«Вода — это жизнь» — слова, к которым мы привыкли. Земля — живая планета именно потому, что на ней есть вода. «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» — так начинается Книга Бытия (Быт. 1, 1–2). Вода была сотворена вместе с Землею так же, как кровь человека — вместе с человеком, а не отдельно от него. Земля — это мир, живой не только в физическом, биологическом смысле слова. Это мир, в котором непрерывно присутствует и действует его Творец и Жизнодавец. Действует через Свои законы и через Свои чудеса. И неслучайно вода, без которой невозможна биологическая жизнь, становится важнейшей субстанцией рождения в жизнь духовную — единственно подлинную и спасительную для человека жизнь с Богом. 19 января мы празднуем Крещение Господне в водах реки Иордан. В этот день в православных храмах совершается чин Великого освящения воды.
Сын Божий, никому еще не известный, приходит на Иордан, к Своему родственнику и Предтече, великому и последнему из пророков Ветхого Завета, предвосхищавших Его явление — Иоанну, сыну Захарии. Миссия Иоанна — приготовить путь Господу, прямыми сделать стези Ему (ср.: Ис. 40, 3; Мф. 3, 3). Иоанн проповедует покаяние и совершает священный обряд, омывая приходящих к нему иудеев в иорданской воде; так он готовит их к Царству Небесному, к непосредственной встрече с Мессией, Которого Израиль ожидает издревле. Обряд омовения как очищения духовного коренится в Ветхом Завете, в законе, данном Моисею. Без воды невозможна физическая чистота, но вода используется и как средство обретения чистоты духовной, когда омовение соединяется с искренним покаянием: Омойтесь, очиститесь, удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро; ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову (Ис. 1, 16–17). Впоследствии дело Иоанна продолжат Христовы ученики — они также будут совершать обряд омовения, или «крещения Иоаннова» (см.: Ин. 4, 1–2), который не есть Крещение в Христовой Церкви, но призван стать необходимой подготовкой к нему. Церкви еще не было, ее чудесное рождение ждало всех впереди; вот почему Сам Христос не крестил — точнее скажем, не омывал никого: подготовительная миссия не была Его миссией.
Но вернемся на Иордан. Если Иоанн совершает обряд очищения от грехов, то от чего хочет очиститься Безгрешный — Тот, у Кого, напротив, все другие должны искать очищения, прощения и Царства? Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3, 14–15). В чем же эта правда заключается? Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит об этом так: «За нас и для нас Он исполнил всякую правду; и нас Он учит Божию правду точно исполнять; для нас принял Крещение от Иоанна, чтобы, не имея Сам нужды в Крещении, нам показать нужду в нем, чтобы освятить воды и навсегда дать им силу священия; чтобы дать нам баню пакибытия и обновления Духом Святым (см.: Тит. 3, 5) и освятить нас; чтобы в водах потопить человеческий грех и отворить нам небо, заключенное грехопадением Адама».
А вот что пишет святитель Димитрий Ростовский: «Хотя Он и не имел нужды в этом, как безгрешный и непорочный, рожденный от Пречистой и Пресвятой Девы Марии и Сам бывший источником всякой чистоты и святыни, но, так как Он взял на Себя грехи всего мира, то и пришел к реке, чтобы очистить их посредством Крещения. Пришел Он креститься и для того, дабы освятить естество воды, пришел креститься, чтобы и для нас устроить купель Святого Крещения…»
Да, не об Иоанновом омовении здесь уже речь, а о том Крещении, через которое прошли мы с вами: «…во имя Отца и Сына и Святаго Духа». В эти январские дни каждый из нас вспоминает и собственное свое крещение тоже. Сын Божий освятил воды для того, чтобы потом Его священник погрузил в эти воды нас — и чтобы мы вышли из этих вод Его людьми, христианами, наследниками Царства.
* * *
Три имени есть у любимого нашего зимнего праздника: Крещение Господне, Богоявление и Просвещение. Остановимся на каждом. Почему Иоанн именуется Крестителем, а то, что он делал, — крещением? Ведь эти слова происходят от слова «крест» — а до Креста на Голгофе, до Крестной смерти и Воскресения оставалось еще целых три года… Да, это можно воспринимать как некорректность славянского перевода. Но, с другой стороны, путь воплотившегося Бога, путь Агнца, принимающего на Себя наши грехи, лежит через Крест, иной цены не дано; и оторвать Его Крещение от Его же Креста невозможно. Можно сказать, что мы в данном случае имеем дело с обратной перспективой, как на иконе — смотрим на иорданский берег с вершины Голгофы.
Почему Богоявление? Потому что в тот час над иорданскими водами впервые в Священной истории была явлена и свидетельствовала о Себе Святая Троица — Бог проявился в Своей Троичности: И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 16–17). И об этом же говорит богоявленский тропарь, который мы так любим подхватывать всем приходом во время Великого освящения воды: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение…».
И третье, более редкое имя праздника — Просвещение — о том же: отныне мы просвещены светом Истины о Боге. Но оно связано также и с тем, что в этот день издревле было принято крестить оглашенных — тех, кто осознанно пришел в храм и готовился принять православие. И сегодня эта традиция в нашей митрополии возобновлена.
* * *
Теперь нельзя не сказать о Великой агиасме, или крещенской воде. Напомним, что невероятно богатый и красивый чин Великого освящения воды совершается дважды: накануне Богоявления, в Крещенский сочельник, и в сам праздник. Но никакого смысла в различении «богоявленской» и «крещенской» воды нет, как нет никакого различия в благодатных свойствах воды, освященной 18 и 19 января. Про очереди с бидонами и канистрами, про ту совсем не благоговейную атмосферу, которая создается подчас в этих очередях, сказано уж немало. Да, грустно, когда человек приходит за водой, совершенно не интересуясь ни духовным смыслом праздника, ни его богослужением; когда отношение к святыне оказывается грубо потребительским или даже магическим. Но, в конце концов, каждый человек сам делает свой выбор. Нам сейчас важнее понять, в чем она заключается — благодатность агиасмы — и что такое благодать вообще. Это прекрасно объясняет в своей проповеди на Богоявление Святейший Патриарх Кирилл:
«Мы обретаем дар благодати Божией через крещение и миропомазание, и этот Божественный дар мы всякий раз усиливаем причащением Святых Христовых Таин, принятием других таинств Церкви. Божественная энергия оказывает решающее влияние на нашу духовную жизнь. Без Меня не можете делать ничего, — сказал Господь (Ин. 15, 5). Действительно, это относится даже к обычным человеческим делам, а если говорить о духовной жизни, то ничто не может быть совершено без Бога во благо роду человеческому. И этот Божественный сигнал, эта передача Божественной энергии от Творца через Сына силой Святого Духа каждому из нас и есть не что иное, как дар благодати Божией.
Сегодня мы прикоснулись к этой благодати, совершив таинство освящения воды. А окропляя водой все, что вокруг нас, мы передаем и на живое, и на неживое этот заряд Божественной благодати. Бог никого не принуждает — Он призывает ко спасению, и для того, чтобы мы были способны откликнуться на этот Божий призыв, Бог дает нам Свою благодать. Но если мы от благодати закрываемся, то мы и от Бога закрываемся, и нужно ждать чуда, которое порой совершается по молитвам родителей, родных или близких даже над человеком неверующим, и тогда он открывает свое сердце Богу, убирая все то, что ограждало его от воздействия Божественной благодати…».
Газета «Православная вера», № 01 (717), январь 2023 г.