На наши вопросы о встрече Пасхи и пасхальной радости ответил иерей Александр Кузьмин, руководитель миссионерского отдела Саратовской епархии, настоятель храма в честь святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба в Саратове.
— Отец Александр, можете ли Вы вспомнить первую свою Пасху, встреченную сознательно? Когда Вашего сердца впервые коснулась настоящая, живая пасхальная радость? И как Вы встречаете пасхальное торжество сейчас, когда у Вас уже немалый опыт священства? Что изменилось? Можно ли сказать, что пасхальная радость с годами, с опытом углубляется, растет? Что Вы можете сказать об опыте переживания Пасхи?
— Свою первую Пасху я помню как сейчас. Это было раннее весеннее утро, в начале девяностых. Я пришел в гости к своей бабушке, которая жила неподалеку от нас, и она была такая радостная… Показывает через балконное окно на солнышко, которое тогда необычайно ярко светило, и говорит: «Посмотри, Саша, и запомни: так солнышко играет только в пасхальный день!». Ее радость передалась тогда и мне. Бабушка мне сообщала первые в моей жизни религиозные чувства: и в то пасхальное утро, и когда ходили с ней на кладбище красить ограду, и когда она дарила куличи и крашеные в луковой шелухе яйца — только этот цвет пасхальных яиц у меня до сих пор устойчиво ассоциируется с Пасхой. Бабушка мне подарила и первую Библию — детскую, она до сих пор у меня. Своим простым отношением к Богу она показала мне тогда, что Господь реален, что Ему можно молиться, и Он всегда будет рад тебе.
Позже, когда я уже учился в техникуме, мы с другом Андреем сбегали с уроков, чтобы отпраздновать пасхальные дни. Брали с собой крашеные яйца, какие-то вкусности, гуляли, беседовали, с благоговением покрывая молчанием религиозные темы. Знали мы тогда совсем мало, но понимали, что благодать Господь подаёт за доброе отношение к людям, за любовь к молитве, что Он помогает в испытаниях, когда никто помочь не может. А испытаний тогда хватало: в разгаре были 90-е, мы учились среди явных бандитов… Постоянное психологическое напряжение от этого привело нас тогда в храм. И я остался в нем: начал помогать сначала просто в храме, потом в алтаре. И радость Пасхи сохранялась, она стала еще сильнее, потому что я уже понимал, что к чему.
Воскресший Христос всегда в начале нашего церковного пути дает благодать «безразмерно». Позже я узнал, что она так и называется — «призывающая благодать». О ее силе ты будешь помнить всегда, укрепляя себя, но дается она только вначале. Потом следует благодать спасающая, которую нужно уже зарабатывать — покаянием, молитвами, постом, добрыми делами, смирением.
Если ты священник, благодать Воскресения Христова неминуемо касается твоего сердца, какие бы искушения тебя ни преследовали — какие-то накладки в организации праздника, нестроения в человеческих отношениях или, к примеру, пустой храм в ковидный год… Радость есть всегда, но степень ее, конечно, разная. Порой даже думаешь: «Господи, почему нет той детской радости, что была с бабушкой, стоявшей с тобой у балконной двери в то утро?». Но всему свое время. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит (Ин. 3, 8).
Господь дает радость тогда, когда человек серьезно переживает свой грех, раскаивается в нем, решает измениться, пытается это сделать, у него ничего не получается, а он опять пытается… и так всю жизнь. Пасхальная радость невозможна без слез, пролитых в Великий пост. Да, можно, конечно, радоваться обильной еде, многочисленным пасхальным возгласам, весне, просыпающейся природе, но истинная радость Пасхи у тебя появляется в зародыше уже в Неделю о мытаре и фарисее, когда дует легкий, едва узнаваемый ветерок великопостных дней, и ты ждешь… Христос неминуемо дает радость тем, кто понял цель своей жизни — стремление к Богу в вечности. И, возвращаясь с пасхальной Литургии в четыре утра, вдыхая прохладный воздух весны, всегда ощущаешь радость общения со Христом, таким близким и родным.
— Пасха — вершина церковного года, вся наша церковная жизнь направлена к ней; она — «праздников праздник и торжество из торжеств». А почему так, почему именно Пасха?
— Если бы не было Воскресения Христова, то все равно Христос остался бы самым совершенным Учителем на земле, но ведь Он еще и воскрес — будучи Богом, навсегда принял на Себя нашу человеческую природу, через Пресвятую Деву вошел в этот мир и спас нас, поврежденных грехом, воскреснув из мертвых. Он совоскресил и всех нас. Поэтому Воскресение — это центр нашей веры, нашего упования, это начало нашей жизни.
Знаете, я недавно смотрел великолепный фильм режиссера Сесила Де-Милля «Десять заповедей» 1956 года, где замечательно показан пророк Моисей и его подвиг — освобождение евреев из египетского плена. Там отображена первая пасхальная ночь — это просто жуть. По городам и весям ходит смерть, за дверями слышны вопли боли и страданий, по домам расползается мор, минуя только те жилища, которые помечены кровью агнцев… Избавление радостно тогда, когда ты помнишь, от чего был избавлен. А мы часто забываем, чем ценна Пасха. Оттого и радость уходит. Сводить Пасху к радости от крашеных яиц и весны — значит забывать, от какого зла — от вечной смерти — избавляет нас Господь. И нам нужно быть бдительными, даже когда наши уста возглашают пасхальное приветствие. Ведь неслучайно уже после Радоницы наступает опять постный день — среда. Церковь не позволяет нам расслабляться, потому что наш враг не дремлет никогда, и даже радость должна быть с молитвой.
— Пасхе предшествует Великий Пяток, торжеству предшествует скорбь. Как мы должны переживать страдания Христа, Его смерть?
— Вся Вселенная проповедует в Великий Пяток. Нужно быть очень огрубевшим человеком, совершенно не чутким, чтобы не увидеть этой проповеди — вся природа в этот день «стоит по стойке смирно», всё как-то строго вокруг, возникает ощущение великого события, к которому ты становишься причастен. И серьезность этого дня задает тебе вопрос: в какой роли ты причастен к распятию Христа? Ответь себе. Тогда сразу все станет ясно. Если ты в числе гонящих Христа — своими грехами, своим отношением к делу Его вочеловечения, то у тебя еще есть время прийти ко Кресту и покаяться. А если ты плачешь вместе с женами-мироносицами, то этот день станет для тебя судьбоносным, потому что изменит тебя, и ты станешь христианином, будешь сораспинаться Христу, страдать вместе с Ним.
— Когда-то давным-давно в одной советской атеистической книжке я прочитала следующее суждение: «Если Бог, как утверждают церковники, всемогущ, почему он не мог устроить спасение человечества как-то иначе, не принося в жертву собственного сына, не подвергая его таким страданиям?». Как на это суждение ответить, почему цена нашего спасения оказалась именно такой — страшной? Почему нельзя было иначе?
— Потому что все остальные способы Господь к тому моменту уже перепробовал. Ведь были и Всемирный потоп, и Содом и Гоморра… И даже смерть и Воскресение Христа далеко не всех людей приводят в чувство. Это великий и неподъемный груз — сердце человеческое. Чтобы его изменить, вернуть к былой чистоте и непорочности, нужны большие испытания и труд. Но они бессмысленны без Бога, только Господь может исцелить нас, потому что преступлением заповедей мы исказили свою природу, которую сами поменять не можем. Сделать это может только Бог, соединив нас с Собой, что Он и делает через Свою Церковь.
— Христос совершил Свой подвиг и принес Свою Жертву из любви. А что она такое есть, эта Божия любовь, каковы ее основные характеристики и отличия от любви человеческой?
— По сравнению с Божественной любовью наша любовь — сплошной эгоизм. Самое главное дело, которое мы должны сделать в этой жизни, — узнать Божию любовь, пережить ее в опыте. Она и только она может сделать нас свободными. Свободными и от самих себя, и от того зла, что царит в мире. Другого пути нет. Любой грех, что совершается в этом мире, в какой-то степени повторяет первый грех — преступление Адама и Евы, их попытку стать такими, как Бог, но только без Бога. Люди неустанно выдумывают и будут выдумывать новые религии, науки, тренинги, идеи, всякие теории и философии, но Истина только во Христе. Я понимаю, эта фраза звучит как лозунг, но давайте попробуем прочувствовать смысл: Истина только во Христе!
— Пасха — величайшая радость, но она совершается Церковью здесь, в этом падшем мире, полном горя и зла, среди войн, катастроф и трагедий. И возникает вопрос: как радоваться, когда такое творится, когда столько молодых жизней обрывается сейчас? Я не раз в социальной сети читала: «Такая беда, а у этих православных сплошные праздники». И это не только Пасхи касается — совсем недавно Неделя Торжества Православия совпала с днем всероссийского траура. Почему Церковь в подобных случаях не отменяет праздничной Литургии?
— Радости вашей никто не отнимет у вас (Ин. 16, 22), потому что она не от мира сего, а от Воскресшего Христа. Нам бы грешить поменьше, и тогда мы своей молитвой свернем горы, поможем этому миру пережить страдания, которым причастны сами.
День траура на Торжество Православия — но посмотрите, как органично вписывались молитвы чинопоследования Торжества Православия в те трагические события! Молитва об усопших и о живых, молитвы об укреплении веры... Пройдет какое-то время, и многие из светских людей забудут об этой трагедии, Церковь же всегда будет молиться и о безвинно убиенных, и о скорбящих родственниках.
Церковный праздник затрагивает иные струны души, нежели праздник светский. Молитвенная радость неведома тем, кто не молится. Как объяснить человеку радость от того, чего он никогда не испытывал? Господь нам заповедал не метать жемчуг перед кем попало — чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали нас (ср.: Мф. 7, 6).
— Пасху было принято отмечать всегда, даже в советские годы, но свое духовное значение она тогда во многом теряла: сводилась к крашеным яйцам, куличам и походам — почему-то — на кладбище. Что мы должны делать сегодня, чтобы наше восприятие Пасхи не оказалось чисто внешним?
— На этот вопрос хотелось бы ответить словами архимандрита Ефрема Филофейского, который утверждает: «…чтобы действительно почувствовать Пасху и поистине увидеть свет Божественного Воскресения, необходимо очистить свои чувства от всякого страстного движения. “Очистим чувствия, и узрим в непреступнем свете Воскресения Христа блистающася и радостию гласяща”, — говорит песнопевец (Иоанн Дамаскин в Пасхальном каноне. — Ред.). Если сердце не очистилось, не освободилось от отвратительного эгоизма и высокомерного расположения, если не поселилось в нем смирение Христово, то очи души не видят света Воскресения и сердце человека его не ощущает. Христос указал нам путь очищения: возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11, 29). Если мы не смирим свои помыслы, не преклоним главу, если не уверуем непреложно, что мы — ничто, что каждый из нас есть последний человек, самый грешный, которому уготован ад, то не испытаем особой радости Святого Воскресения, не удостоимся тайно, в глубине сердца праздновать Пасху Христову».
Церковь предлагает нам Великий пост не из-за стремления к экономии продуктов и не для того, чтобы нам не слишком радостно жилось. Именно пост сообщает радость Воскресения Христова еще до Пасхи. Человек становится причастен этой радости на каждом земном поклоне молитвы Ефрема Сирина, на каждой Литургии Преждеосвященных Даров, на каждой пассии, на каноне преподобного Андрея Критского. Мы впитываем эту радость, когда читаем житие Марии Египетской, празднуем Субботу акафиста, Лазареву субботу, Вербное… Человек со Христом всегда радуется пасхальной радостью, но на Пасху открываются все шлюзы, и человек видит милосердие Божие, пьет Воду Живую, которая сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 14).
Блог священника Александра Кузьмина https://t.me/ortodoxotvetru
Газета «Православная вера», № 05 (733), май 2024 г.