Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Пламенное утешение
Просмотров: 3601     Комментариев: 0

В Издательстве Саратовской митрополии вышла книга «Святая наука смирения. О жизни и духовном наследии епископа Вениамина (Милова)». Редактор-составитель — Наталья Горенок.

Владыка Вениамин пребывал на Саратовской архиерейской кафедре неполных шесть месяцев — с февраля по август 1955 года. А тропа к его могиле на Воскресенском кладбище не зарастает с той поры, то есть вот уже более шестидесяти лет. Люди шли к владыке Вениамину при всех властях, идут и сегодня. В оградке под большим крестом из черного камня всегда можно видеть цветы, свечи, а еще — письма владыке Вениамину, обычно в закрытых стеклянных банках. Конечно, когда-то это народное почитание принимает и огорчительные формы — невесть зачем оставленная на могиле снедь, размокшие в талом снегу или под дождем бумажные иконки, огарки тех же свечей, которые кто-то не догадался за собой убрать… Но не это главное. Главное, чтобы мы — не только просили у этого воистину Божиего человека молитвенной помощи в наших нуждах и бедах, но и знали что-то о нем самом, о его духовном пути и наследии; чтобы мы хотя бы в какой-то доступной нам мере стали его учениками и пусть неторопкими, но последователями. Изданная книга призвана послужить именно этому.

«Пламенная, снедающая душу жажда богопознания могучим напряжением, не давая роздыха, влекла меня, грешного, все к новым неизведанным глубинам сердечного знания», — так вспоминал владыка Вениамин о своей монашеской молодости. Но не одни только молодые годы — вся его многотрудная и многоскорбная жизнь была, по сути, дорогой в сердечную глубину, туда, где человек встречается со своим Создателем. Когда читаешь книгу, особенно письма из тяжелейшей для него казахстанской ссылки (1949–1954), это становится ясно и переживается — не как чужой и далекий от нашего опыт, но как живая непосредственная встреча с человеком, познавшим святую науку и именно потому могущим помочь каждому из нас.

«Живую Божию руку над собою всегда чувствую. Безмерно хочется благодарить Господа за все Его не заслуженные ничем милости ко мне. Желание в душе одно: как бы умолить Бога о благодати совершенного обращения к Нему». Чтобы по-настоящему понять, что стоит за этой благодарностью, нужно знать, что ссылка в глубокий Казахстан, где архимандриту Вениамину приходилось спать на голой земле в грязных юртах, не имея возможности даже постирать белье, проходить в день многие десятки километров (он работал землемером в тракторной бригаде), слепнуть от пыльных бурь, месяцами не слышать русского слова и притом свирепо голодать, — была не первой уже черной полосой в его жизни. До нее были лагерь близ Медвежьегорска в Карелии (1929–1932), жизнь на поселении, новый арест в 1938 году, «запрещенные методы ведения следствия» (так написано в определении судебной коллегии ВС РСФСР о реабилитации гражданина Милова) и семь лет на Крайнем Севере…

Опубликованные в книге письма из ссылки адресованы одной семье: протоиерею Тихону Пелиху и его супруге Татьяне Борисовне. Без этих самоотверженных друзей отец Вениамин в казахстанской степи, пожалуй, и не выжил бы. Пелихи регулярно присылали ему продукты, одежду, деньги — невзирая на пристальное внимание бдительных органов к их семье. Им жилось непросто — как и всем верующим в те годы, но без такого духовного отца, как батюшка Вениамин, было бы, наверное, гораздо тяжелее. Письма будущего саратовского владыки полны любви, сочувствия, тонкого внимания к духовным чадам: «Дорогая Татьяна Борисовна! Что-то последние Ваши письма минорны. Болезни, неустроенность дома, заботы о детях как бы ни трогали Вас остро, при всем том Церковь Божия, как родная мать, всегда Вас окрылит токами благодати. Самое главное в Вас цело — вера глубокая, с ее помощью все наносное преодолеется благодатью Святого Духа».

Отец Вениамин очень любил детей отца Тихона, Катю и Сережу, и благословлял их в каждом письме, желая «обострения духовных запросов, тонкого, ясного понимания добра и зла, а также способов к устранению личных слабостей и духовных немощей». Старшие Пелихи советовались с батюшкой по поводу всех своих неизбежных родительских трудностей и огорчений. И он помогал расставить приоритеты: «Сережа, если Вас слушаться не будет, учиться будет неважно. Надо сначала наладить его отношение к Вам, а потом напрягаться в изучении школьных предметов». Спустя много лет Катя Пелих — Екатерина Тихоновна Кречетова — вспоминала: «Мы просто любили его. По-моему, когда любишь человека, любая его строгость воспринимается как должное. И дети всегда буквально льнули к владыке».

Письма архимандрита Вениамина из Казахстана учат нас тому, чем должна быть для христианина Церковь: именно оторванность от храма, невозможность участвовать в богослужении, в Евхаристии была для него там, в ссылке, самым тяжелым испытанием: «Господа всё прошу, чтобы возвратил к святому престолу меня ими же весть судьбами…». Молитва была услышана — ссыльного Милова перевели, наконец, из степного колхоза в город Джамбул, где имелся действующий православный храм. Правда, первое время разрешали лишь петь на клиросе, но и то было счастьем: «Благодаря храму я ожил. Слава Богу, извлекшему меня из тины и поставившему во дворе дома Своего». И лишь под конец ссылки, как сообщал отец Вениамин в очередном письме, «ввиду необходимости заткнуть брешь секретарь епархиального управления добился разрешения у Казахстанского министерства по делам Церкви временно допустить меня к требоисправлению».

Чтобы лучше понять, что означал для будущего саратовского епископа этот «временный допуск», нужно прочитать содержащиеся в книге воспоминания архимандрита Тихона (Агрикова), который рассказывает о событиях, предстоящих казахстанской ссылке, о времени, которое будущий саратовский архиерей провел в стенах только что возвращенной Церкви Троице-Сергиевой Лавры: «Как он служил! Как трепетно, как благодатно! Собранный, сосредоточенный, просветленный (…) Чудилось, будто светлые благодатные волны, как легкие воздушные облака, плывут, плывут из священного алтаря в народ, расходятся, растворяются как благовонный фимиам по всему храму…»

Владыка Вениамин был одним из самых образованных и глубоких богословов своей эпохи — эпохи, не оставлявшей, кажется, человеку никакой возможности заниматься богословием. Однако ведь наука эта не есть одно только отвлеченное знание, вычитанное из книг, нет, богословие — это всегда духовная практика, взращивание в себе, в собственном сердце посеянных святыми предшественниками семян. Почва сердца этого богослова была вспахана страданием: «В горе своем за последний год одно только чувствую, что при тяжких переживаниях душа действительно имеет в Боге не только близкое Существо, не только единственного Отца, но и основу самого бытия. И когда накапливаются тяготы дня, при обращениях к Нему всегда чувствуется стояние перед Живым внимающим Существом и всеблагостным Утешителем…»

И вот характерный момент: в 1948 году после двух лагерных сроков архимандрит Вениамин защищал в МДА (то есть в Лавре) свою магистерскую диссертацию о Божественной любви. Митрополит Питирим (Нечаев) впоследствии вспоминал об этой защите так: «Для нас это было какое-то совершенно неожиданное торжество русского богословия. Архимандрит Вениамин, в прошлом настоятель Покровского миссионерского монастыря, в молодости отличался очень суровым характером — но в наше время это был человек, проникнутый необычайной душевной теплотой, при все еще несколько суровом внешнем облике». Кстати, о суровости и даже нетерпимости своей в ранние монашеские годы вспоминал и сам владыка Вениамин. Страдания умягчили почву его сердца. Недаром мысли об их неслучайности, промыслительности постоянно присутствуют в письмах ссыльного архимандрита: «…Но да будет святая воля Божия. Господь знает, что мою неисправность можно очистить только большими ударами».

Когда я читала книгу «Святая наука смирения», мне хотелось выписывать цитату за цитатой. Вот, например: «В сердце человека, по крайней мере, теплое чувство благодарной любви к Богу должно быть неотступным. Все наши мысли, слова, действия должны истекать именно из такого чувства. А поскольку у нас подобное чувство является лишь временами, то мы — "развороченное ничто", опустошенное от Бога. Потому необходимо перед началом всякого дня молиться Богу, чтобы Он положил печать силы Своей на всё, что мы мыслим, говорим и делаем».

Или вот это: «Самого лучшего сокровища желаю вам — углубления способности молиться. С этим приобретением все святое входит в душу. Это канал, по которому от Лозы, Христа Спасителя, движется в ветку души сок благодати».

Или вот еще: «Тишина сердца человеческого зависит от действия благодати Христовой в нас и усиливается по мере нашего умирания для гордости, любви к земному и к разным вещам видимого мира».

При этом помещенные в книге фотографии владыки Вениамина произвели на меня впечатление не меньшее, чем слова. Этот взгляд — то сквозь круглые стекла очков (зрение у него было очень худое), то без них — он не просто обманывать не может, он не может быть ничем опровергнут: это очевидность Царства Божия в сердце человеческом. Известный переводчик Николай Любимов в книге «Неувядаемый цвет» писал о своем потрясении от одного только взгляда архимандрита Вениамина, с которым встретился в Лавре в конце сороковых, то есть перед казахстанской ссылкой…

И это перекликается со словами одной из помещенных в книгу проповедей лаврского периода: «Сила Божия — сила внутри человека — странна и непонятна человеку современному, в этом нет ничего необыкновенного. В нас подлинно сила Божия, только (она) не в одной мере являет свое действие в тех или иных людях. Возьмите то, как иногда воздействует одна душа, христиански настроенная, на душу скорбящую, какое источает пламенное утешение». Вот именно таким — пламенным утешением — должна, как мне кажется, стать для всех нас жизнь епископа Саратовского и Балашовского Вениамина.

Газета «Православная вера» № 09 (557) 

Материалы по теме

Совсем недолго — чуть менее полугода — возглавлял Саратовскую кафедру епископ Вениамин (Милов), но остался в сердцах христиан всенародно чтимым подвижником благочестия — печальником нашей земли. К месту его погребения всегда приходили люди со своими горестями и радостями, и молитва их была столь небесплодна, что это преданное паломничество длится до наших дней — почти 70 лет. Как свидетельствовал один из очевидцев, когда в 1955 году владыка с большой теплотой и сердечностью произносил с амвона первые слова обращения: «Дорогие, возлюбленные, Богом данные мне дети…», прихожане начинали плакать, видя искренность и духовную наполненность его слов. Это был глубокий богослов, аскет и смиренный ученый монах — саратовская паства приняла служение пострадавшего за веру Христову исповедника как милость Божию. А мраморный крест на месте его упокоения на старом Воскресенском кладбище на десятилетия стал ориентиром для ищущих ответы на непростые жизненные вопросы

Просмотров: 1433
Комментариев: 0

2 августа к могиле владыки Вениамина (Милова), епископа Саратовского и Балашовского, на старом Воскресенском кладбище Саратова приходит множество людей. В этом году отмечается 65-летие со дня его кончины. Можно утверждать, что на Саратовской земле это самый почитаемый подвижник. Уже несколько поколений верующих саратовцев приходит к месту его упокоения с твердым убеждением: «Здесь лежит наш святой»

Просмотров: 6460
Комментариев: 0

В чем смысл поста? Как он связан с покаянием? Какова его мера для мирян? Зачем вообще в христианской жизни необходимы внутренняя дисциплина, самопонуждение? Разве нельзя обойтись без всего этого?... Эти вопросы обычно бурно обсуждаются в православном Интернете в дни постов, ведь современному человеку пост кажется ненужным и непонятным анахронизмом.

Но тем, кто искренне ищет ответы на эти вопросы, могут помочь письма архимандрита Вениамина (Милова), будущего саратовского архипастыря, его духовным чадам. Напомним, при каких обстоятельствах они были написаны

Просмотров: 3264
Комментариев: 1

Значительную часть духовного наследия епископа Вениамина (Милова) составляют его письма. Это просто чудо, что они сохранились во времена гонений и лихолетья. Давайте себе представим: владыка более семнадцати лет провел в лагерях и ссылках, а поднадзорным он был всегда. И то, что люди бережно сохраняли его письма, которые в любой момент могли стать уликой против них самих, говорит о том, что эти листочки были им крайне дороги

Просмотров: 4151
Комментариев: 0

2 августа — годовщина кончины Епископа Вениамина (Милова) — подвижника ХХ века, исповедника веры, имя которого связано и с Саратовской землей

Просмотров: 3764
Комментариев: 0

В своих письмах из ссылки архимандрит Вениамин рассказывает о пережитом, о сложностях быта ссыльного, иногда просит о помощи. Но главное – это была единственно возможная для него беседа с близкими ему по духу и дорогими людьми. Как духовник, он отвечает на вопросы, дает советы, разъясняет недоумения. И многие из его советов и сегодня важны для всех, кто стремится к духовной жизни

Просмотров: 7441
Комментариев: 0

13 сентября в Саратовской митрополии пройдут торжества в честь Собора Саратовских святых. Сегодня в состав Собора входит 12 новомучеников, пострадавших в годы гонений на Церковь. В этот день мы чтим память и тех мучеников и исповедников Саратовской земли, кто пока еще не прославлен в лике святых. Епископ Вениамин (Милов) более семнадцати лет провел в тюрьмах и ссылках. Сохранившиеся письма из ссылки в Казахстан датированы 1949–1954 годами. В них будущий владыка рассказывает о пережитом, делится своими размышлениями, отвечает на вопросы, дает советы духовным чадам. Публикуем выдержки из этих удивительных писем

Просмотров: 4045
Комментариев: 0

2 августа 2015 года исполняется 60 лет со дня кончины Преосвященного Вениамина (Милова), епископа Саратовского и Балашовского. Этот архипастырь — один из самых почитаемых подвижников Саратовской земли. Ежегодно в Ильин день — день памяти владыки Вениамина, и в день празднования в честь Собора Саратовских святых у его могилы на Воскресенском кладбище служатся панихиды и литии. Да и в течение всего года на место упокоения архипастыря приходит множество саратовцев, потому что многие уверены в его святости

Просмотров: 4394
Комментариев: 1

2 августа — день памяти саратовского архипастыря епископа Вениамина (Милова), которого почитает множество православных христиан. Без сомнения, он оставил свой след в истории Церкви как богослов и исповедник веры. Вместе с тем он был замечательно глубоким, внимательным к людям духовником, и тому есть множество свидетельств

Просмотров: 4381
Комментариев: 0

Местом завершения пастырского подвига епископа Вениамина (Милова; † 2 августа 1955) стала Саратовская земля. Все новые и новые подробности его жизни, Промыслом Божиим запечатленные в счастливой памяти людей, становятся нам известны. Мы предлагаем вниманию читателей рассказ жительницы Сергиева Посада Софии Ильиничны Бульчук

Просмотров: 4562
Комментариев: 0

Владыка Вениамин (Милов) скоропостижно скончался 2 августа 1955 года и был похоронен на Воскресенском кладбище. Глубоко почитается верующими как подвижник и исповедник Православия. Несмотря на то, что служение Епископа Вениамина в Саратове было кратковременным, его удивительное смирение, любовь к Богу и народу Божию произвели большое впечатление на саратовцев

Просмотров: 3840
Комментариев: 0

В Саратове состоялась премьера документального фильма «Сердечное знание Епископа Вениамина». Работа над фильмом об удивительной судьбе Епископа Вениамина (Милова) (†1955) — саратовского архипастыря, подвижника, почитаемого далеко за пределами епархии — продолжалась около года. Ее проводила совместная творческая группа Нижне-Волжской студии кинохроники и епархиального информационно-издательского отдела. Съемочная группа работала в Троице-Сергиевой Лавре, в Москве, где начинался монашеский путь Владыки. В процессе съемок были записаны воспоминания людей, лично знавших Владыку Вениамина (протоиерея Геннадия Белякова († 2009), Е.Т. Кречетовой-Пелих († 2009))

Просмотров: 4320
Комментариев: 0

Деткам желаю успехов в учебных занятиях, но прежде того — успехов в послушании папе и маме и в исполнении молитвенного долга пред Богом. Теперь сознание этого долга не стоит ли на втором плане, если только не на третьем у деток? А надо, чтобы Бог — Источник всего святого в нас — был на первом плане всегда...

Просмотров: 4736
Комментариев: 0

Значительную часть опубликованного письменного наследия Епископа Саратовского и Балашовского Вениамина (Милова), одного из самых почитаемых подвижников Саратовской земли, составляют письма к семье Пелихов — священнику Тихону Пелиху, его супруге Татьяне Борисовне и их детям. «В лице Вашей семьи я получил от Бога и брата, и сестру, и детей»,— слова благодарности не раз повторяются в письмах, написанных в годы тяжелейшей для будущего Владыки казахской ссылки (1949-1954 годы)...

Просмотров: 6240
Комментариев: 0

2 августа, в день кончины епископа Вениамина (Милова), к его могиле на Воскресенском кладбище Саратова в течение всего дня шли люди. По приснопоминаемому Владыке служились панихиды и литии...

Просмотров: 3691
Комментариев: 0

Иногда совершенно необъяснимыми кажутся причины народной любви, памяти, сохраняющейся в сердцах людей о том или ином и человеке. К примеру: в Саратовской епархии существует особое почитание епископа Вениамина (Милова) (†1955). Это очевидный, никем не оспариваемый факт: из всего сонма подвижников, пастырей и архипастырей, несших свое служение на саратовской земле, Владыка Вениамин ― самый известный и любимый. Ежегодно в день его памяти, 2 августа, у могилы на Воскресенском кладбище собираются люди, до позднего вечера почти непрерывно служатся панихиды и литии. Место упокоения Владыки остается самым посещаемым на этом кладбище и в течение всего года, сюда приходит множество саратовцев: помолиться не только о самом Владыке, но и ему ― попросить его молитвенного предстательства, потому что многие уверены в его святости

Просмотров: 6061
Комментариев: 0

Епископ Вениамин (Милов) (†1955), без сомнения ― самый почитаемый из подвижников и исповедников Православия на саратовской земле. Все служение Владыки ― от монашеского пострига до кончины ― протекало в тот страшный период российской истории, когда Церковь была приговорена к полному уничтожению. Сам он провел в тюрьмах и ссылках семнадцать лет. В краткосрочных «перерывах» между арестами ему удалось создать несколько значительных богословских работ. Предлагаем вашему вниманию отрывки из писем Владыки Вениамина к духовным чадам, в которых говорится о возможности и необходимости «оживления сердца» ― стяжании благодатного чувства присутствия Божия рядом с нами

Просмотров: 4886
Комментариев: 0