Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

От «Одного дня…» — к истории народа
Просмотров: 3127     Комментариев: 0

Как современным школьникам и студентам преподносится отечественная история ХХ века? Что им известно о ее страшных страницах? Какую роль в этом познании играет художественная литература? Над этими вопросами мы, сотрудники информационно-­издательского отдела Саратовской епархии, всерьез задумались, начав весной этого года грантовый проект «Говорим о саратовских новомучениках в контексте 100-летия Гражданской войны». Для того чтобы рассказать старшеклассникам и студентам о подвиге пострадавших за веру, нужно понимать, в каком контексте воспринимает репрессии нынешнее молодое поколение. Об этом наш корреспондент Яна Степанова поговорила с преподавателями школ и вузов.

От «Солнца мертвых» — к «Архипелагу ГУЛаг»

Дмитрий Шмарин. 1919 год. Красные пришлиОксана Владимировна Гаркавенко преподает литературу с 1996 года. Она работала в общеобразовательных школах города, в гимназиях и лицеях. По мнению педагога, как в середине 90-х, так и сегодня в преподавании материала о трагических страницах истории нашей страны очень большую роль играет личная позиция учителя. Школьная программа лишь вскользь упоминает о красном терроре, о голоде, унесших жизни миллионов людей. О том, что с 1920-х по начало 1950-х годов человека могли сослать в лагерь, посадить в тюрьму и даже расстрелять только за то, что он был верующим или священнослужителем, школьные учебники вообще умалчивают. И если дети не встретят педагога, который акцентирует внимание на этом периоде отечественной истории, подскажет им, где найти дополнительную информацию, какие почитать книги об этом времени, они рискуют остаться в неведении.

Оксана Владимировна отмечает, что в обычных школах дети только на уроках литературы узнавали о том, что в нашей стране были репрессии, лагеря, красный террор. Общий уровень эрудиции учеников был невысокий. Лицеи и гимназии в этом смысле сильно от школ отличались. «В одном лицее у меня был класс исторического профиля, ученики хорошо разбирались в событиях и реалиях ХХ века, поскольку у них был хороший преподаватель истории и даже действовал спецсеминар по Гражданской войне», — вспоминает педагог.

Но если преподаватель в своих политических убеждениях тяготел к сторонникам сталинизма, ученики получали картину мира, сформированную на основе агитпропа советских времен. «У меня был опыт работы в учебном заведении, где учитель истории придерживался таких взглядов, — рассказывает наша собеседница. — На ее уроках у детей складывались односторонние представления о событиях ХХ века, там были победы, стройки, достижения, но не было лагерей, тюрем, "чисток", расстрелов. Я на своем спецкурсе по литературе ХХ века хоть как­-то пыталась эти представления скорректировать, открывала детям другую сторону жизни человека в "стране советов". Мы с коллегой нередко спорили в учительской, я пыталась объяснить, что нельзя давать детям историю, основываясь на мифах, вроде того, что Черчилль сказал про Сталина, что тот принял Россию в лаптях, а оставил космической страной. Моя коллега­-оппонент верила в то, что Черчилль так говорил, хотя это самый настоящий фейк. Нет ни одного источника, подтверждавшего эти слова, но на сайтах сторонников сталинизма он активно используется, и по незнанию люди могут, опираясь на них, формировать неправильные представления об истории и транслировать их детям».

По словам Оксаны Владимировны, современные дети черпают информацию о том, что происходило в нашей стране, не только на уроках истории и литературы. Свое влияние оказывают и СМИ, и попасть под влияние мифов о Советском Союзе очень легко.

«Люди же всегда недовольны настоящим и ищут что­-то в прошлом — отсюда и идеализированные представления о жизни в СССР. Сегодняшние школьники не застали советскую власть совсем, они могут во все что угодно поверить. Основной источник информации для них — Интернет, где запросто можно наткнуться на что-­то лживое, сфабрикованное. Но здесь прав Бродский, который сказал, что зло — плохой стилист. Вся ложь, которую сочиняют пропагандисты советских мифов, совершенно не убедительна даже со стилистической точки зрения. Взять, скажем, бравурные фильмы о коллективизации — кого из умных, думающих современных школьников это по-настоящему привлечет?.. А насколько оболгана Гражданская война! Но если дети знакомы с такими произведениями, как "Белая гвардия" М. А. Булгакова, "Дроздовцы в огне" А. В. Туркула, "Купол святого Исаакия Далматского" А. И. Куприна, "Добровольцы" Н. А. Раевского, они эту фальшь чувствуют. А вот, скажем, фильм "Адмирал", вышедший десять лет назад, я знаю, заинтересовал многих подростков и даже побудил некоторых глубже изучить историю Гражданской войны. Да, там есть исторические неточности, но честно показано, кто такие белогвардейцы, что они защищали и против чего боролись».

Спрашиваю Оксану Владимировну, что делать школьникам, если на истории им говорят одно, а на литературе — другое? И как быть, если личная позиция ученика сталкивается с позицией учителя?

Педагог объясняет, что в 9–11 классах у подростков идет активное формирование взглядов на жизнь, это период скепсиса, период противодействия, и именно это может помочь юношам и девушкам обрести более целостное представление об истории. «Если учитель за советскую власть, в классе обязательно найдутся ребята, которые эту позицию оспорят. Я верю в искренность и здравомыслие наших детей — они примут то, что для них убедительнее. Мы проходили "Солнце мертвых" Ивана Шмелева, рассказы Варлама Шаламова, Солженицына — "Один день Ивана Денисовича", "Матренин двор", фрагменты из "Архипелага ГУЛаг". И ребята могли делать свои выводы. А для учителя самое главное — аргументировать свою точку зрения фактами, объяснять всё доказательно, а не просто исходя из собственных представлений о мире».

Кровь истории

О важности знания фактов говорил и Владимир Викторович Хасин — доцент кафедры отечественной истории и историографии Института истории и международных отношений СГУ им. Н. Г. Чернышевского. «Фактология — это кровь истории. В анализе любой проблемы желательно подняться над собственными эмоциями и, как ни странно, убеждениями. Да и одностороннее освещение вызывает у аудитории недоверие и ощущение фальшивости. Если фанатичная эмоциональность заменяет попытку рационального анализа, если преподаватель превращается в уличного пропагандиста — это признак профессиональной непригодности, студенты это быстро понимают. Это касается и темы репрессий и гонений. Да, и в высшей школе события тридцатых годов прошлого века порой трактуются в контексте мировоззрения преподавателя. Но в этом есть и свои плюсы. Заинтересованного студента согласие или несогласие с выдвинутой точкой зрения заставит самостоятельно проанализировать проблему, что повысит его научные навыки».

Владимир Викторович говорит, что не может обвинить власть в навязывании какой-­то определенной точки зрения или ограничении подачи материала в лекционных курсах высшей школы. «В выборе интерпретации я абсолютно свободен, как и любой другой преподаватель. Более того, в официальных учебниках, культурно-­историческом стандарте четко определена отрицательная оценка политических, культурных и национальных преследований этого периода. Для отечественной бюрократической системы сталинские чистки и репрессии на многие десятилетия стали прививкой от желания решать проблемы внутренней политики такими экстраординарными средствами».

Дать понятие о вертикали жизни

Интересный эксперимент провели преподаватели Института филологии и журналистики Саратовского гос­университета — профессор Людмила Ефимовна Герасимова и доцент Гульнара Монеровна Алтынбаева. На протяжении нескольких лет они предлагали студентам написать читательский отзыв о сокращенном издании «Архипелага ГУЛаг». Всего были собраны более пятисот отзывов — и практически все респонденты сказали, что эту книгу «нужно читать обязательно».

Исследователи обратили внимание на такую особенность отзывов: «С каждым годом увеличивается число тех, кто, прочитав "Архипелаг", занялся семейной историей, восстановлением трагических фактов, заполнением разрывов. Треть студентов написали о репрессиях их прадедов в годы коллективизации (по отзывам можно писать историю коллективизации в Саратовской области), о расстреле родственников дворян, о голоде 1932–1933 годов в приволжских селах. Насколько же важно для семьи, рода, когда в ней есть свой домашний историк».

Людмила Ефимовна отметила, что когда она читает студентам курс лекций, то обязательно говорит о произведениях, посвященных истории Церкви, судьбе священников, воцерковлению человека. В списке авторов, например, Алексей Варламов, Ярослав Шипов, Олеся Николаева. Школьникам преподаватель рекомендует прочесть рассказ Ярослава Шипова «Крест».

«Любой учитель, который сознательно подходит к этим проблемам, легко найдет то, что можно предложить детям любого возраста, — поясняет она. — Круг авторов большой, многое есть в свободном доступе в Интернете. И это не только художественные произведения, но и газетные и журнальные статьи. На меня, например, произвел впечатление материал, вышедший несколько лет назад в газете "Православная вера". В ней рассказывалось о бабушке Римме — прихожанке Духосошественского собора, которая не пропустила ни одной службы. Такой текст, построенный на реальных событиях, может оказать не меньшее воздействие, чем художественный. К сожалению, многие школьники читают поверхностно. В этом году я спрашивала своих студентов семинаристов (Л. Е. Герасимова также преподает в Саратовской духовной семинарии. — Авт.), когда они впервые прочли "Один день Ивана Денисовича". Оказывается, в школе эту повесть бегло проходят в конце учебного года, и для многих она стала настоящим открытием, когда они осмысленно перечитали ее в студенчестве. Учителя часто показывают "Один день…" как политическую иллюстрацию к террору и репрессиям, и школьники этому не очень внимают. А ведь это текст богатый, многослойный. Алешка-­баптист говорит, что тюрьму нужно благодарить, здесь человек о душе своей подумать должен — для Солженицына с этой повести через все его творчество проходит мысль о мистическом значении неволи, когда человек в безвыходных условиях очищает свою душу, понимает ее греховность и восходит к Богу. Не все школьники самостоятельно это могут осмыслить. Несколько лет назад один священник, встретив меня, сказал, что когда я на лекциях советовала прочесть "Раковый корпус" Солженицына, у него не было на это времени. Через несколько лет, уже окончив семинарию, он прочел этот роман и согласился с тем, что там сильное религиозное начало. Я этому очень обрадовалась. Понимаю, что списки произведений, которые мы даем студентам, объемные, и за семестр всего не прочтешь, но если человек доверяет учителю, его вкусу и выбору, он эти списки сохранит и со временем постарается прочесть, для души».

***

В апреле этого года заместитель главного редактора журнала «Православие и современность» Марина Бирюкова выступила с лекцией «Гражданская война и судьбы новомучеников» перед студентами и преподавателями Института филологии и журналистики СГУ. Лекция была прочитана в рамках грантового проекта информационно-­издательского отдела Саратовской епархии «Говорим о саратовских новомучениках в контексте 100-летия Гражданской войны». Мы попросили Людмилу Ефимовну рассказать, как ее студенты отнеслись к тому, что услышали на лекции.

«Эта встреча, на мой взгляд, была очень полезна, потому что слушатели узнали о судьбах людей — наших земляков — для которых вера определяла жизнь, — поделилась своими впечатлениями Людмила Ефимовна. — А будущим журналистам очень важно дать понятие о вертикали жизни, чтобы у них, при всей ее раздробленности и мозаичности, была какая-то опора. Новомученики и исповедники Русской Церкви не только себя спасали, в духовном смысле, но и были примером для своего окружения. Их жизнь может стать ориентиром и для людей современных, даже для тех, кто не ходит в храм, кто еще только на пороге или вообще пока об этом не задумывается. На лекции не было никого, кто отнесся бы к этому рассказу иронично или отрицательно. Такие проекты имеют большую ценность, потому что когда молодой человек соприкасается с трагическими страницами прошлого своей страны, своего рода, происходит возрастание его души, души, не приемлющей никакое зло, умеющей его точно различать и противостоять ему».

Материал подготовлен в рамках проекта «Говорим о саратовских новомучениках в контексте 100-летия Гражданской войны». При реализации проекта используются средства, выделенные в качестве гранта фондом поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество» на основании Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива».

Газета «Православная вера» № 15 (635)

Материалы по теме

Новый роман Натальи Иртениной «Багряные ризы» посвящен подвигу новомучеников и исповедников Российских, людям, которые в страшном 1918 году не отреклись от Христа, но оказали духовное сопротивление безбожной власти большевиков. В нем автор размышляет об острых вопросах отечественной истории: нужно ли сопротивляться безбожной власти? Почему большевики победили? Почему Господь попустил нашему народу эти тяжкие испытания?

 

Просмотров: 2869
Комментариев: 1

«Чтобы рассказать о святых, надо быть очень светлым человеком. Рассказчик обязан хотя бы догадываться, как мыслит тот, о ком он говорит. Иначе — беда. Вместо простоты и непосредственности выйдут глупость и хамство; на смену чистому горению придут фанатизм и гордыня; любовь и вовсе исчезнет из рассказа». Это строки из нового романа известного московского писателя Игоря Прососова «Свободные», который был удостоен диплома литературного конкурса «Новая библиотека», учрежденного Издательском Советом Русской Православной Церкви. Роман повествует о нелегком моральном выборе, который ставила перед христианами власть в годы советских гонений. С его автором беседует наш корреспондент Екатерина Иванова

Просмотров: 2981
Комментариев: 0

Одним из способов популяризации знания о подвиге стояние за веру в XX веке является создание общероссийского музея. О проекте Музея подвига и исповедничества «Русская Голгофа», который будет построен в комплексе Мемориального центра «Бутово», рассказали настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове, член Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Кирилл Каледа и директор Мемориального центра «Бутово» Игорь Гарькавый

Просмотров: 2921
Комментариев: 0

Эта книга не похожа на труды средневековых монахов-подвижников, написанные ими для собратьев — таких же аскетов, как они сами. Скорее, я сравнила бы эту книгу с дневником путешественника-экстремала. Весь вопрос — в цели путешествия. Цель автора «Записок пустынножителя» (издательство ПСТГУ) монаха Меркурия (Попова), цель тех его сподвижников, о которых он пишет в книге,— это высшее из достижимых на земле благ: стяжание Святого Духа

Просмотров: 3616
Комментариев: 0

Книги Василия Акимовича Никифорова (литературный псевдоним — Волгин) — это живая, узнаваемая и всегда новая русская проза, написанная не просто верующим, православным человеком, а исповедником и христианским мучеником

Просмотров: 2924
Комментариев: 0

Ровно сто лет назад, 10 октября 1919 года, были расстреляны саратовские новомученики: епископ Герман (Косолапов) и священник Михаил Платонов. Расправа над ними стала финалом долгого судебного процесса, который должен был стать показательным судом над «контрреволюционными попами» и продемонстрировать обществу, как нужно обращаться с классовыми врагами

Просмотров: 4173
Комментариев: 1

Далеко не в первый уже раз празднование Собора Саратовских святых начинается с панихиды на старом Воскресенском кладбище. Мы молитвенно поминаем не только убиенных, но всех, сохранивших веру в эпоху принудительного безбожия, в годы, когда во всей Саратовской области не осталось ни одного действующего православного храма; когда просто назвать себя верующим, православным было смертельно опасно. В синодике — списке поминаемых — сейчас более 1386 человек, на 11 больше, чем в прошлом году: исследовательская работа наших церковных краеведов, членов епархиальной комиссии по канонизации открывает новые имена, и за каждым вновь открытым именем тянутся другие

Просмотров: 2995
Комментариев: 0

Продолжается работа по грантовому проекту «Говорим о новомучениках в контексте 100 летия Гражданской войны». Почему именно сегодня эта работа для нас так важна? На каком фоне она проходит? Какие цели, какие задачи ставим мы перед собой, рассказывая о судьбах наших земляков, не отрекшихся от Христа в страшную эпоху безбожия? Об этом размышляет участница проекта, заместитель главного редактора журнала «Православие и современность» Марина Бирюкова. Она делится опытом выступлений перед студенческой молодежью

Просмотров: 3090
Комментариев: 0

Размышляя о братоубийственной Гражданской войне, продолжавшейся четыре года (1918-1922), важно помнить о духовных причинах тех страшных событий и о том богоборческом ожесточении, которое им сопутствовало. Проект информационно-издательского отдела Саратовской епархии «Говорим о саратовских новомучениках в контексте 100-летия Гражданской войны», получивший поддержку Международного грантового конкурса «Православная инициатива» — это проект просветительский, наша цель — распространение знаний о людях, которые сохраняли верность Христу, мужественно противостояли богоборчеству и снискали мученические венцы

Просмотров: 3254
Комментариев: 0

Уроки столетия… Третий год подряд мы отмечаем вековые даты событий, о которых не можем забыть и из которых не имеем морального права не извлечь уроков: Октябрьский переворот, убиение Царской семьи, Гражданская война. С этими событиями были непосредственно связаны и гонения на Церковь. Просветительский проект информационно­ издательского отдела Саратовской епархии «Говорим о саратовских новомучениках в контексте 100-летия Гражданской войны», ставший в этом году победителем Международного грантового конкурса «Православная инициатива», призывает к размышлению о трагедии, произошедшей тогда со страной, и мы идем к старшеклассникам, студентам, педагогам, прихожанам саратовских храмов, чтобы подумать вместе. Первые лекции по проекту состоялись в апреле. О том, чему они были посвящены, рассказывают сами лекторы

Просмотров: 3551
Комментариев: 0

В прошлом номере нашего журнала были опубликованы воспоминания о выдающемся ученом-антиковеде, тайной инокине Марии Ефимовне Сергеенко, переведшей на русский язык «Исповедь» блаженного Августина и ряд других античных текстов, в том числе христианских писателей первых веков — письма святого Киприана, «Церковную историю» Евсевия Памфила, «О покаянии» Тертуллиана. Воспоминаниями делилась ее бывшая студентка, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Института филологии и журналистики Саратовского государственного университета Лариса Михайловна Лукьянова. Рассказывая о своих великих учителях, Лариса Михайловна вспоминала и Аристида Ивановича Доватура, чье имя, как и имя М.Е. Сергеенко, отчасти связано с Саратовской землей. Представляем вниманию читателей подборку воспоминаний о жизни и деятельности выдающегося ученого, в полной мере разделившего со своей страной трагические коллизии истории ХХ века

Просмотров: 3719
Комментариев: 0

18 ноября 1991 года злоумышленники бросили в окно Малого собора Донского монастыря бомбу с зажигательной смесью. Недавно отремонтированный храм сгорел почти полностью за считаные минуты. Во время восстановительных работ насельники монастыря разобрали пол и увидели массивную мраморную плиту с надписью: «Святейший Тихон, Патриарх Московский и всея России». А через несколько дней был найден и дубовый гроб со святыми мощами святителя Тихона (Беллавина) — одиннадцатого Патриарха Московского и всея Руси, который вступил на путь патриаршества 18 ноября 1917 года. День обретения его святых мощей Русская Православная Церковь празднует 22 февраля

Просмотров: 3274
Комментариев: 0

В 2018 году Издательский совет Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Кирилла учредил конкурс на лучшее не публиковавшееся ранее художественное произведение по теме «Новомученики и исповедники Церкви Русской». На прошедших в конце января 2019 года Рождественских чтениях были объявлены имена авторов, чьи работы были признаны жюри лучшими. Об итогах конкурса и о перспективах развития новой издательской инициативы Русской Православной Церкви Екатерина Иванова (Федорчук) поговорила с одним из организаторов этого литературного состязания  — доктором исторических наук, писателем и публицистом Дмитрием Михайловичем Володихиным

Просмотров: 3143
Комментариев: 0

29 января на XXVII Международных Рождественских образовательных чтениях в Патриаршем зале Храма Христа Спасителя сотруднице информационно-издательского отдела Саратовской епархии Екатерине Ивановой (Федорчук) был вручен диплом победителя конкурса «Новая библиотека» на лучшее ранее не издававшееся художественное произведение о новомучениках и исповедниках Русской Церкви. Награды был удостоен ее роман «Трибунал». Мы поговорили с Екатериной Алексеевной о том, как создавалось это произведение.

Просмотров: 3742
Комментариев: 0

Доклад секретаря Саратовской епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия, члена Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви священника Максима Плякина на пленарном заседании XVI Межрегиональных образовательных Пименовских чтений

Просмотров: 4630
Комментариев: 0

Книгу Феликса Разумовского о событиях, происходивших в России в начале ХХ века, читать нелегко и больно. Нелегко, потому что информации очень много; а больно потому, что это не просто информация, это хроника втягивания огромной страны и великого народа в мясорубку; страшная картина беспомощности даже лучших русских людей того времени, их бессилия остановить вращающийся вал и работающие ножи. И все-­таки книгу Разумовского (конечно, не только ее!) читать надо. Надо, чтобы жить дальше — в России, в веке XXI, а там, глядишь, и в XXII

Просмотров: 3546
Комментариев: 0