Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Оставь Бога в должниках
Просмотров: 510     Комментариев: 0

О кризисах веры и о том, как выйти из них с пользой для духовной жизни

Что такое кризис веры? Чем он опасен? А чем полезен? Как его можно преодолеть? Об этом шел разговор на встрече психолога Максима Волкова с православной молодежью в рамках фестиваля «Фактор веры», который проходил в Саратовской епархии в сентябре этого года. Предлагаем читателям фрагменты этого выступления.

Переход на следующий уровень

Максим ВолковЯ в Церкви уже двадцать пять лет и, кажется, прошел все возможные кризисы, как религиозные, так и жизненные, так что мне есть чем с вами поделиться. Заметил, что верующие люди очень редко признаются, что они переживают кризис веры. Рассуждают так: если у тебя какой-то кризис, значит, ты в чем-то согрешил, что-то неправильно сделал, поэтому ты виноват. Да и как об этом сказать? Как признаться, что начинаешь меньше верить в Бога, а иногда вообще теряешь веру… Ведь церковное сообщество осудит, батюшка на исповеди так посмотрит, что хоть сквозь землю провались. И люди помалкивают, просто тихо исчезают из Церкви. Так что замалчивать эту тему, обходить стороной — это значит терять людей Церкви. Цель этого разговора — помочь увидеть, что кризис — это не конец, это переход на новый уровень.

Как выглядит кризис веры? Загляните в себя и вспомните, было с вами такое? Однажды вы почувствовали призыв Бога, благодать коснулась вашего сердца, вы пришли в Церковь, начали принимать таинства. И на первых порах наверняка все было чудесно! Этот период неофитства — когда все в Церкви вызывает восторг, душа поет, ноги сами несут тебя в храм, ты с радостью постишься, молитва идет от сердца, увлеченно читаешь святых отцов — многие вспоминают как лучшие моменты своей жизни. Но проходит время, и ты чувствуешь, что теряешь ко всему этому интерес: что тебя уже в Церковь не тянет, на службе стоять тяжело, молиться не хочется, пост вызывает раздражение, ты из-за всего этого собой крайне недоволен, и хочется все забросить, чтобы не испытывать мучительного недовольства.

А бывает, что у человека, который начал воцерковляться, вызывает откровенное возмущение какая-то ситуация в Церкви или неправильное, с его точки зрения, а то и с точки зрения канонов, поведение священников. Или смущает поведение церковных людей, какие-то нестроения на приходе. И тогда возникает протест: «Да какая от веры польза? Я молюсь, а Бог не помогает, церковные люди меня обижают. И каков тогда смысл этого всего?». Это тоже кризис, второго типа.

А порой возникает острый вопрос к Самому Богу, когда думаешь: «Почему в мире такое творится? Война, террористы, пандемия, невинные дети от неизлечимых болезней погибают…». И думаешь: «Господи, а где Ты? Почему Ты всё это допускаешь?» И это тоже кризис, третьего типа.

То есть кризис веры можно узнать по наличию претензии: претензии к себе, претензии к людям Церкви или системе или претензии к Богу.

Переживая кризис, человек думает, что у него настал в жизни плохой период. Ведь в кризисе мы чувствуем душевные муки, утеснение души, ее отягощение. Понимаем: что-то пошло не так. А на самом деле это очень важный момент — момент перехода на следующий уровень развития. Вы перешагнули через определенную ступеньку своего развития, и теперь перед вами новая. А нехорошо вам потому, что старые схемы уже не работают, а по-новому действовать вы еще не научились. И очень важно не застревать в кризисе, а пройти его и оказаться еще ближе к Богу.

Вот про эти три кризиса мы будем говорить. Они мне знакомы, я из них выходил и могу дать лайфхаки по их преодолению, чтобы не потерять самый мощный ресурс, который вообще может быть у человека: ресурс веры.

Претензия к себе

Первый вид кризиса веры — когда возникает претензия к себе. Он может выглядеть как угасание интереса к церковной жизни. Знакомо? Когда проходит период неофитства, всё, что раньше в церковной жизни давалось легко, теперь требует приложения усилий. А если такого навыка нет или человек не знает, что это нормальный этап духовного взросления, он начинает думать, что жизнь в Церкви — это не для него. И начинается: «Я, наверно, сегодня не пойду на службу, да и молиться тяжко, поститься не хочется…». И все, человек сдулся.

Что делать в этом случае? Есть три варианта действий. Первый вариант предлагает Церковь и святые отцы: «Потерпи!». Нужно этому охлаждению противопоставить еще большее усилие. Не хочешь молиться — еще больше молись, не хочешь поститься — еще больше постись. Это основной, древний, проверенный веками способ, и он действительно работает. Его плюс в том, что вы остаетесь в Церкви, но есть и минус — ваша вера может стать фоновой. То есть человек становится словно робот: по привычке идет на службу, молится, участвует в таинствах. Он все перетерпел, но и перегорел. Наверняка встречали таких людей: внешне — благочестивый православный христианин, а внутри — ни тепла, ни живости, ни интереса. А нам бы хотелось и кризис преодолеть, и при этом остаться живыми. И тогда, возможно, подойдет второй способ: «дни священного ничегонеделания». Этому способу меня научил один батюшка: «Чувствуешь, что устал от служб, молитв, постов и хочется все бросить — остановись! Дай себе неделю или две на отдых. У тебя “дни священного ничегонеделания”. И тогда через какое-то время душа, которая уже вкусила благодати, снова почувствует голод по церковной жизни, заскучает по молитве, по службе, и ты уже с большим желанием пойдешь снова в храм». Если честно, большинство прихожан на самом деле именно этот способ и использует. Интуитивно. Когда человек не хочет идти на службу, он и не идет.

А вот третий способ выхода из этого кризиса, на мой взгляд, самый творческий, потому что позволяет человеку вновь вернуться во времена неофитства. Представляете? Как будто ты снова только что пришел в Церковь и тебе всё в радость! Причем этот процесс управляем, это твой осознанный выбор.

Что для этого нужно? Начать открывать для себя Бога, Церковь, веру по-новому. Как это выглядит? Мы начинаем снова задавать вопросы. «А почему хор так поет?», «А зачем окунаться в прорубь на Крещение?», «А зачем на вечерней службе хлеб с вином дают?» И искать ответы: где-то имеет место традиция, где-то — отголоски языческие, а что-то святые отцы установили и кровью за это заплатили. Эти исследования могут оказаться очень интересными и оживить привычную рутину церковной жизни. Православная вера — сокровищница бездонная, жизни не хватит все познать.

Я этот способ выхода из кризиса открыл, когда начался ковид. На самоизоляции начал богословие изучать. За два года узнал больше, чем за двадцать лет, что ходил в Церковь. И главное — никаких претензий к себе, напротив, воодушевление, горение, жажда новых открытий. И это третий способ выхода из кризиса веры первого типа.

Претензия к системе и людям Церкви

Второй, более сложный кризис веры возникает, когда появляется претензия к церковной системе, священноначалию и к людям Церкви. Этот кризис выглядит так: вы подошли к батюшке или к сотруднику храма с каким-то вопросом, а вам грубо ответили. И вы возмущены: «Как так можно?! В Церкви-то?! Пойду-ка я отсюда». И все, человек уходит. Моя бабушка так перестала в Церковь ходить, после того как ее в храме какая-то чрезмерно благочестивая особа распекла.

Что тут делать? Если вас обижают церковные люди, остается только простить. Чтобы из этого кризиса выйти, надо великодушно отпустить обиду. Нужно понять, что если застрять в этом, будет хуже, непрощеная обида тебя разорвет, а сам ты скатишься в такую бездну, из которой можно и не выбраться.

Наверняка вы знаете, что есть сайты, критикующие Церковь. Вот они как раз созданы церковными людьми, которые застряли в своем кризисе веры. У них возникла тяжелая обида на прихожан — или на священноначалие, или в целом на церковную систему. И они стали с ней бороться, критиковать ее, находя в этом некое утешение. Поэтому, чтобы не пополнить армию врагов Церкви, остается только прощать, как прощал Христос: Прости им, Господи, они не знают, что творят (см.: Лк. 23, 34).

Подвержены кризисам второго типа и люди науки. Допустим, имеет человек высшее образование, и воспитан он, например, на теории эволюции Дарвина. Приходит в Церковь, а тут ему говорят: «Знаете, у нас принято верить в Адама и Еву». А ему это не понятно. Или он хирург, а ему говорят: «Святой водой побрызгать — и все пройдет». А врачу странно такие рекомендации слышать.

Бывают очень болезненные кризисы на почве богословия. Например, начинает человек читать Библию, и у него возникает вопрос: «А почему убиенных вифлеемских младенцев жалко, а египетских первенцев нет? Я не могу этого принять». У человека возникает протест, а ему люди Церкви говорят: «Ты должен это принять! Так считали святые отцы!». Из-за такого противоречия человек из Церкви запросто может уйти. И что тут делать? Проявить гибкость мышления.

Есть такой тренд в Церкви, что если ты пришел в православие, то должен принять его полностью — от догматов до свечки. А если тебе что-то не нравится, — иди отсюда, значит, ты не православный. Это тренд ошибочный, радикальный и жизни не соответствует. Поэтому если вас какой-то компонент в церковной системе не устраивает, удалите его для себя лично. И продолжайте верить в Бога, ходить в храм. Верите в теорию эволюции? Да верьте, пожалуйста. Не позволяйте, чтобы один компонент перечеркнул вас как православного христианина. Если уж Господь принимал и жалел самых пропащих людей, неужели Он вас отвергнет за несогласие с чем-то? Либо можно пойти другим путем: найти альтернативное мнение у тех же святых отцов. Одни и те же моменты Библии у разных святых отцов имеют разные толкования. И если вас какое-то толкование смущает, ищите другие. Найдите то, что вам по душе, и его придерживайтесь. Так вы не войдете в оппозицию к Церкви, ведь опираетесь вы на святоотеческое мнение. Уверяю, среди святых отцов есть те, которые тоже жалели египетских первенцев. И когда вы такого единомышленника находите, ваша душа успокаивается, и кризис проходит.

Итак, если что-то из истории или взглядов Церкви вызывает смущение, можно этот аспект пропустить, но есть в православии компоненты, которые трогать нельзя. Это догматы, изложенные в «Символе веры». Если вы их отвергаете, то тем самым превращаетесь в еретика или сектанта. И каноны, по которым Церковь живет, тоже неприкосновенны.

Претензия к Богу

Самые сложные кризисы — это кризисы третьего типа, когда возникает претензия к Самому Богу. Эти кризисы уводят больше всего людей из Церкви. Как они проявляются? Допустим, человек верит в Бога, читает Евангелие, молится, постится, заповеди соблюдает — и вдруг сталкивается со страшным испытанием, трагедией. И тут возникает вопрос: «Господи, куда Ты смотришь? Почему Ты допустил это? Как вообще такое возможно, если наш Бог есть Любовь?». А в ответ — тишина. И, не получая ответа, человек уходит из Церкви. Надо сказать, с такими кризисами сталкиваются только христиане, у мусульман, буддистов нет таких проблем. У них другое отношение и к Богу, и к трагическим событиям. В христианстве даже создано отдельное направление — теодицея, которое переводится как «оправдание Бога» или «суд над Богом». Множество книг написано, в которых объясняется, почему все так в мире происходит, но и они не могут удовлетворить человека в таком кризисе.

Однако и из такого кризиса есть путь выхода. Он для самых отчаянных моментов и звучит так: оставь Бога в должниках.

Происходит какая-то трагедия, которую наша психика не в силах переварить. И в вас зреет внутренний протест. Вы задаете Богу вопросы, а Он молчит. И вы готовы уйти из Церкви. Так вот: оставьте Бога в должниках. Не уходите из Церкви, живите в соответствии с заповедями, дождитесь, когда закончится земная жизнь и предстанете перед Богом. И вот тогда вы спросите с Него за всё. Вы встанете перед Богом и начнете задавать Ему смелые вопросы. И Он с любовью всё вам объяснит. Я видел, как этот прием помог пережить тяжелейший кризис веры многим людям, и расскажу сейчас историю матери, которая потеряла сына.

У меня был друг детства, который умер от ковида. Замечательный пастырь, исключительный человек, любящий муж, заботливый отец. Его мама всю жизнь работала в церковной лавке, в одиночку вырастила двух сыновей. И вот в расцвете лет молодой священник умирает. У него осталась матушка с двумя малыми детьми. Однажды мы с его мамой встретились на мероприятии. Много народу, все ей сочувствуют, и тут она сорвалась. На эмоциях начала выговаривать свою боль, буквально криком кричала: «Я детей в вере воспитала! А Он сына забрал!». Люди начали ей говорить стандартные слова утешения: «Понимаете, он там нужней. Он там сейчас будет молиться за всех нас». А она кричит: «Он мне не нужен там со всеми его молитвами! Он мне здесь нужен!» Прихожане свое: «Понимаете, Господь забирает лучших». — «Зачем Он их забирает? Они здесь нужны! Что теперь с его матушкой, с детьми будет?». И прямо Богу претензию: «Ты нарушил Свое слово! Ты говорил: “Чти отца и мать свою и долголетен будешь на земли”. Сын меня почитал, обеспечивал, на нем все держалось и дома, и в храме. Так почему же он оказался недолголетен? Почему Ты забрал его в молодом возрасте? Почему нарушил Свою заповедь?». Вот такая претензия. Прихожане были в шоке, начали ее сторониться, а она уже ничего не боится. Самое дорогое она потеряла. Никакие наказания ей уже не страшны. Ей попытались угрожать: «Бог накажет, в аду будете гореть!». А она в слезах: «Мне всё равно! Я всю жизнь Богу отдала, а Он со мной так поступил!».

Вот это — кризис, тяжелейший. Что сказать этой женщине? Я отвел ее в сторонку и говорю: «Вы сейчас не жгите мосты, не ругайтесь на Бога. Но когда перед Ним предстанете, спросите с Него за всё. За сына, за матушку с детьми, за то, что вы всю жизнь в Церкви, а вот такое случилось. Он Вам всё объяснит. А пока оставайтесь в Церкви, оставьте Бога в должниках». И удивительным образом эти слова на нее подействовали. Она вдруг задумалась: «Я попробую». Прошло время, и когда я бываю в том храме, вижу ее в лавке, до сих пор работает. Видимо, смогла справиться с этим кризисом.

Каждый человек дождется возможности поговорить с Богом, и Он ответит на все его вопросы. А пока не стоит хлопать дверью. И тогда нам, возможно, удастся преодолеть самый сложный кризис веры.

Газета «Православная вера», № 01 (741), январь 2025 г.