Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Отражение внутреннего мира
Просмотров: 1304     Комментариев: 0

С Владимиром Викторовичем Ештокиным, фотографом журнала «Фома», мы познакомились на X Международном фестивале православных СМИ «Вера и слово». Несколько дней мой коллега не расставался с фотоаппаратом и был за кадром, чтобы запечатлеть все самое интересное и оставить участникам фестиваля память о событии. В краткие минуты перерывов беседуем с ним о работе и жизни и подмечаем, что…

…во всем и всех — красота

— Владимир Викторович, Вы говорили, что фотографией занимаетесь почти всю жизнь, а как пришли именно к церковной съемке?

— В начале 90-х годов (я тогда работал в светском издании) церковная жизнь только начала возрождаться, стали открываться храмы, в которые пошли люди. Православных изданий почти не было, в светских газетах изредка появлялись публикации о православии. Эта тема всегда привлекала мое внимание, мне доводилось делать материалы про разрушенные храмы, возрождающиеся монастыри. Конечно, это были не слишком глубокие материалы, я тогда еще мало что понимал в православии, но мне было интересно, и редакция поддерживала такие темы.

Однажды приехал к одному батюшке, чтобы сделать фоторепортаж. Он был ветераном войны, жил на окраине Сергиева Посада. Это была одна из первых встреч со священнослужителем, мы с ним долго разговаривали, пили чай, смотрели фотографии, я его поснимал, и вышел хороший материал. Эта беседа произвела на меня большое впечатление, наверное, какое-то зернышко настоящей веры этот батюшка тогда в меня посеял.

— Есть ли в церковной фотографии у Вас любимые жанры, поводы для съемок, то, что дарит Вам наибольшую творческую радость?

— Я, прежде всего, репортажник, а в репортаже из храма есть все — многоплановость, разные жанры, сюжеты, портреты, «декоратив» — все, что создает красоту, здесь можно решить много творческих задач. В храме снимать достаточно сложно чисто технически — как правило, там темновато, большие перепады освещенности, разные источники света. Но вспышку в храме я не использую, она очень отвлекает людей.

— Мне кажется, что молящийся человек наиболее полно раскрывается в своей красоте, становится собой, потому что во время молитвы он ничего не изображает, а просто пребывает перед Богом, и Господь его внутреннюю красоту подсвечивает…

— Да, на душе становится теплее, когда наблюдаешь за человеком во время молитвы. Перед Богом он становится максимально открытым, а наша задача — показать эти чувства, не мешая общению человека с Богом.

— А у Вас не бывало во время съемки смущения, переживаний, что мешаете молящимся?

— Я Вам больше скажу: у меня это смущение существует до сих пор! Я с осторожностью подхожу к этим съемкам. Часто снимаю в одном храме, меня знают многие прихожане, и я знаю почти всех, и все равно, каждый раз, прежде чем поднять фотоаппарат, я думаю: а нужно ли это делать? Это чувство — нужно быть осторожным — у меня остается до сих пор. В любом случае, фотограф должен быть максимально деликатным.

— Как удается не мешать людям и как не привлекать внимания?

— Главное — меньше суетиться, не делать резких и быстрых движений, не толкаться, перемещаясь по храму. Нужно не мешать человеку, если ты видишь, что он молится, лучше остановиться, подождать. Не лезть с фотоаппаратом в лицо. Постараться понять реакцию человека на фотоаппарат, иногда для этого достаточно просто взглянуть ему в глаза.

…нужно всегда быть в поиске

— Что бы Вы посоветовали приходским фотографам?

— Всегда быть в поиске, менять точки съемки, ракурсы. Больше наблюдать за людьми. Знать службу — суеты меньше, когда ты знаешь, в какой момент выйдет и совершит то или иное действие священник или архиерей, ты к этому уже готов. Стараться снимать не «протокольную» съемку, одно и то же действие снимать с разных точек, «прятаться» за людей, подсвечники…

— На Рождество — под елки, на Троицу — под березки…

— И это тоже.

— Случалось ли у Вас выгорание?

— Безусловно, кризисы бывали. Одно время я задумывался, зачем нужна съемка в храме, не в глобальном понимании, а лично для меня? И как-то ко мне в храме подошла женщина, сын которой находился в местах заключения. Однажды он ей написал, что ему в руки попал журнал «Фома», он его открыл и увидел там фотографию своей матери. Это вызвало у него множество эмоций, очень тронуло. Она поделилась со мной своей радостью, и эта история отчасти послужила для меня ответом на внутренний вопрос. Если моя работа кому-то помогла, значит, я не зря ее делаю.

— Церковная фотография — это тоже проповедь?

— Конечно! Некоторое время назад для проекта «Красота православия» мы собирали снимки разных авторов, которые этой красотой делятся. Думаю, благодаря и нашей работе стереотип о том, что православие — это сплошь недовольные, хмурые, поучающие всех бабушки, разрушен. Православие — многогранно, глубоко, церковная жизнь — очень интересна. А потом, православие — это не только службы в храме, но и огромный пласт работы вне храма, это волонтеры, сестры милосердия, военные священники, много еще чего другого.

— Сейчас в церковной фотографии есть определенные тренды. Это постановочная съемка, фотопроекты, посвященные праздникам, когда в храм во внебогослужебное время несут свет, реквизит, используют его как красивую православную фотостудию. Как Вы к этому относитесь? Это тоже про то, чтобы передать красоту православия?

— Мне это не близко. Я понимаю, что на это есть спрос, это красиво, эстетично, хорошо смотрится в фотокнигах. Но во всем должна быть мера. Но раз это востребовано, на это есть благословение священника, значит, это будет продолжаться, пока люди не утратят интерес. Такого характера съемка — «гламурная» — больше способ заработка, чем творческая реализация. Но мне кажется, рано или поздно это может надоесть и самому фотографу.

— Потому что в этом не хватает жизни, искренности в эмоциях…

— Да, съемка самих таинств — Крещения, Венчания — гораздо интересней.

— Есть какие-то наиболее запомнившиеся съемки из тех, что проходили недавно?

— Последнее время мы снимаем для «Фомы» истории людей, которые так или иначе связаны со СВО, — это волонтеры, сестры милосердия, социальные работники. У каждого свой путь к этому служению, своя судьба, с ними интересно общаться. Эти темы востребованы, они привлекают внимание, могут кого-то вдохновить на помощь ближним. А началось это с ковидного времени. У нас было несколько походов в «красную зону», мы общались с людьми, которые там работают, тоже было много интересного.

…важнее всего — любовь к людям

— Что для фотографа важнее: профессионализм, любовь к ремеслу или к людям?

— Конечно, любовь к людям, которых фотографируешь, это важно и вообще в жизни. Главный принцип любого дела — не навреди. Ведь можно показать красоту, а можно выискать безобразие. Человек, в том числе и через фото, раскрывает свой внутренний мир. И дело, которым занимаешься, важно любить, оно должно приносить радость. Если ее нет — чем ты сможешь поделиться? Принципиально церковная фотография не отличается от любой другой. Наблюдай за жизнью, учись у мастеров, обогащай внутренний мир, вдохновляйся творчеством других людей, живи так, чтобы тебе было интересно. Фотография — это отражение души человека.

 «Православное Заволжье»