Об истории подворья Спасо-Преображенского мужского монастыря на Горянской площади старого Саратова рассказывает руководитель проекта «Утраченные храмы Саратова», настоятель саратовского храма Страстей Господних священник Кирилл Петрович.
В исторической части Саратова находится множество зданий, которые являются памятниками архитектуры и истории как регионального, так и федерального значения. К культурному наследию города в не меньшей мере относятся и те немногие храмы, которые пережили советский период гонений на Церковь. Но большая часть саратовских православных церквей была полностью утрачена к 30‑м годам прошлого столетия. Сейчас это трудно себе представить, но даже при беглом взгляде на дореволюционные снимки панорамы Саратова невольно бросаются в глаза десятки храмов, возвеличивающихся над остальными городскими постройками. В нашем городе в 1912 году насчитывалось 40 храмов (всего в Саратовской епархии тогда было 836 церквей), а ведь дореволюционный Саратов был меньше нынешнего по площади почти в 6 раз, а по населению — в 7,3 раза. К концу 1918 года в Саратовской епархии действовали 891 храм и 15 монастырей.
К их числу относился храм Страстей Господних, который был частью подворья Спасо-Преображенского мужского монастыря, а ныне располагается на ул. Октябрьской, 41 (ранее — улица Полицейская). К подворью исторически относились также дома № 43 и 45 по той же улице.
Храм этот был освящен во второй половине XIX столетия, однако история культовых сооружений на данном месте представляется сопоставимой по времени с историей самого города.
В XVII веке перекресток современных улиц Московской и Октябрьской находился за Московскими воротами, за линией крепостного вала, в лесу. По преданию, в этом месте находился источник, у которого была построена часовня. Первое упоминание о ней встречается в описи Троицкого собора — в контексте сбора средств на строительство каменного здания. В апреле 1696 года протопоп Игнатий Данилов с целью извлечения средств на «соборное строение» (строительство каменного Троицкого собора) добился от царя Петра I пожалования земельного участка на Сокуре. Тогда же была приписана к собору с той же целью часовня «за Московскими вороты». Деревянная часовня называлась в то время привратной. В те времена в каждом городе при въезде в него существовала часовня, где прибывающие в город и отъезжающие из него могли поставить свечи и помолиться.
Позже эта часовня была приписана к Спасо-Преображенскому мужскому монастырю, однако точное время ее передачи неизвестно. Согласно «Саратовской летописи», опубликованной членами «Саратовского Общества вспомоществования нуждающимся литераторам» в сборнике 1893 года, об этом месте есть запись, датированная 1761 годом, — о переименовании Четверосвятского монастыря в Спасский. «У него было два двора: один двор — за городом, за Московскими воротами, при часовне (теперь Киновия) для проезда монастырским людям», а другой — «двор при речке Увековке от города Саратова в 7 верстах».
Впоследствии это место получило название Горянской площади — по мере вырубки леса при расширении города в районе Московских ворот образовалась огромная площадь, которую стали называть Пеньками. На правой стороне Пеньков велась торговля так называемым горянским товаром: дегтем, смолой, скорняжными изделиями, рогожей, веревками. Площадь также называли Вознесенской или Михайло-Архангельской — по названию Вознесенско-Горянской церкви с приделом в честь Архангела Михаила. Храм находился на месте современной библиотеки, рядом с Парком первой учительницы.
На западной стороне Горянской площади и располагалась часовня. Саратовские краеведы XIX века считали, что «от этой часовни одна из Саратовских улиц получила название Часовенной».
Кроме самой часовни и монашеских келий в состав подворья входил постоялый двор для приезжих, посещавших монастырь. Существует предположение, что часовня при поглощении ее городом стала кладбищенской, и совершались в ней в основном панихиды. Так, при постройке Вознесенской церкви на Горянской площади было найдено много человеческих костей, что дало повод А. А. Росницкому высказать в «Саратовских губернских ведомостях» предположение, что в этих местах находилось старое кладбище.
В документах Саратовской духовной консистории имеется ответ настоятеля Спасо-Преображенского монастыря архимандрита Спиридона от 2 июня 1847 года на запрос Русского Географического общества о древних церквах: «...монастырь имеет в гор. Саратове, на Горянской площади, близ церкви св. Архистратига Михаила подворье, на котором устроена небольшая церковь, каменная, во имя Воздвижения Честнаго Креста. Эта церковь сделана из часовни, которая существовала, как говорит предание, со времени перенесения Саратова с левого берега р. Волги. Прежде она была за городом, у Московской дороги, деревянная, в 1772 г. вновь перестроена, с увеличением города стала внутри его. Во время пожаров в Саратове в 1757 г. 3 июля, 1774 г. 13 мая, 1811 г. 21 июня чудесно сохранилась, между тем как все ближайшие строения вокруг ея каждый раз делались добычей пламени. В ней хранится, между прочею святыней, огромный Животворящий Крест, с Распятием Иисуса Христа. Предание говорит, что этот крест перенесли в новый Саратов из старого… что за Волгой, в некотором пустынном месте, близ речки Саратовки, он обретен калмыками, кои известили о нем русских, а сии взяли его, принесли в город и поставили в часовне. Стиль изображения распятия и доселе нисколько не повредился, весьма древний. Прежде, во время крестных ходов, перед сим крестом совершалась лития. И ныне жители города Саратова имеют полное благоговение к этой святыне. В 1827 г. по благословению Преосвященного Иринея, епископа Пензенского и Саратовского, вместо деревянной часовни построена каменная иждивением саратовских купцов Пулькиных, а по благословению епископа Саратовского и Царицынского обращена в церковь и освящена».
14 декабря 1838 года в очередной раз перестроенная церковь была освящена в честь Воздвижения Святого Креста иеромонахом Палладием — по благословению епископа Саратовского и Царицынского Иакова (Вечеркова). Она была также закреплена за Спасо-Преображенским монастырем. По размеру храм был небольшим. Алтарь и купол — «раскрашены живописью». Рядом с алтарем находилась ризница.
Вероятнее всего, именно это здание после очередной реконструкции было переосвящено во имя Страстей Господних. «Саратовская летопись», опубликованная членами «Саратовского Общества вспомоществования нуждающимся литераторам», в сборнике 1893 года указывает год основания церкви во имя Страстей Господних как 1860‑й. При этом «Справочная книга Саратовской епархии», выпущенная в 1912 году, дает другую дату: «Храм Киновии, находящийся на Полицейской улице г. Саратова, устроен в 1866 г. при Епископе Иоанникии II. Храм двухпрестольный: главный престол во имя Страстей Господних, придел во имя иконы Божией Матери “Иверской”».
Так как эта церковь была приписана к Спасо-Преображенскому мужскому монастырю и служили в ней монахи, в народе ее называли просто Киновия. Термин «киновия» означает небольшое, отдельно стоящее подворье общежительного монастыря, дословно с др.-греч. «общежитие». Нужно отметить, что Киновией храм Страстей Господних называли не только в народе, но и в ряде официальных документов.
Уже в середине ХIХ века храм оказался в центре города. Он был богато украшен благотворителями: дорогая утварь, иконы в сребропозлащенных окладах. Колокольни не было, но на специальных столбах были подвешены восемь колоколов, самый крупный из которых весил 42 пуда.
Именно при Киновийской церкви было решено учредить Братство Святого Креста, в задачи которого входили просвещение народа, борьба с расколом и сектами, благотворительная работа.
После учреждения братства его члены развернули активную работу по распространению религиозной литературы и проведению духовных бесед в церквях. Была создана специальная комиссия, под руководством которой издавались духовная литература и пособия для миссионеров.
О противораскольнической деятельности Киновии в 1885 году писал известный саратовский журналист И. П. Горизонтов: «…по Полицейской улице в ряду домов вы увидите четырехугольное здание, увенчанное крестами и увешанное колоколами, — это Киновия, монашеское подворье, несущее свое слово Православия. Здание Киновийской церкви имеет свою историю: еще сравнительно недавно, назад тому лет 18–20, на том месте, где теперь выстроена довольно обширная церковь, стояла убогая маленькая церковка, в которой могли поместиться десятки только молящихся. Я очень хорошо помню эту голубенькую церковь <…> пришли каменщики, плотники, маляры, разобрали старинную постройку и возвели новые здания. Вот в новом здании Киновии и происходят собеседования с старообрядцами».
Популярность братства быстро росла. Воскресные беседы в храме Страстей Господних проводили опытные миссионеры — сам епископ Иоанникий II, игумен Мисаил, протоиерей И. Груздев и другие священнослужители. Порой на эти беседы собиралось до пятисот человек. Приходили старообрядцы различных толков, молокане-воскресники. Нередко в Киновии возникали горячие диспуты. Деятельность миссионеров в уездах нашла широкую поддержку среди местного духовенства и населения. В начале ХХ века во всех уездах действовали местные отделения братства, кружки ревнителей Православия, попечительские советы.
Членами братства были представители всех сословий. Они не только проводили духовные беседы и диспуты с раскольниками, но и создавали столовые для бедняков, начальные школы и детские приюты. Помимо этого были устроены окружные библиотеки в епархии. 15 декабря 1869 года при Киновии был открыт книжный склад духовно-нравственных книг, а также бесплатные приют-школа и столовая для бедных. Естественно, для столь обширной деятельности помещений Киновии не хватало, и было решено выстроить справа от храма, на «пустопорожнем» месте, приобретенном у соседнего домовладельца, трехэтажный каменный дом.
В конце 1886 года дом для братства был построен (ныне это здание по адресу ул. Октябрьская, 43). «Саратовские епархиальные ведомости» в 1887 году писали, что «в отчетном году столовая и приют переведены в новопостроенное здание, удобное и поместительное сравнительно с старым зданием». Его заняли бесплатная столовая, школа-приют и библиотека братства, а с 1913 года также Епархиальный училищный совет. В бесплатной столовой ежедневно обедало от пятидесяти до ста бедняков.
При братстве было создано еще несколько организаций, которые активно занимались просветительской и благотворительной деятельностью. В частности, для расширения работы миссионеров в уездах 5 ноября 1878 года был учрежден Духовно-просветительский союз. Главной его задачей было создание церковно-общественных библиотек и складов для распространения религиозных книг, брошюр, картин и нот духовного содержания, содействие проведению в церквях проповедей и духовно-нравственных бесед, обучению церковному пению и открытию церковно-приходских школ. Кроме того, в 1886 году при братстве была создана Кирилло-Мефодиевская миссионерско-псаломническая школа для подготовки псаломщиков‑миссионеров. Эта трехгодичная противораскольническая школа имела своей целью обучение способных к миссионерскому делу крестьян. Она воспитала немало проповедников не только для Саратовской, но и для Самарской и Донской епархий. С разрешения Святейшего Синода от 4 декабря 1913 года действовала также походная церковь: священники должны были два раза в год, Великим и Рождественским постами, объезжать деревни, где не было церквей, и совершать требы.
С 1868 года при братстве существовал Благотворительный союз. Союзный Совет братства, учитывая накопленный капитал, счел возможным 25 марта 1869 года открыть в городе Учебно-заработный детский дом. Это учреждение находилось в ведомстве Министерства народного просвещения. Первоначально количество детей, которое могло вместить это заведение, составляло 20 человек. Согласно уставу, в него принимались дети «саратовских обывателей обоего пола, занимающияся нищенством», сироты и бесприютные, прибегающие к прошению милостыни, дети, содержавшиеся в тюрьмах при родителях-преступниках.
Для размещения Учебно-заработного дома было приобретено третье из указанных ранее зданий подворья — городская усадьба, расположенная рядом с Киновией (ныне ул. Октябрьская, 45). Дом был куплен у купца Осипа Карзанова в 1873 году. После ремонта там был организован приют для детей (и мальчиков, и девочек), рассчитанный уже на сотню человек. В 1879 году, в год десятилетия заработного дома, призреваемых детей было 128 человек.
Воспитанников принимали в возрасте от шести до тринадцати лет, оставляя на неопределенное время — пока не научатся зарабатывать себе пропитание, но не дольше, чем до шестнадцати лет. Детей обоего пола обучали вместе. Учили Закону Божию, чтению, письму, счету, пению и черчению (насколько это было необходимо для преуспеяния в ремеслах), а также мальчиков еще сапожному и башмачному мастерству, а девочек — шитью и вязанию.
В приобретенной усадьбе был большой двор и сад, в котором дети гуляли, занимались гимнастикой, а в теплые дни и обедали. Питание детей не отличалось разнообразием: мясные щи, каша с маслом, кружка молока с черным хлебом. Белый хлеб выдавали только по праздникам. Но зато пища всегда была свежая и качественная. Следует учесть, что до поступления в это заведение нищенствовавшие дети вообще не имели возможности регулярно питаться.
Классные, рабочие и спальные комнаты имели самую простую обстановку. У каждого воспитанника была деревянная кровать с войлоком, подушкой, простыней и одеялом из толстого полотна. Чистоту в помещениях и опрятность в одежде воспитанники поддерживали своими силами.
Существует предположение, что одной из воспитанниц приюта была Агафья Лейкина. В городе знали ее по прозвищу Сирота, а также называли Ангелом. Ее детский голосок вызывал оторопь, будто бы ангел запел в церковном хоре. В приюте был собственный детский церковный хор, в котором девочка стала солисткой. Горожане специально приходили послушать Сироту. А чтобы имя и фамилия девочки не выдавали ее крестьянское происхождение, появилась фиктивная грамота с новым именем и новой фамилией: Лидия Русланова.
С началом Первой мировой войны в Саратов и уездные города стали поступать раненые и беженцы. При братстве был организован отдел помощи беженцам, на попечении которого были детские приюты: Алексиевский при Серафимовской церкви, Киновийский и Поздеевский, а также богадельня святого Тита Чудотворца.
После революции 1917 года деятельность всех духовно-просветительских организаций в стране была запрещена, а их имущество отобрано в пользу государства. Здание братства заняли сначала рабочие кружки (будущий Дом народного творчества), а с 1946 года — Нижне-Волжская студия кинохроники (в настоящее время — Дом кино). Бывшее здание Учебно-заработного дома было передано сначала Гидрометеокомитету, а затем — Областному бюро технической инвентаризации (в настоящее время — Саратовский филиал ФГБУ Приволжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды).
Храм был закрыт в 1927 году. В перестроенном здании, утратившем барабан с куполом и внутреннее убранство, было размещено общежитие 2‑й Саратовской школы младшего комсостава милиции, а затем — сотрудников студии кинохроники. Во второй половине 80‑х годов прошлого века общежитие сменил спортивный комплекс.
Здание храма было возвращено Церкви только в 2012 году, в июне того же года в нем было совершено первое богослужение. В настоящее время в храме проходят регулярные богослужения, ведутся ремонтно-восстановительные работы.
Фото из архива Саратовской епархии и открытых интернет-источников
Газета «Православная вера» № 22 (617)