+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Отношение к расторжению брака в Ветхом Завете
Просмотров: 1279     Комментариев: 0

Тема брака и семейных отношений – одна из вечно актуальных тем, ибо связанные с ней проблемы в той или иной степени затрагивают всех людей, независимо от их этнической, культурной или социальной принадлежности. Почти в любом браке в силу греховности каждого человека происходит столкновение интересов, амбиций, страстей двух разных людей. Лишь единицам удается полностью избежать крупных ссор; весьма немного тех людей, которые владеют «искусством» находить компромиссы и беречь такой дорогой мир в семье. В реальности весьма часто вспыхивают конфликты, многие из которых могут перерасти в серьезные проблемы и даже привести к расторжению брака. Для преодоления подобных ситуаций и отчасти даже в целях предотвращения развода в христианских семьях интересно рассмотреть иудейскую практику расторжения брака в межзаветный и новозаветный периоды.

Сначала рассмотрим возможные причины развода, которые всеми иудейскими учителями того времени признавались как основательные. Во-первых, бездетность. Так как брак рассматривался в первую очередь как благословенный способ произведения потомства, да заповедь «плодитесь и размножайтесь» считалась повелением Божиим, адресованным каждому человеку, то отсутствие детей в браке считалось серьезным основанием для развода. Был даже установлен рекомендуемый период ожидания – 10 лет (по примеру Авраама, который только через 10 лет после переселения в Ханаан «вошел» к служанке Агари). Впрочем, так как бездетность рассматривалась как трагедия и для самой женщины, и является фактором, лично от нее независящим, то раввины рекомендовали сохранять брак в таком случае; считается, что в реальности разводы по причине бесплодия были нечастыми. Нам известны примеры пар, которые бездетными прожили почти всю жизнь: Захария и Елисавета, Иоаким и Анна.

Во-вторых, прелюбодеяние (измена). В этом случае по Закону полагалась смертная казнь (Втор. 22, 22), однако к I в. до Р. Х. еврейские суды перестали выносить смертные приговоры в таких случаях и чаще всего наказанием для виновной был всеобщий позор и развод без выплаты компенсации. Однако измену сложно доказать и это обстоятельство затрудняло применение принципа на практике.

В-третьих, нарушение заповеди Исх. 21, 10 – обязанности обеспечивать супруга пищей, одеждой и супружеским общением – также было серьезной причиной для развода, причем в этом случае развод могли потребовать обе стороны. Мужчина должен был приносить в дом продукты и шерсть (или деньги), жена же должна была готовить пищу и одежду; именно таким образом они исполняли данное правило в отношении друг друга. При этом если кто-то не исполняет своих обязанностей (или муж не обеспечивает жену продуктами, или же она отказывается готовить или шить одежду), то другая сторона могла потребовать развода. В таких случаях за отказ или неспособность обеспечивать пищей и одеждой полагался именно развод в буквальном смысле, тогда как в случае отказа от супружеского общения прибегали к практике уговоров и штрафов. В Талмуде четко прописана периодичность исполнения супружеских обязанностей в зависимости от рода деятельности мужа: «для праздных ежедневно; для рабочих – дважды в неделю; для ослятников – раз в неделю; для верблюдников – раз в тридцать дней; для корабельщиков – раз в шесть месяцев».

В-четвертых, причиной развода могла быть жестокость одного из супругов в отношении другого. Проявлениями жестокости могли быть следующие поступки: муж заставлял жену выполнять унизительные действия, запрещал ей выходить из дома, жена была повинна в жестоком обращении, если осознанно допустила осквернение мужа (не предупредив о наступлении у нее критических дней).

Святые благоверные князь Петр и княгиня ФевронияТаким образом, развод можно было инициировать в силу следующих причин: бесплодие, измена, отказ от обеспечения супруга пищей, одеждой и супружеским общением, проявление жестокости. Как эта информация может быть полезна нам, современным христианам? Сразу отметим, что первую причину – бесплодие – следует исключить из дальнейшего рассмотрения, так как христианство, в отличие от иудейства, не считает рождения детей единственной целью брака. Показательно, что в житии святых Петра и Февронии, которые рассматриваются как образец семьи, не говорится о детях. Следовательно, проблема бездетности не является препятствием к осуществлению целей христианского брака, и брак Петра и Февронии является очевидным доказательством этого тезиса.

Далее, всё кажется очевидным в отношении супружеской верности. Причинами измены зачастую являются серьезные реальные проблемы в отношениях супругов, а факт измены только обнаруживает их, как бы приводит к видимой ломке устройства, имевшего к тому времени большое количество дефектов и работавшего на пределе возможностей. Впрочем, в христианстве, в отличие от иудейства, развод в случае измены допустим, но не обязателен, существует возможность (хотя бы теоретическая) прощения виновного супруга и восстановления отношений.

Также всё ясно в отношении жестокости: если один человек по отношению к другому ведет себя подобным образом, о любви не может быть и речи, рушится сам фундамент брака.

Сосредоточим внимание на трех причинах, которые выводятся из (Исх. 21, 10): необеспечении супруга пищей и одеждой, недостаток супружеского общения. В настоящее время Русская Церковь эти проблемы не включает в перечень оснований для развода, но важность вопросов от этого не умаляется. Более того, именно в этих обстоятельствах можно обнаружить и причины возможных конфликтов, и резервы для решения проблем в отношениях между супругами. Обязанность обеспечения пищей не кажется столь очевидной, современные супруги далеко не всегда понимают эту необходимость. Распространено расхожее мнение, что кухня – исключительно женская обязанность. В итоге некоторые мужчины принимают минимальное участие в вопросах пищи (вспомним, что сюда входит не только ее приготовление, но и весь круг вопросов, связанных с покупкой, доставкой в дом продуктов), а женщины, восставая против такого положения дел, также пытаются устраниться от этих вопросов. В итоге создается напряжение, грозящее перерасти в более серьезные проблемы. Аналогичная ситуация и с одеждой: в настоящее время это предписание уже нет необходимости исполнять в том буквальном виде, как было в древности (муж приносит в дом материал, жена шьет одежду), но и игнорировать его не следует. Если муж будет помогать жене в выборе одежды и проявлять внимательность в этом вопросе (а не только «давать деньги»), а жена будет ухаживать за одеждой мужа, несомненно, это поспособствует укреплению брака.

Наконец, проблема регулярного супружеского общения также актуальна для многих семей, пренебрежение этой обязанностью грозит обернуться серьезными проблемами в отношениях. Потому хочется напомнить слова апостола Павла: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе (1 Кор. 7, 4–5), и призвать христианские супружеские пары к внимательности и чуткости в данном вопросе.

Таким образом, обращение к древнему иудейскому законодательству в вопросах брака и развода полезно для современных христиан тем, что поможет другими глазами посмотреть на определенные аспекты в семейных отношениях (особенно обязанность обеспечения пищей, одеждой и супружеским общением), которые нам кажутся второстепенными, но самом деле именно они во многом способствуют крепости семейных уз. Внимание и исполнение своих обязанностей в данных вопросах, несомненно, поможет преодолению конфликтов и в конечном счете разводов среди христиан.

 «Троицкий листок», июнь, 2020 г.

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

Посетителям нашего сайта уже знакомо имя библеиста, заведующего кафедрой библеистики Саратовской Православной духовной семинарии, автора учебного пособия для студентов духовных учебных заведений «Священное Писание Ветхого Завета» Алексея Кашкина: мы беседовали с ним о ветхозаветных пророках Самуиле, Илии, Елисее, Данииле, Иеремии, Ионе… Сегодня мы продолжим эти весьма познавательные и интересные встречи с Алексеем Сергеевичем

Просмотров: 1140
Комментариев: 0

Книга пророка Ионы — одна из самых кратких пророческих книг Библии: всего-то четыре главы. История, похожая на притчу — и не похожая притом на истории других пророков Ветхого Завета. Если мы прочитаем эти четыре главы внимательно и грамотно — нам откроется целый пласт важнейших мессианских смыслов. О пророке Ионе мы беседуем с нашим постоянным консультантом, библеистом, преподавателем Саратовской православной духовной семинарии Алексеем Кашкиным

Просмотров: 1326
Комментариев: 0

Величайшим из пророков Израилевых почитается боговидец Моисей, но основателем пророческой традиции, продолжавшейся более тысячи лет, считается пророк Самуил, о котором рассказывает Первая книга Царств. Продолжаем разговор о пророках Ветхого Завета, начатый в журнале «Православие и современность». Наш постоянный собеседник и консультант — библеист, заведующий Библейской кафедрой Саратовской православной духовной семинарии Алексей Кашкин

Просмотров: 1125
Комментариев: 0

История Иова Многострадального — это самая страшная и, наверное, самая удивительная история, изложенная в Ветхом Завете. Образ Иова завораживал не только верующих, но и людей, далеких от религии. Христиане видят в жизни этого человека пример величайшей веры и смирения, философы нехристианской традиции — бунтаря и богоборца. Понять подлинный религиозный смысл страданий Иова нам помогают святоотеческие толкования. Память праведного Иова Многострадального Православная Церковь отмечает 19 мая

Просмотров: 1670
Комментариев: 1

Пророки Ветхого Завета, Божии человеки, аскеты, преданные Единому Богу и не считавшиеся более ни с чем и ни с кем, ни во что ставившие собственное благо, имение, саму жизнь. Уста Святого Духа, светильник, сияющий в темном месте (2 Пет. 1, 19) до восхода Солнца — Христа… Случайно ли то, что из всех действующих лиц Ветхого Завета только они упомянуты в Никео-Цареградском Символе веры: «…и в Духа Святаго… глаголавшаго пророки». О ветхозаветных пророках мы беседуем с библеистом Алексеем Кашкиным

Просмотров: 1145
Комментариев: 0

Псалтирь можно смело назвать самой популярной книгой Ветхого Завета. В отличие от других ветхозаветных книг, она целиком вошла в богослужебный устав и ежедневно читается в храме. У многих церковных людей страницы хранящегося дома сборника псалмов не менее потерты, чем листы молитвослова. Чем же вызваны такие любовь и внимание? Ответить на этот и другие вопросы, касающиеся Псалтири, мы попросили преподавателя церковнославянского языка Саратовской православной духовной семинарии иеромонаха Серафима (Баранова)

Просмотров: 2478
Комментариев: 0

Пророк Иеремия (Ирмийяху) жил двадцать семь веков тому назад, но мы и по сей день слышим в его имени раскат грома. А если мы откроем Ветхий Завет и найдем в корпусе пророческих книг книгу Иеремии, то станем свидетелями страшной человеческой драмы. И поймем, что драма эта поразительно современна; что боль древнего пророка — это боль наших нервов. Чем ближе Страшный Суд, тем слышнее голос Иеремии

Просмотров: 4978
Комментариев: 1

На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом... (Пс. 136, 1). Истекают из сердца моего реки вавилонские, реки осуждения моих братьев, тщеславия, реки малодушия, боязни и страха перед всяким послушанием, реки самоугождения и саможаления, реки славолюбия и гнева, уныния, лености, печали, реки всякой скверны, хулы, неверия, лукавства, нечистоты. Сижу у сердца моего и плачу о неистощимости этих рек

АУДИО

ВИДЕО

Просмотров: 1324
Комментариев: 1

 «В пещь огненную ко отроком еврейским снисшедшаго, и пламень в росу преложшаго Бога, пойте дела яко Господа, и превозносите во вся веки…» — читаем мы всякий раз, готовясь ко Святому Причащению: это ирмос седьмой песни канона. Но это далеко не единственное место в православных молитвословиях, в новозаветном богослужении, возвращающее нас к Книге пророка Даниила — одной из самых таинственных, неразгаданных книг Ветхого Завета. О Данииле, о его подвиге и пророческой миссии мы беседуем с библеистом, заведующим Библейской кафедрой СПДС, преподавателем Священного Писания Ветхого Завета Алексеем Кашкиным

Просмотров: 2714
Комментариев: 0