Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Открыть дверь в православие
Просмотров: 1201     Комментариев: 0

Недавно в нашем городе произошли важные перемены. Владыка Пахомий, возглавлявший Покровскую епархию с 2011 года, был назначен главой Чистопольской и Нижнекамской епархии, а временное управление Покровской епархией поручено митрополиту Саратовскому и Вольскому Игнатию. Мы попросили владыку рассказать, как его приняли на новом месте, и поделиться ближайшими планами работы в епархии.

— Владыка, давайте начнем с Ваших первых впечатлений. Как Вас встретили в епархии?

— Если говорить о работниках епархиального управления, то встретили приветливо. Когда меняется руководитель, а тем более, уходит человек, который этот коллектив создавал, то тревога и беспокойство людей естественны, и я это хорошо понимаю. Но я чувствую желание людей работать, и с моей стороны есть желание поддерживать людей, чтобы они работали в том же темпе, а где-то постарались трудиться еще интенсивнее. Моя задача, пока я временно управляю епархией, сохранить все, что здесь создано, приумножить и подготовить поле деятельности для будущего архиерея, который придет на это место.

Понятно, что часть людей уехала с владыкой Пахомием, но кто-то вернется, возможно, придет кто-то новый, но, повторюсь, ничего из того, что было создано прежним архиереем, не прекратит своего существования. Это я вам обещаю.

— Прихожан и работников епархии, конечно, волнует вопрос, кто придет на смену владыке Пахомию. Могли бы Вы назвать его имя?

— Нет, не могу, потому что это решение принимается не мной, а Святейшим Патриархом Кириллом и Священным Синодом. Возможно, это будет архиерей, переведенный с какой-то другой кафедры или вновь избранный человек, не исключено, что он будет с нашей Саратовской земли. Я постараюсь предложить несколько кандидатур, но принимать решение будут в Москве.

— Хотелось бы узнать, будет ли продолжено храмостроительство в Покровской епархии и какая перспектива у строящихся храмов, которые Вы успели посмотреть?

— Да, мы побывали на стройке храма великомученика Георгия Победоносца на территории парка «Патриот». Зная благотворителя и людей, которые пекутся об этом храме, думаю, строительство будет завершено в этом году. Храм в честь Преображения Господня на въезде в город строится уже давно, это большая стройка, требующая больших вложений, в настоящее время здесь продолжается возведение стен и сводов храма. В следующем году, как рассказал мне настоятель храма, планируется покрыть крышу, установить купола и окна. Что касается других приходов, где пока стоят временные храмы, то все зависит от их литургической жизни. Потому что строить храм и не совершать одновременно со стройкой богослужения — это неправильно. Не раз проверено, что там, где есть активная приходская жизнь, где молятся, совершают Божественную литургию, обязательно появятся неравнодушные люди, и они помогут стройке. Господь пошлет таких людей. При молитве даже в самом неприглядном месте все начинает чудесным образом преображаться, расцветать, как весной, потому что совершается Литургия, бескровная жертва, и Сам Господь освящает это место.

У меня есть такой опыт и могу им поделиться. В 2005 году я был назначен наместником вновь открывшегося Спасо-Преображенского мужского монастыря в Рязани. Это древний монастырь, расположенный на территории историко-архитектурного заповедника «Рязанский Кремль», который открыли, но все здания, все помещения были в ведении других организаций, и возвращать их Церкви никто не собирался. Преображенский собор занимал областной архив, в Богоявленском храме располагался архив ЗАГСа, в братском корпусе находилась духовная семинария и был маленький домовый храм, и больше ничего. Рядом с собором было когда-то кладбище, его снесли еще в 50-е годы, но мы с братией отыскали «вечное поминовение» с именами тех, кто жил в этой обители еще до революции и был здесь захоронен, и начали регулярно поминать их за каждой Литургией. Дивным образом один из прихожан, тихий, незаметный человек, оказался крупным бизнесменом. Сначала он скромно предложил позолотить царские врата, а закончилось тем, что помог не только восстановить монастырь, но и построить его подворье — большой храм в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского. Десять лет не могли добиться выделения земли, и, наконец, все сдвинулось с мертвой точки. Величественный красивый собор, прототипом которого послужил Иоанновский храм женского монастыря в Санкт-Петербурге, только увеличенный в размерах, стал настоящим украшением города, его архитектурной и духовной доминантой. Сейчас сюда приезжают паломники. Поэтому всегда при строительстве храма нужно молиться за тех, кто здесь раньше жил, подвизался, трудился. Они нуждаются в нашей молитвенной помощи, но и нам их помощь нужна не меньше, а может быть, и больше. Мы как-то служили на Радоницу, еще ничего не было построено, ходим с иеродиаконом вокруг собора с восклицанием «Христос воскресе!» по той земле, где раньше было кладбище. И вдруг услышали в ответ: «Воистину воскресе!». Это было потрясение, до мурашек по коже. Когда община начинает молиться, Господь не оставит людей, и дело обязательно увенчается успехом.

— Владыка, вернемся к нашей епархиальной жизни. Раньше в Покровской епархии был один духовник, Вы назначили троих. С чем связано такое новшество?

— Ответ очень простой. Священников много, и чтобы чаще исповедоваться, нужен, конечно, не один духовник на всю епархию. Это не мной придумано, так организована работа духовничества в Московской митрополии, других епархиях, в том числе и в Саратовской. Один духовник может заболеть, уехать, и это создаст проблему. Духовник может быть монашествующим, и если к нему пойдет на исповедь женатый священник, не все его проблемы он сможет понять. Монаху проще исповедоваться у монаха, а священнику — у священника, поэтому и существует практика избрания нескольких духовников. Духовников мы выбрали на епархиальном совете, было названо несколько кандидатур, но выбрали тех, кого отцы хорошо знают, кому готовы довериться.

— Скажите, владыка, будут ли привлекаться в Покровскую епархию саратовские священники, ведь часть наших батюшек уехала с владыкой Пахомием?

— Не думаю, что это будет серьезной проблемой, уехали пока только трое. Традиционно большое количество абитуриентов поступает в Саратовскую духовную семинарию именно из Покровска. Сейчас здесь учатся более десяти студентов, направленных на учебу из Покровской епархии, так что будем растить будущих пастырей.

— Заметно, что Вы, владыка, тесно сотрудничаете с прессой. Какие требования Вы предъявляете к журналистам, работающим в православных СМИ?

— В церковной и светской прессе, прежде всего, должны работать честные, порядочные люди. С православными журналистами никогда никаких проблем не было, это люди церковные, и они знают, как подать ту или иную ситуацию. Я считаю, что все, кто служит Церкви, и православные журналисты в том числе, должны быть миссионерами и говорить, писать, проповедовать не только для церковной аудитории, но и для светской. Как говорил апостол Павел, для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных (1 Кор. 9, 20). Важно, чтобы нас понимали, а не смотрели на Церковь, как на средневековый пережиток. Поэтому со светским миром мы должны говорить на понятном им языке, это касается и корреспондентов.

— Но журналист, работающий в православных СМИ, должен владеть церковной терминологией, разбираться в церковной жизни и быть, конечно, верующим человеком.

— Другой и не сможет удержаться на этой работе. Человек должен жить Церковью, у него должны гореть глаза, иначе ему все быстро наскучит. Если в православную журналистику приходит даже человек нецерковный, но с уважением относящийся к православной вере, то, попав в атмосферу Церкви, он становится другим и воцерковляется.

— Владыка, в нашей епархии создано немало интересных проектов, в том числе и культурологических, которые привлекают к Церкви самых разных людей. Можно ли надеяться, что эта работа будет продолжаться?

— Это очень важно, потому что мы с вами не должны заниматься только церковными вопросами. Музыка, поэзия, живопись — любое настоящее искусство возвышает человека, духовно его обогащает. Долгие годы, с 1965 по 1993-й, был на Саратовской кафедре архиепископ Пимен (Хмелевской), его саратовцы хорошо помнят. Общаясь с творческой интеллигенцией, он многих приобщил к Церкви. И люди шли к нему, потому что владыка сам был интеллигентом, ценил искусство, прекрасно разбирался в классической музыке, и это был мостик от культуры к христианству, площадкой, где открывалась дверь в православие. И опять стоит вспомнить слова апостола Павла: Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9, 22).

— Что бы Вы, владыка, пожелали читателям нашей газеты накануне светлого праздника Пасхи?

— Воскресший Христос — это то, что связано с судьбой каждого человека. Если Христос не воскрес, как говорит апостол Павел, то мы самые несчастные люди. А если воскрес, значит, смерти нет! Я желаю, чтобы все мы, несмотря на очень непростое время, которое переживает наша страна, постарались радоваться. Радоваться тому, что Господь даровал нам жизнь, даровал Себя, даровал вечность. Желаю всем ценить друг друга, видеть в каждом образ Христа, и тогда наша жизнь будет наполнена любовью и подлинным содержанием.

«Православное Заволжье»