О сохранившихся фрагментах разрушенных храмовых комплексов старого Саратова рассказывает настоятель саратовского храма в честь Страстей Господних, руководитель проекта «Утраченные храмы Саратова» священник Кирилл Петрович.
К началу революционных событий 1917 года в Саратове проживало около 230 тысяч человек. Сам город представлял собой полукруг, который начинался на юге в районе современного Городского парка, шел вдоль Садовых улиц к автовокзалу, продолжался в нагорной части и заканчивался на севере у берега Волги в районе Затона. Большая Садовая улица опоясывала город, упираясь в Соколовую гору, по ее линии на современной карте хорошо видна территория старого Саратова.
Газета «Известия» от 8 декабря 1918 года сообщала, что в городе Саратове имеется 55 православных храмов плюс четыре единоверческих и одна церковь запасного полка (то есть всего 60). Примерно половина из них были домовыми храмами при богадельнях, больницах, тюрьмах, учебных заведениях — они закрывались автоматически в том же году согласно «Декрету об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» от 23 января 1918 года. Прихожанами этих храмов были также местные жители, которые собирали подписи и писали петиции, однако так и остались не услышанными новой властью.
Вторая половина храмов располагалась в отдельно стоящих зданиях, их отличала характерная храмовая архитектура. С учетом наличия в городе единственного четырехэтажного здания — управления Рязано-Уральской железной дороги, храмовые комплексы доминировали над другими городскими строениями, их было видно с любой точки города. Поэтому они, а особенно их колокольни, были как бельмо на глазу у новой атеистической власти. Каждая церковь обычно имела собственную огороженную прилегающую территорию и ряд вспомогательных построек, составлявших вкупе с основным зданием храмовый комплекс.
Здесь важно отметить, что «Декретом об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» Церковь также отделялась и от всего своего имущества — теряла право им владеть. Церковное имущество (богослужебная утварь) отныне выдавалось в бесплатное пользование органами государственной власти общинам верующих. Храмы также становились «собственностью народа» и переходили в полное распоряжение государственной власти. Таким образом, сразу после Октябрьского переворота были созданы юридические предпосылки для массового закрытия храмов.
В 1939 году в Саратове был закрыт последний храм. Лишь в конце 1942 года в городе возобновилось богослужение — был открыт чудом уцелевший Троицкий собор. Только скорби Великой Отечественной войны вынудили государство мобилизовать все силы и максимально сплотить общество в патриотическом движении для защиты Родины, дали возможность Церкви немного восстановиться после невиданных гонений и репрессий. В 1948 году был открыт второй храм Саратова — в честь Сошествия Святого Духа. Однако в послевоенные, и особенно в 60‑е годы, когда начался очередной виток гонений, разрушение оставшихся храмовых строений было продолжено. В 1987 году на почти миллионный город приходилось по-прежнему всего два действующих храма, а от большинства остальных не осталось даже памяти.
От некоторых храмовых комплексов уцелели только здания церковно-приходских школ и богаделен, дома причта. Из наиболее значительных подобных строений можно отметить часовню и причтовый дом Старо-Казанской церкви (ул. Лермонтова, 40 — находится в частной собственности, используется как жилой дом и магазин), часовню Крестовоздвиженского женского монастыря (ул. Лермонтова, 28 — передана Саратовской епархии в 2006 году), здания Братства Святого Креста (ул. Октябрьская, 43 — современный Дом кино) и Учебно-заработный дом при подворье Спасо-Преображенского мужского монастыря (ул. Октябрьская, 45 — Саратовский филиал Росгидромета и жилые квартиры). Среди зданий церковно-приходских школ это школы при Митрофаниевской церкви (пл. Кирова, 1 «В» — здание перестраивается в храм), Княже-Владимирском храме (Детский парк, 3 — Детско-юношеский центр Фрунзенского района), Крестовоздвиженской (Казачьей) церкви (ул. Б. Горная, 250 «Б» — в здании расположен магазин). Сохранилось до наших дней две бывших богадельни: богадельня одной из Покровских церквей на Набережной (ул. Лермонтова, 14 — передана Саратовской епархии в 2011 году), богадельня Миловидова при Сергиевской церкви (ул. Чернышевского, 150 — Медико-санитарная часть № 3). Вероятно, есть и другие сохранившиеся каменные здания церковно-приходских школ (так как иметь 2–3 дома в собственности прихода до революции было обычным делом), однако пока они в подобном качестве не идентифицированы.
От некоторых храмовых комплексов сохранились лишь фрагменты старой церковной ограды. Это забор современного Института развития образования, который находится на месте Спасо-Преображенской церкви, бывшей до 1811 года монастырской (ныне здание по ул. Б. Горная, 1), забор жилого дома по улице Валовой (ограда за алтарем и садом Старо-Казанской церкви), арка врат Никольской церкви женского Крестовоздвиженского монастыря (дома на ул. Лермонтова, 28 «А» и 30 «А»), ограда кладбищенской церкви пророка Илии на современной Ильинской площади (Ильинская пл., 4 «А»).
Как архитектурное отражение церкви в честь Рождества Богородицы (Старо-Никольской, ныне жилой дом по ул. Московская, 10) на перекрестке улиц Московской и Чернышевского осталась стена управления Рязано-Уральской железной дороги, на которой отсутствуют окна на первом и втором этажах — они выходили бы на алтарную апсиду церкви и поэтому изначально не проектировались.
Остается только надеяться, что перечисленные архитектурные памятники, напоминающие нам об утраченных саратовских храмах, не будут «случайно» разрушены, не исчезнут, а останутся в памяти потомков как руины, напоминающие о православной вере наших предков и о необходимости общественного согласия.
Фото Андрея Гутынина
Газета «Православная вера» № 02 (622)