…Вот мы и подошли к празднику Крещения Господня в Иордане, ко дню Богоявления: Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение (Мф. 3, 13–17).
Даже далекие от Церкви люди знают, что в этот день в храмах освящается вода. Про очереди с бидонами, про потребительское отношение к святыне написано и сказано уже много. Сейчас давайте постараемся увидеть крещенское богослужение, вникнуть в его содержание, в его богословский смысл. Поможет нам это сделать наш постоянный собеседник — заведующий кафедрой библеистики Саратовской православной духовной семинарии, автор учебного пособия «Устав православного богослужения» Алексей Кашкин.
— Алексей Сергеевич, Крещение Господне, или Богоявление, Церковь празднует с той же торжественностью, что и Рождество Христово; в богослужении этих праздников очень много общего. Почему?
— У этих праздников общая история. В ранней христианской Церкви, начиная с III века, это был единый праздник — воспоминание Рождения Иисуса и Его Крещения в Иордане. Оба эти события объединялись понятием Богоявления.
Позднее, в IV веке, Рождество стало отдельным праздником — сначала на Западе, затем в Константинополе и Антиохии, а в Иерусалиме — лишь в VI столетии.
Память о едином празднике долго сохранялась в Церкви, отсюда и сходство богослужения. При этом нужно, конечно, говорить не только о том, что когда-то эти два события — Рождение Богомладенца и Крещение Иисуса в Иордане — вспоминались Церковью в один и тот же день, но и о тесной связи богословского смысла обоих праздников.
Рождество есть воплощение Сына Божиего, Рождение Его от Духа Святого; Крещение — первое откровение о Святой Троице: Иоанн и, судя по Евангелию от Луки (см.: 3, 21–22), другие люди, собравшиеся для крещения, смотрят на Сына, слышат голос Отца и наконец видят сходящего Духа. Об этом говорит тропарь праздника: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение…». Именно это откровение стало именоваться Богоявлением, когда Рождество обособилось в отдельный праздник. С этого откровения начинается общественное служение Богочеловека, Его земная проповедь.
— Однако праздник этот называется не только Богоявлением, но и Крещением…
— Крещение Иоанново, которое правильнее было бы назвать погружением (от греческого слова «баптисмос»), не было таинством в христианском смысле слова — оно было очищением, подготовкой к встрече народа с Мессией. Предтеча сам говорит об этом: Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас духом Святым и огнем (Мф. 3, 11).
Что же произошло после того, как Господь вошел в воды Иордана? Как поется в песнопениях на Крещение, «днесь вод освящается естество». Господь освятил водную стихию, благодаря чему вода используется для христианского крещения. Митрополит Антоний Сурожский в одной из своих праздничных проповедей говорил: «…воды Иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубин, вновь делаются первичными, первобытными водами жизни, способными очищать и омывать грех, обновлять человека, возвращать ему нетление, приобщать его Кресту, делать его чадом уже не плоти, а вечной жизни, Царства Божия». О том же говорится в каноне преподобного Иоанна Дамаскина, который поется на утрене Богоявления: «…раждается паки земнородных обновление».
— Как и Рождество, Богоявление предваряется навечерием, или крещенским сочельником,— днем строгого поста. Утром нас ждет длительная служба — Великие часы, Великая вечерня и затем Литургия святителя Василия Великого…
— Да, но в этом году Крещение выпало на понедельник, в связи с этим нас ждут определенные изменения в праздничном цикле. Великие (в обиходе — Царские) часы будут совершены в пятницу, а Великая вечерня, на которой читается 13 ветхозаветных паремий, — накануне, в воскресенье, но уже после Литургии святителя Иоанна Златоуста. Вечером в воскресенье — всенощное бдение, а наутро в понедельник — Литургия святителя Василия Великого и освящение воды.
— Каково содержание крещенских Великих часов и Великой вечерни?
— Схема та же, что и на Рождество. Но отметить следует вот что. И на часах, и во время вечерни мы слышим псалмы и паремии (напомним, что паремия — это фрагмент ветхозаветного текста, читаемый во время богослужения), в которых так или иначе упоминается вода. Где-то она упоминается лишь мимоходом, где-то говорится о чудесном действии, совершенном посредством воды. Примеры — паремия об исцелении сирийского военачальника Неемана пророком Елисеем (см.: 4 Цар. 5); о переходе Израиля через Чермное море (см.: Исх. 14); о переходе израильтян через Иордан при Иисусе Навине (см.: Нав. 3).
А апостольские чтения на каждом из Великих часов связаны с Таинством Крещения. Что вполне понятно — ведь это тексты уже новозаветные. Также на каждом из часов читается Евангелие: на первом и на девятом — от Матфея, на третьем и шестом — от Марка. Евангелие, читаемое на первом и третьем часе, рассказывает об Иоанновой проповеди, на шестом и девятом — непосредственно о Крещении Господа в Иордане.
На Великой вечерне, которая, напомню, будет в этом году совершаться в воскресенье после Литургии, мы услышим стихиры, в которых вновь раскрывается смысл праздника: «Приклонил eси главу Предтечи (перед Предтечей, под руку Предтечи), сокрушил eси главы змиeв. Пришед в струи, просветил eси всячeская, eже славити Тя, Спасе, Просветителя душ наших».
— Всенощное бдение в канун праздника начнется не с вечерни, как обычно, а с Великого повечерия, как и накануне Рождества; в чем его особенность?
— Оно тоже сходно с повечерием на Рождество; начинается с торжественного каждения, затем (в конце 1‑й части) поется тропарь праздника («Во Иордане крещающуся…»), кондак («Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет неприступный»). Затем после славословия («Слава в вышних Богу…») сразу лития и далее всенощное бдение обычным чередом.
— Скажите, пожалуйста, несколько слов о каноне утрени на Крещение: ведь канон — это очень важная часть богослужения, совокупность песнопений, раскрывающая смысл воспоминаемого события.
— В богослужебной практике используются два канона: преподобных Космы Маиумского и Иоанна Дамаскина. Оба жили в VIII веке, были хорошо знакомы друг с другом и иногда даже вместе составляли свои песнопения, взаимно дополняя друг друга. Канон Космы несколько проще; Иоанн писал греческим гекзаметром, и в его тексте присутствует греческая поэзия, и текст его усложнен: «Послан от Отца, всесветлое Слово, нощи отгнати зломрачное стремление и искоренити грядеши человеков грехи, сыны же привлещи Своим Крещением, Блаже, светлы от струй Иорданских». Но и тот, и другой канон помогают нам проникнуть в смысл Крещения Иисуса в Иордане: «…очищений же яко Бог не требуя, падшаго очищает в Иордане, в нем же вражду убив, преимущ всяк ум (непостижимый чьему бы то ни было уму) мир дарует»,— говорит ирмос 5-й песни канона Космы Маиумского.
— И, наконец, о Чине освящения воды…
— Он совершается дважды — после Великой вечерни и после Литургии 19 января. Это связано со старинной традицией — в навечерие, в сочельник освящать воду в храме, а на Крещение идти крестным ходом на открытый водоем.
Когда воду освящают в церкви, духовенство, предваряемое свещеносцами, выходит на середину храма, к чаше с водой и тремя свечами. В начале чина освящения поется стихира «Глас Господень вопиет на водах, глаголя: приидите, приимите вси духа премудрости, духа разума…», затем читаются три красивейшие паремии из книги пророка Исаии: Тако глаголет Господь: да возвеселится пустыня жаждущая, да возрадуется пустыня, и процветет яко крин, и да прозябнет, и вся возвеселятся… (Ис. 35); Тако глаголет Господь: жаждущии на воду идите, и елицы не имате сребра, шедше купите, и ядите и пийте, без сребра и цены… (Ис. 55); Тако глаголет Господь: почерпите воду с веселием от источник спасения… (Ис. 12). Затем мы слышим апостольское чтение — Послание к Коринфянам (1, 10): Не хощу же вас не ведети, братие, яко отцы наши вси под облаком быша, и вси сквозе море проидоша. И вси в Моисеа крестишася во облаце и в мори, и вси тожде брашно духовное ядоша, и вси тожде пиво духовное пиша, — и Евангелие от Марка, рассказывающее о Крещении Спасителя. После этого диакон произносит великую ектению с особыми прошениями — об освящении воды силою и действием Святой Троицы. После тайной молитвы, в которой священник просит Господа очистить его самого, читается освятительная молитва «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя…», примечательной особенностью которой является повторение некоторых особо значимых фраз: «Велий еси, Господи…», «Ты убо Человеколюбче…», «Сам и ныне…». Благословляя воду рукою, священник произносит: «Ты убо человеколюбче Царю прииди и наитием Святаго Твоего Духа освяти воду сию». И затем продолжает молитву, в которой есть такие слова: «Да вси почерпающие и причащающиися имеют ее ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов и ко всякой пользе изрядну». По завершении молитвословий в чашу с водой трижды погружается крест. При этом поют тропарь праздника «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи».
Фото из открытых интернет-источников
Газета «Православная вера» № 1 (525)