Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Пасхальные полотна
Просмотров: 246     Комментариев: 0

Светлое Христово Воскресение — один из самых ожидаемых и любимых праздников у православных христиан. Обычно это уже уверенно вступившая в свои права весна, поэтому природа цветет и благоухает. Сама по себе Пасха полна традиций и ярких красок. Именно поэтому многие художники изображают праздник праздников на своих полотнах. Мы собрали небольшую картинную галерею, посвященную Светлому Христову Воскресению.

Картина «Пасха» Михаила Шанькова создана в 2005 году. На ней изображен празднично украшенный стол, за которым собралась многочисленная семья, празднующая Пасху.

На переднем плане мы видим разнообразное традиционное угощение: пасхальные куличи, яйца, разноцветные фрукты и сладости. Семейство сидит вокруг стола, все они весело беседуют, делятся радостью и улыбаются. В центре композиции — пожилой священник, вероятно, глава семейства — дедушка. А вокруг него расположились остальные члены семьи, принимающие участие в праздничном застолье. Все выглядят счастливыми и спокойными, наполненными радостью и благодарностью за этот светлый праздник. На заднем плане мы видим домашний иконостас с зажженной лампадкой.

М. Шаньков передал атмосферу тепла и уюта, которая царит в этом доме во время Пасхи. Яркие краски, мягкий свет, детали интерьера — все это создает ощущение праздника и семейного счастья. Художник сумел передать не только внешний облик праздника, но и его духовное значение — единение семьи, любовь и радость.

***

На необыкновенную картину «Русская Пасха» Рериха невозможно взглянуть мельком, ведь на ней изображена одна из самых прекрасных традиций пасхальной Литургии — крестный ход. На полотне поток крестоходцев кажется бесконечным.

Данная картина написана в сложный для нашей страны период. Это была эпоха богоборчества, когда исповедовать свою веру открыто было опасно для жизни. Храм внутри ярко освещен, каждый крестоходец несет в своих руках частичку этого света. Его интенсивность подчеркнута густыми тенями, в которые погружены постройки переднего плана. Люди окружены ночью, но яркий свет, который исходит не только от свечей, но и от сердец верующих, освещает им дорогу.

Картина «Русская Пасха» окутана атмосферой ожидания великого праздника, кажется, будто весь мир погрузился в тишину и затаился в ожидании Светлого Христова Воскресения.

***

Перед нами не праздник Пасхи, в который не служится панихида по усопшим, а Радоница — особый день, когда православные христиане поминают усопших родных и близких людей. Именно эту сцену — панихиду по воинам, погибшим на полях сражений, отдавшим долг своему Отечеству, — и представляет В. Кудрин. Действие происходит в храме, за окнами вечереет, сгущается тьма. В полумраке храма собрались мужчины, только что вернувшиеся с фронта, некоторые из них одеты в военную форму, женщины и дети, пришедшие почтить память и помолиться за своих погибших родственников. Большинство из них выглядят очень бедно, многострадальная Родина еще не успела восстановить разрушенное в годы тяжелой и кровопролитной войны хозяйство. В руках молящихся — фотографии с портретами погибших, обернутые траурной лентой. У каждого из собравшихся своя беда, свое горе — мы видим усталые лица, суровые взоры мужчин, потупленные глаза женщин, утирающих краешком платка слезы, застывшие в печальном безмолвии лица молодых девушек, так и не пришедших к долгожданному венцу. Яркое пламя горящих свечей высвечивает лица священников, служащих панихиду. Тысячи имен, огромная стопка записок, и в каждом имени — горе, глубокое и тяжелое, и вместе с тем, в каждом молитвенном слове — надежда — сияние вечной жизни, где нет ни смерти, ни страдания.

Печален лик Божией Матери на центральной фреске. Она скорбит вместе со Своим многострадальным народом, а рядом икона Георгия Победоносца и трех святителей. Этот триптих как бы напоминает о грядущей победе — победе Сына Божия над смертью и адом, победу народа над врагом и торжество православия, православной веры в пробудившихся сердцах.

Картина композиционно разделена на две части. Слева — собравшийся на молитву народ. Здесь вечерний полумрак, туманная зыбкая сырость, прокрадывающаяся сквозь открытое окно. Но вместе с ней — дыхание и свежесть весны, которая идет, ступает по просторам земли русской, согревая ее солнцем радости и надежды. Справа — канун с горящими свечами, освещающий пространство ярким светом, согревающий людей жаром плавящегося воска. Тьма смерти и свет бессмертия, горечь утраты и радость грядущего Воскресения, где слышится пасхальный перезвон и песнопения, где вступившая в свои права весна вновь напоминает нам о торжестве жизни.

А в преддверии Дня Победы эта картина становится для нас очередным напоминанием о необходимости молиться за тех, кого уже нет с нами, за тех, кто отдал жизнь за нас, оставшихся на земле.

***

Все мы знаем, что о Воскресении Христа первыми узнали вовсе не Его ближайшие ученики, а жены-мироносицы. На следующий день после субботы Мария Магдалина, Мария, мать Иакова, и Саломия пошли к гробнице, в которую положили Учителя, с миром (благовонным маслом), чтобы помазать Его Тело, ведь так обязывала поступать традиция.

На триптихе Михаила Нестерова «Утро Воскресения», который хранится в Третьяковской галерее, изображены разговор жен-мироносиц с ангелом и явление Воскресшего Христа Марии Магдалине.

На левой части триптиха, с краю, мы видим лишь очертания, изображена Дева Мария. Согласно рассказу евангелиста Марка, жены-мироносицы, идя ко гробу, обсуждали, кто бы мог отвалить тяжелый камень от входа в пещеру. Но оказалось, что камень уже отвален. 

На переднем плане — Мария Магдалина, которая увидела ангела, сидящего на камне, поэтому на ее лице — благоговейный ужас.

В центре изображен ангел, сидящий у входа в гробницу. Он успокоил женщин: Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам (Мк. 16, 6–7). Но девы испугались и бросились прочь от места погребения Господа.

В правой части изображен Иисус Христос, явившийся Марии Магдалине, которого та от неожиданности не узнала. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его (Ин. 20, 15). Знамя в руке Спасителя — символ Его победы над смертью.

Магдалина — на коленях, когда женщина узнает Спасителя, она падает к Его ногам. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! — что значит: Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему (Ин. 20, 16–17).

Этот триптих посвящен женам-мироносицам, которые стали первыми участницами Пасхи. Автору удалось очень ярко передать чувства, которые они испытали, увидев вознесшегося Христа.

На всех этих полотнах изображены разные моменты праздника Светлого Христова Воскресения, но всех их объединяет радость от праздника праздников. Христос воскресе! 

«Православное Заволжье»