Близится великий двунадесятый праздник — Преображение Господне. О его духовном смысле и о связанных с ним традициях мы беседуем с протоиереем Кириллом Краснощековым, настоятелем храма во имя святых равноапостольных Мефодия и Кирилла при СГУ.
— Отец Кирилл, почему это событие — Преображение Иисуса Христа на горе Фавор — имеет такое значение для Церкви, почему Преображение вошло в число двунадесятых праздников?
— Потому что в этот день Господь Иисус Христос явил ученикам, а через них и нам с вами, Свою Божественную природу, Свою славу и святость в человеческом естестве; а человеческое естество Спасителя так же свято — с самого момента зачатия оно освящено соединением с Божественным естеством. То есть — не только святость Его Божества, но и святость Его человечества просияла перед учениками на горе Фавор. Христос показал, что Он — совершенный Бог и совершенный Человек. И еще — что вот так же воссияют праведники в Царстве Небесном, такими будут их преображенные тела.
— За шесть (по Матфею) или восемь (по Луке) дней до Преображения Спаситель начинает готовить Своих учеников к тому, что произойдет с Ним Самим (Мф. 16, 21) и что в дальнейшем потребуется от них: «…если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною…» (Мф. 16, 24). Далее Он говорит апостолам: «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16, 28). У Марка и Луки слова Христа звучат иначе: «Увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9, 1); «Увидят Царствие Божие» (Лк. 9, 27). Как связан этот диалог с Преображением Господним? То, что увидели ученики на горе — и есть Царство, пришедшее в силе?
— Нет, Царство Божие настает по Воскресении Христовом, после победы над смертью и адом. Почему Христос говорит «некоторые»? Есть такое святоотеческое толкование: Иуда, который тоже стоит с ними, не увидит Царства, поскольку погибнет раньше. А как связан этот разговор с Преображением? С горы Фавор начинается путь Спасителя на Голгофу: «Прежде Креста Твоего, Господи, поим (взял.— Ред.) ученики на гору высоку…». Преображение — это предзнаменование Его Воскресения. Преображение необходимо для того, чтобы укрепить учеников перед тем ужасом, который им предстоит — чтобы в страшные часы суда над Ним и Его казни они не отчаялись, не потеряли веру. Об этом говорит и кондак праздника: «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирове же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние». Канон Космы монаха — о том же: «…да видевше чудеса Твоя, не устрашатся страданий Твоих». Ученики вместили Божественную славу в той мере, в какой могли, для того чтобы в момент Страстей Господних знать: Он не просто бессильная Жертва, Он Сын Бога, и на страдания Свои пошел добровольно. Глас Отца свидетельствует о Богосыновстве Иисуса и повелевает слушать Его — а значит, не сомневаться в Его словах о предстоящих Ему страданиях, о Воскресении, о Царстве Божием, пришедшем в силе.
— Почему Господь взял с Собой на гору именно этих трех апостолов — Петра, Иакова, Иоанна?
— Преподобный Иоанн Дамаскин в своем «Слове на Преображение Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа» пишет, что Петра Господь избрал и позвал с Собой на гору потому, что Петр исповедал Его Сыном Божиим — именно Симону Петру Бог Отец это открыл, и потому, что Петру предстояло «пасти агнцев Христовых» — взять в свои руки бразды всей Церкви. Иаков оказался рядом с преображенным Учителем потому, что ему первому из апостолов предстояло умереть за Христа — испить Его чашу и креститься Его крещением (см.: Мк. 10, 39). Иоанна же, младшего из апостолов, Господь взял с Собой «как девственный и чистейший инструмент богословия, дабы тот, узрев вневременную славу Сына Божия», впоследствии смог написать слова: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин. 1, 1). Слова преподобного Иоанна можно подытожить таким образом: Христос взял с Собой трех этих учеников, чтобы они затем укрепили остальных.
— Почему рядом с преображенным Христом оказываются именно пророки Моисей и Илия?
— Моисей олицетворяет Закон, Илия — пророческое служение. Закон и пророки — это и есть Ветхий Завет, договор Бога с Его народом, который был заключен ради пришествия в мир Спасителя. Моисей и Илия, предстоявшие Христу на горе Фавор, показывали: то, ради чего тысячелетиями жил израильский народ, исполнилось; Тот, ради Кого был дан Закон и Чей приход предвосхищали пророки, стоит здесь. Об этом повествует, в частности, стихира на литии на Преображение: «Закона и пророков Тя, Христе, Творца и Исполнителя свидетельствоваша, зряще во облаце, Моисей Боговидец и Илия огнеколесничник и неопальный небошественник в преображении Твоем. С нимиже и нас Твоего просвещения сподоби, Владыко, пети Тя во веки».
— В эпизоде Преображения голос Отца раздается из облака, накрывшего всех находившихся на горе; Сам Отец остается незримым. О чем это говорит?
— Человек не может увидеть Бога и не умереть — слишком отличается природа Божественная от падшей природы человека. Но Бог открывается человеку через Свои Божественные энергии. Об этом как раз и шли споры в эпоху святителя Григория Паламы — о том нетварном свете, который умными очами видели, которому приобщались монахи-исихасты. Этот свет и есть Сам Бог, это Его сияние. В сиянии Своем Бог открылся и апостолам на горе. В простых словах Петра — Господи, хорошо нам здесь быть (Мф. 17, 4) — колоссальное мистическое переживание, абсолютное счастье от присутствия Божия. Но Сам Бог остается непостижимым, поэтому глас Отца раздается из облака — хотя, как уточняет евангелист Матфей, облака светлого (см.: Мф. 17, 5).
— В тропаре Преображения есть слова: «…да возсияет и нам грешным Свет Твой присносущный». А как он может нам воссиять, этот нетварный свет? Нас же не зовет никто на Фавор…
— Как же не зовут? Стихира на литии, глас 5: «Приидите, взыдем на гору Господню, и в дом Бога нашего, и узрим славу Преображения Его, славу яко Единороднаго от Отца: светом приимем Свет, и возвышени бывше Духом, Троицу единосущную воспоим во веки». «Светом приимем Свет» означает: насколько мы просвещены, насколько очищены покаянием наши сердца, настолько мы сможем постичь Бога, видеть Его свет. Икос канона еще более требователен к нам: «Востаните ленивии, иже всегда низу поникшии в землю… притецем к Петру и к Зеведеевым, и вкупе со онеми Фаворскую гору достигнем, да видим с ними славу Бога нашего…». Царство Божие — это то, что доступно человеку: в него вошли тысячи святых, просиявших тем самым светом. А тому, что мы пока этого Царства не достигли, причиной только наша духовная леность и ничто другое. Наша церковная жизнь и есть инструмент стяжания той самой славы Божией, нетварного Божественного света; об этом говорит преподобный Серафим Саровский в беседе с Николаем Мотовиловым.
— Насколько логичен, насколько осмыслен обычай освящать в этот день плоды нового урожая?
— Конец лета — это время, когда созрели уже все плоды, поэтому принесение в храм начатков нового урожая — меда, яблок, орехов — исторически связалось в нашей Церкви именно с августовскими праздниками. А вообще, это очень древний обычай, он коренится в Ветхом Завете, это — благодарственная жертва, принесение Богу от того, что Он дал человеку. У нас этот обычай благодарения почему-то подменен магическим: я принесу яблочки в церковь, батюшка их окропит святой водой, и я понесу их домой уже освященными — особенными, благодатными. Мы уносим освященное домой вместо того, чтобы отдать это Богу, оставить в храме — для бедных, для престарелых, для причта — а в конечном счете для Бога. Мы почемуто никак не поймем, что не бывает святых яблок, святых груш и кабачков — просто всякий плод земной есть дар Божий человеку, а человек призван ответить Богу благодарением.
Газета «Православная вера», № 08 (724), август 2023 г.