинной церкви силами добровольцев

Просмотров: 11204
Комментариев: 0

Поселок в Пугачевском районе, где расположен Свято-Никольский женский монастырь, так и называется — Монастырский. В его истории, начавшейся более двух с половиной веков назад, были разные времена: подъема и падений, разрухи и восстановления. Мы приехали в монастырь в благодатный его период. Для меня это была служебная поездка, для моих детей, никогда не бывавших в монастырских стенах,— паломническая

Просмотров: 11538
Комментариев: 0

Прошлой осенью, как раз на Покров, Таволожку посетил Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (ныне Митрополит Симбирский и Новоспасский.— Ред.). Он совершил молебен в стенах старого храма, а затем состоялся разговор — с прихожанами, фермерами, местной властью — о перспективах его возрождения. Владыка показывал фотографии церкви в Ивановке Базарно-Карабулакского района — она находилась в таком же примерно состоянии, как Всехсвятская, а теперь это великолепный храм, подворье Сергиевского женского монастыря в соседней Алексеевке. Может ли такое чудо совершиться и здесь, в Таволожке?

Просмотров: 10814
Комментариев: 0

«Ведь все события, происходившие в нашей стране, коснулись и села Липовки. Нет уже сел Биклея, Бурцовки, Абалихи (можно продолжить: нет Надеждина, умирают Малая и Большая Гусихи, Белый Ключ…). Мы сделали все, чтобы нашу Липовку не постигла та же участь. И главное – всем миром построили церковь в нашем селе. Без веры в Господа движения вперед нет. Любить Родину – значит изучать ее прошлое, быть ей опорой в настоящем и – главное – верить в ее будущее»

Просмотров: 4538
Комментариев: 1

В Базарно-Карабулакском районе есть два старинных села — Алексеевка и Ивановка. В обоих — большие прекрасные храмы: соответственно, Сергия Радонежского и Иоанна Златоуста. Трудно поверить, что совсем недавно они являли собой руины; что на усеянный битым кирпичом и мусором пол Златоустовского храма в Ивановке падал снег и лил дождь, а в Алексеевском храме полвека кряду хранили зерно. Однако это так, и любой местный житель вам это подтвердит

Просмотров: 3339
Комментариев: 0

Это был один из самых коротких и самых пасмурных дней уходящего года; в половине восьмого утра казалось, что на этом свете никогда уже не рассветет. Но к восьми мы стали видеть прикрытые ненадежным снежком поля и темные леса по сторонам дороги. Позади остались Тепловка, Базарный Карабулак, Адоевщина… И вот он, новый белый храм Иоанна Богослова, прекрасно вписавшийся в пейзаж. Казанла! Старинное чувашское село, в котором я не впервые, из которого я снова уеду со смешанным чувством — радости и печали, тревоги и надежды

Просмотров: 3717
Комментариев: 0

В самом дальнем уголке Саратовского района, на границе с районом Красноармейским, вдоль берегов великой Волги раскинулось старинное село Синенькие (ранее — Рождественское). Здесь идет активная работа по обустройству храма Рождества Христова и по крупицам восстанавливается духовная жизнь мирян. Прихожанка храма Вера Карамышева поделилась своими наблюдениями о том, как в село возвращается православная вера

Просмотров: 3367
Комментариев: 0

Людей в храме не так много, меньше трех десятков. Поет приходской хор — три женщины и один мужчина, молодой еще человек, Владимир. Апостол читает Александр Мурыгин — алтарник, тоже местный житель, пенсионер. А совершает Евхаристию настоятель — иерей Иоанн Лошкарев. Все его дети — 11-летний Иван, 7-летний Серафим, Елисавета, которой пять лет, и трехлетняя Ксюша — здесь же: мальчики прислуживают в алтаре, девочки среди прихожан, под их неусыпным и нежным надзором. Беда в том, что у этих детей нет мамы: 36-летний отец Иоанн мужественно несет тяжкий крест раннего священнического вдовства

Просмотров: 4309
Комментариев: 2

Приход этого небольшого села не сказать чтобы знаменит, но довольно известен в нашей епархии. Люди в нем удивляют и душевностью, и самостоятельностью, и, главное, своей верностью — молитве, храму, Христу. Речь идет о селе Максимовка Базарно-Карабулакского района

Просмотров: 3371
Комментариев: 0

Поруганный храм все равно остается храмом... В селе Таволожка, которое, вопреки скорбной демографической статистике по сельской местности, вымирать вовсе не собирается, местные фермеры задались целью восстановить старинный полуразрушенный храм во имя Всех святых

Просмотров: 3409
Комментариев: 0

«Село было — вон оттуда и до прудов. Триста двадцать дворов, это сколько же народу…». Народ вымер и разъехался, дворы запустели и разрушились. Сосновки как села давно не существует. Но в низинке на месте бывшего села белеют новые кирпичные домики: с недавних пор здесь обитают рабочие местного фермера Владимира Мочкина. И именно руками этих рабочих на средства хозяина сейчас понемногу восстанавливается многострадальная, почти двухсотлетняя Покровская церковь — кстати, памятник архитектуры областного значения. Мой собеседник Саша гордится своей работой — голубыми, в звездочках, куполами — и показывает ее всем: «Нравятся звездочки?..»

Просмотров: 3813
Комментариев: 0