Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Первые приметы духовной весны
Просмотров: 2949     Комментариев: 2

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен…». В субботу 16 февраля, на утрене, которая, напомню, совершается вечером после вечерни, мы услышим, наконец, эту исполненную скорби и света песнь духовной весны — времени подготовки к Пасхе. И ни с чем не сравнимое, не передаваемое словами великопостное и пасхальное чувство возникнет — надеюсь и желаю — в душе каждого прихожанина… Но до Великого поста останется еще три недели, а на языке Церкви — три седмицы; неделей в Церкви называется именно воскресный день. Эти недели, как и следующие за ними седмицы, будут для нас особыми — подготовляющими к Великому посту. Сегодня мы расскажем о двух из них.

17 февраля — первая из трех — Неделя о мытаре и фарисее.

Казалось бы, всем давно известна эта история, и слово «фарисейство» стало нарицательным; и все же, давайте всмотримся в нее поглубже, чтобы ответить себе на вопрос: почему подготовка начинается именно с этой рассказанной Христом притчи (см.: Лк. 18, 9–14)?

Апостол и евангелист Лука сразу обозначает ее смысл и адрес: Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу…

Считать себя лучше других, хотеть быть лучше других, самоутверждаться за счет тех, кто представляется худшим, — эта потребность лежит очень глубоко в греховной человеческой природе: вряд ли кто-то из нас до конца от нее чист. В ее основе — гордость: сознательное или бессознательное стремление человека сотворить кумира из самого себя, из собственной личности, обзавестись неким собственным, независимым от Бога «человеческим достоинством» и ценностью. Однако гордость наша на самом деле жалка и труслива — она всегда боится уязвления: отсюда ее агрессия, стремление утверждаться за счет других — «худших». Преподобный Иоанн Лествичник, игумен горы Синайской: «Начало гордости — корень тщеславия; средина — уничижение ближнего, бесстыдное проповедание своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть обличения; а конец — отвержение Божией помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав».

Агрессия гордости проявляется и в «обычной» жизни, и в религиозной, церковной — сегодня, как и в ветхозаветные времена. Это один из порожденных нашим грехом парадоксов: мы искренне (фарисейство — не синоним притворства!) обращаемся к Богу, но утверждаем и возвышаем при этом — самих себя: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю… Так молится сам в себе (про себя, мысленно) фарисей — хранитель и учитель ветхозаветного Закона, человек, всеми почитаемый и благополучный.

Заметим, основания для самопохвал у него есть: он действительно несет нелегкую ношу, и несет ее безупречно. И не то чтобы Господь этого не видел: не говорится ведь в притче, что молитва фарисея отвергнута, что он осужден, нет, лишь то, что мытарь пошел оправданным в дом свой более, нежели фарисей. Кто такой мытарь? Сборщик налогов в пользу Римской империи, то есть в пользу оккупантов Израиля; предатель, подобный полицаю. Соплеменники его не любят… а, не любя, естественно, самоутверждаются за его счет: мы-то, слава Богу, не мытари!

Мытарь же себя не утверждает, он никаких оправданий, никаких причин возвысить себя не ищет. Он, может быть, и гораздо худшее о себе самом знает, нежели то, что все о нем думают и говорят. Он не смеет даже поднять глаз на небо; вся его надежда — на милость Божию, а в себе самом никакой надежды, никакой опоры, никакой ценности он не видит.

Фарисей, идя к Богу, надел богатые одежды своих достоинств — не только мнимых! — а мытарь перед Богом гол. Мытарь перед Творцом весь, то есть он целостен, а фарисей раздвоен — он и перед Богом, и перед собой любимым, то есть как бы перед зеркалом своей гордости. Мытарь искренен, фарисей лукав, хотя и не намеренно. Вот почему всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится — этими словами Спаситель завершает Свою притчу.

В Неделю мытаря и фарисея мы должны услышать призыв — постараться стать целостными, прямыми, простыми перед Богом. Для этого нужно оставить свою гордость, свой «самоцен» (выражение святителя Феофана), свою привычку считать себя лучше ближнего… Ну хотя бы вот этого, стоящего в церкви рядом с нами — алкоголика, трижды доходившего до белой горячки, а последний год живущего в режиме «вроде бы завязал, но вот опять сорвался».

Спонтанный откровенный разговор с таким человеком заставил меня однажды увидеть мое фарисейство; понять, что вот этот мой собеседник с нездоровым цветом лица и трясущимися руками — ближе к Богу сейчас, чем я. И это был очень важный момент моей духовной жизни.

 

*   *   *

24 февраля — Неделя о блудном сыне.

И эта Христова притча (см.: Лк. 15, 11–32) тоже вроде бы известна всем, и выражение «возвращение блудного сына» вошло в обиход. Но она так богата смыслами, эта притча, что в нее нужно всматриваться вновь и вновь. И каждый раз главным для нас станет что-то другое. Когда-то мы задумаемся о той свободе, которую предоставил отец своему зарвавшемуся отпрыску, беспрекословно отдав ему часть имения и отпустив его в дальнюю сторону. Когда-то нас поразят слова придя же в себя… Что значит прийти в себя, прийти в сознание, когда и как происходит это с человеком — подлинное осознание собственной жизненной ситуации, прозрение?.. Был ли в нашей жизни такой момент? Что именно мы в этот момент увидели, осознали?

А в следующий раз мы задумаемся о том недостижимом, кажется, для нас смирении, которое проявил блудный сын, отказавшись от притязаний на сыновство, решив проситься к отцу в наемники. И — о том, почему отец увидел возвращающегося сына издалека — не потому ли, что все время, все эти годы ждал его, всматриваясь в уходящую за горизонт дорогу?..

И, конечно, мы должны ясно понимать, почему не взял отец раскаявшегося сына ни в какие наемники, а принял — именно как любимого сына. Ответ на этот вопрос — чуть выше, в той же пятнадцатой главе: Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.

Наконец, мы призваны понять обиду старшего сына, того, который много лет служил отцу, подчиняясь ему беспрекословно, и не получил никакой награды — в то время, как этот твой сын (заметьте, старший не называет здесь младшего братом!) — получил сразу и перстень (знак наследника!), и лучшую одежду, и обувь, и такой пир…

Не приходилось ли нам с вами переживать нечто подобное: «Почему ему это дают, почему не мне?.. Я столько лет…»

…и все мое твое — эти слова отца из Христовой притчи — а вернее, Отца с большой буквы — я повторяю всякий раз, когда меня посещает что-то, похожее на зависть или ревность. Повторяю, чтобы понять, что ничем на самом деле не обделена; что глупо ревновать о какой-то части земных благ, когда у тебя есть уже целое — и непреходящее; и уж тем паче глупо, страшно и пагубно держать из-за этого зло на брата или сестру.

«Покаяния отверзи ми двери…» — впрямь, эти две притчи — как створки дверей, за которыми открывается для каждого из нас путь покаяния, прихода в себя, освобождения от того, что препятствует возвращению в Отчий дом.

«Употребим время, назначенное святою Церковью для приуготовления к подвигам Святой Четыредесятницы, сообразно его назначению, — проповедовал святитель Игнатий Брянчанинов в Неделю о блудном сыне. — Употребим его на созерцание великого милосердия Божия к человекам и к каждому человеку, желающему посредством истинного покаяния примириться и соединиться с Богом. Время земной жизни нашей бесценно: в это время мы решаем нашу вечную участь. Да даруется нам решить вечную участь нашу во спасение наше, в радование нам! Да будет радование наше бесконечно!»

Газета «Православная вера» № 03 (623)

Материалы по теме

Три подготовительных Недели – три ступени к Великому посту: о мытаре и фарисее; о блудном сыне; о Страшном Суде. Они помогают нам духовно очнуться, выйти из поверхностного и рассеянного состояния, увидеть себя в подлинной Божественной реальности – перед Ним

Просмотров: 1153
Комментариев: 0

«В притче о блудном сыне Господь наш Иисус Христос представил пред нас икону истинной, Божественной любви, столь ясно написанную, что она трепещет пред нами живо, как этот мир, когда его после ночной тьмы осияет солнце. Две тысячи лет не бледнеют краски на иконе сей, и никогда не побледнеют, пока существуют люди на земле и любовь Божия к людям. Напротив, чем люди грешнее, тем живее, яснее, новее выглядит икона сия», — так сказал о притче, которую вспоминает Церковь в эти дни, святитель Николай Сербский (Велимирович)

Просмотров: 3946
Комментариев: 0

Возлюбленные братия, попечалимся ныне о душах наших, которые закоснели и стали холодны, погрязнув в грехах. Как печалятся родители о своих любимых детях, которых потеряли, или скорбят о детях неверующих, так должны и мы печалиться о душах своих. Должны плакать, а если нет слез, то сетовать горько, ибо сердце наше полно злобы, зависти, корыстолюбия и сгорает пламенем различных страстей

Просмотров: 4351
Комментариев: 0

Каждый из нас уходит от Бога – иногда семь раз на дню, а Он терпеливо ждет нашего возвращения. Где-то в интернете я наткнулся на горькую, ироничную фразу: «Мои дети относятся ко мне как к Богу: почти никогда не делают того, что я говорю, игнорируют меня большую часть времени или даже делают вид, что меня вовсе нет, и зовут только тогда, когда им что-нибудь нужно»

Просмотров: 4330
Комментариев: 0

Человек некий пришел в лес, чтобы выбрать дерево на доски. И увидел он два дерева, стоящие рядом. Одно было гладким и стройным, но с гнилою древесиной внутри. Другое снаружи было шероховатым и невзрачным, но со здоровою сердцевиной. Вздохнул человек и сказал самому себе: «На что мне это гладкое и высокое дерево, раз оно гнилое и на доски не годится? То, другое, хоть и шершавое, и невзрачное, но, по крайней мере, внутри здоровое; и если я чуть больше потружусь над ним, оно вполне может сгодиться на доски для моего дома». И, не долго думая, он выбрал второе дерево

Просмотров: 3805
Комментариев: 0

Если христианство говорит так много о падшем человеке, то потому, что знает и помнит высоту, откуда он ниспал, знает и помнит о божественной его природе, об «образе неизреченной славы в нем»

Просмотров: 4047
Комментариев: 0

Отец Иоанн (Крестьянкин) однажды в разговоре мне сказал: «Сейчас люди в храм не входят, а вваливаются». Как завсегдатаи, как «свои», как имеющие здесь право на место, на предстояние. Они знают, что они здесь не последние люди, что это их храм, что здесь есть любовь, что здесь есть свобода, что они Богом любимы и Богом знаемы. И это правильно — мы действительно Богом любимы и Богом знаемы, мы — свободные люди. К большому сожалению, мы все неправильно воспользовались этой свободой

Просмотров: 8667
Комментариев: 0

Разве это не возмутительно? Разве это не аморально? Как Бог может предпочесть откровенного мерзавца честному, нравственному, глубоко религиозному человеку? Такой вопрос наверняка возникал у слушателей Господа Иисуса, возникал он и у многих других – иудеев и язычников.
Этот вопрос задают до сих пор

Просмотров: 3024
Комментариев: 0

Итак, фарисейство не есть явление, относимое только к эпохе, когда Ветхий Завет встретился с Новым; фарисейство или его угроза присутствует в нашей жизни сегодня. Но каким образом искренне верующий человек становится фарисеем, как начинается и развивается эта болезнь, каковы ее симптомы и насколько она распространена в нашей церковной среде? Не называем ли мы порой фарисейством то, что на самом деле им не является? Вот как видит проблему Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Просмотров: 5160
Комментариев: 1

Вопрос: «Что во мне самом от фарисея?» — он немножко двоякий, он предполагает не только отрицательный, то есть самокритичный и покаянный, ответ. Потому что фарисейство исторически — явление неоднозначное. Фарисеи могут служить для нас и положительным, и отрицательным примером. Но вот беда — того положительного, что можно от фарисеев взять, во мне нет

Просмотров: 3569
Комментариев: 0

С точки зрения нашего постоянного автора Сергея Худиева одна из самых опасных граней фарисейства — властолюбие и злоупотребление духовной властью. Насколько велика эта угроза в Церкви сегодня?

Просмотров: 5662
Комментариев: 0

Евангелие – Книга жизни. И ситуации, описанные в ней, иногда почти во всех подробностях повторяются в действительности. Одна такая чудесная история произошла в эти выходные на моих глазах

Просмотров: 3906
Комментариев: 1

Не объективное учение Церкви, а свои личные, субъективные эмоции – вот что интересовало этих людей больше всего, вот почему они приходили в Церковь не как безнадежно больной приходит в последнюю лечебницу, а как скучающий тусовщик приходит на очередную вечеринку: на других посмотреть и себя показать

Просмотров: 3249
Комментариев: 0

А я вот думаю о фарисее из притчи и мне его почему-то очень жалко. И не только потому, что он вышел из храма «менее оправданным», чем мытарь, хотя и поэтому тоже. В сущности, что нам такого уж плохого о нем известно, чего это мы на него так ополчились, что почти две тысячи лет не даем духу его покоя, но все поминаем и поминаем его недобрым словом. Каким именно? Да этим: «фарисей». А может, есть в слове сем и что-то доброе? А может, и в нем, «менее оправданном», тоже что-то положительное удастся найти?

Просмотров: 3559
Комментариев: 11

Нам часто кажется, что если земля под ногами, а небо над головой, то и путь наш — туда, на небеса, — должен быть устремлен вверх. И да, и нет. Что там о новоначальном, восходящем на небеса? «Сдерни его за ногу вниз»? Почему? Потому, наверное, что подлинный путь христианина к восхождению — через нисхождение. Куда? Сначала — в глубину печали по Богу — о грехах своих. Затем — в глубину рождающегося от этой печали смирения

Просмотров: 3230
Комментариев: 0

Разве это не самая сущность греха? Не обращаемся ли мы к Богу так же спокойно, как младший сын из евангельской притчи, с той же наивной жестокостью требуя от Бога все, что Он может нам дать: здоровье, физическую крепость, вдохновение, ум, - все, чем мы можем быть и что можем иметь - чтобы унести это прочь и расточить, ни разу не вспомнив о Нем?

Просмотров: 5556
Комментариев: 0

В тpетье воскpесение, пpиготовляющее нас к Великомy Постy, мы слyшаем чтение пpитчи о Блyдном сыне (Лyка 15, 11-32). В пpитче и в стихиpах этого дня говоpится о покаянии человека, возвpащающегося из самовольного изгнания. Hам pассказывается о блyдном (моpально заблyдившемся) человеке, котоpый yшел в "далекyю стpанy" и там истpатил все, что он имел

Просмотров: 3453
Комментариев: 0

Сегодня мы предлагаем вниманию читателей проповедь замечательного церковного писателя архимандрита Рафаила (Карелина). Она была произнесена в Неделю о мытаре и фарисее, которая является одним из вестников грядущего Великого поста. В этой проповеди идет речь об осуждении, гордыне и смирении

Просмотров: 4948
Комментариев: 0