Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Осколки утраченного. Реликвии будущего
Просмотров: 3850     Комментариев: 2

О сохранившихся фрагментах разрушенных храмовых комплексов старого Саратова рассказывает настоятель саратовского храма в честь Страстей Господних, руководитель проекта «Утраченные храмы Саратова» священник Кирилл Петрович.

Крестовоздвиженский женский монастырь. Начало XX векаК началу революционных событий 1917 года в Саратове проживало около 230 тысяч человек. Сам город представлял собой полукруг, который начинался на юге в районе современного Городского парка, шел вдоль Садовых улиц к автовокзалу, продолжался в нагорной части и заканчивался на севере у берега Волги в районе Затона. Большая Садовая улица опоясывала город, упираясь в Соколовую гору, по ее линии на современной карте хорошо видна территория старого Саратова.

Газета «Известия» от 8 декабря 1918 года сообщала, что в городе Саратове имеется 55 православных храмов плюс четыре единоверческих и одна церковь запасного полка (то есть всего 60). Примерно половина из них были домовыми храмами при богадельнях, больницах, тюрьмах, учебных заведениях — они закрывались автоматически в том же году согласно «Декрету об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» от 23 января 1918 года. Прихожанами этих храмов были также местные жители, которые собирали подписи и писали петиции, однако так и остались не услышанными новой властью.

Вторая половина храмов располагалась в отдельно стоящих зданиях, их отличала характерная храмовая архитектура. С учетом наличия в городе единственного четырехэтажного здания — управления Рязано-Уральской железной дороги, храмовые комплексы доминировали над другими городскими строениями, их было видно с любой точки города. Поэтому они, а особенно их колокольни, были как бельмо на глазу у новой атеистической власти. Каждая церковь обычно имела собственную огороженную прилегающую территорию и ряд вспомогательных построек, составлявших вкупе с основным зданием храмовый комплекс.

Здесь важно отметить, что «Декретом об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» Церковь также отделялась и от всего своего имущества — теряла право им владеть. Церковное имущество (богослужебная утварь) отныне выдавалось в бесплатное пользование органами государственной власти общинам верующих. Храмы также становились «собственностью народа» и переходили в полное распоряжение государственной власти. Таким образом, сразу после Октябрьского переворота были созданы юридические предпосылки для массового закрытия храмов.

В 1939 году в Саратове был закрыт последний храм. Лишь в конце 1942 года в городе возобновилось богослужение — был открыт чудом уцелевший Троицкий собор. Только скорби Великой Отечественной войны вынудили государство мобилизовать все силы и максимально сплотить общество в патриотическом движении для защиты Родины, дали возможность Церкви немного восстановиться после невиданных гонений и репрессий. В 1948 году был открыт второй храм Саратова — в честь Сошествия Святого Духа. Однако в послевоенные, и особенно в 60‑е годы, когда начался очередной виток гонений, разрушение оставшихся храмовых строений было продолжено. В 1987 году на почти миллионный город приходилось по-прежнему всего два действующих храма, а от большинства остальных не осталось даже памяти.

Причтовый дом Старо-Казанской церкви уцелел, но сейчас в нем живут люди и рас- положен магазинОт некоторых храмовых комплексов уцелели только здания церковно-приходских школ и богаделен, дома причта. Из наиболее значительных подобных строений можно отметить часовню и причтовый дом Старо-Казанской церкви (ул. Лермонтова, 40 — находится в частной собственности, используется как жилой дом и магазин), часовню Крестовоздвиженского женского монастыря (ул. Лермонтова, 28 — передана Саратовской епархии в 2006 году), здания Братства Святого Креста (ул. Октябрьская, 43 — современный Дом кино) и Учебно-заработный дом при подворье Спасо-Преображенского мужского монастыря (ул. Октябрьская, 45 — Саратовский филиал Росгидромета и жилые квартиры). Среди зданий церковно-приходских школ это школы при Митрофаниевской церкви (пл. Кирова, 1 «В» — здание перестраивается в храм), Княже-Владимирском храме (Детский парк, 3 — Детско-юношеский центр Фрунзенского района), Крестовоздвиженской (Казачьей) церкви (ул. Б. Горная, 250 «Б» — в здании расположен магазин). Сохранилось до наших дней две бывших богадельни: богадельня одной из Покровских церквей на Набережной (ул. Лермонтова, 14 — передана Саратовской епархии в 2011 году), богадельня Миловидова при Сергиевской церкви (ул. Чернышевского, 150 — Медико-санитарная часть № 3). Вероятно, есть и другие сохранившиеся каменные здания церковно-приходских школ (так как иметь 2–3 дома в собственности прихода до революции было обычным делом), однако пока они в подобном качестве не идентифицированы.

От некоторых храмовых комплексов сохранились лишь фрагменты старой церковной ограды. Это забор современного Института развития образования, который находится на месте Спасо-Преображенской церкви, бывшей до 1811 года монастырской (ныне здание по ул. Б. Горная, 1), забор жилого дома по улице Валовой (ограда за алтарем и садом Старо-Казанской церкви), арка врат Никольской церкви женского Крестовоздвиженского монастыря (дома на ул. Лермонтова, 28 «А» и 30 «А»), ограда кладбищенской церкви пророка Илии на современной Ильинской площади (Ильинская пл., 4 «А»).

 

Арка и часовня Крестовоздвиженского женского монастыря — все, что осталось от великолепного комплекса зданийАрка и часовня Крестовоздвиженского женского монастыря — все, что осталось от великолепного комплекса зданий

 

Как архитектурное отражение церкви в честь Рождества Богородицы (Старо-Никольской, ныне жилой дом по ул. Московская, 10) на перекрестке улиц Московской и Чернышевского осталась стена управления Рязано-Уральской железной дороги, на которой отсутствуют окна на первом и втором этажах — они выходили бы на алтарную апсиду церкви и поэтому изначально не проектировались.

Остается только надеяться, что перечисленные архитектурные памятники, напоминающие нам об утраченных саратовских храмах, не будут «случайно» разрушены, не исчезнут, а останутся в памяти потомков как руины, напоминающие о православной вере наших предков и о необходимости общественного согласия.

Фото Андрея Гутынина 

Газета «Православная вера» № 02 (622)

Материалы по теме

Утраченные храмы Саратова… Конечно, они были утрачены не сами по себе — их целенаправленно стирали с лица земли те, кому были нестерпимы запах ладана и колокольный звон. Восстановить все эти церкви в прежнем виде — нереально. Но можно узнать о том, где они стояли, как выглядели, что теперь на их месте, и сохранить это в памяти для будущих поколений. Есть в Саратове неравнодушные люди, которые не только собирают информацию о разрушенных храмах, но и рассказывают о них жителям города. Время от времени мы можем видеть на улицах волонтеров, которые стоят возле стендов с фотографиями старого Саратова, раздают листовки, отвечают на вопросы прохожих. О добровольческом проекте «Утраченные храмы Саратова» мы беседуем с руководителем епархиального молодежного отдела, настоятелем храма Страстей Господних г. Саратова священником Кириллом Петровичем

Просмотров: 2694
Комментариев: 0

Об истории подворья Спасо-Преображенского мужского монастыря на Горянской площади старого Саратова рассказывает руководитель проекта «Утраченные храмы Саратова», настоятель саратовского храма Страстей Господних священник Кирилл Петрович

Просмотров: 3151
Комментариев: 0

О первых храмах старого Саратова и первых произведениях каменного церковного зодчества в нашем городе рассказывает настоятель саратовского храма в честь Страстей Господних, руководитель проекта «Утраченные храмы Саратова» священник Кирилл Петрович

Просмотров: 4177
Комментариев: 0

Кафедральный Александро­-Невский собор, Вознесенско-Горянский храм, Ново-Никольская церковь «на горах» — этих и многих других храмов на карте Саратова уже нет. Они сохранились только на старых открытках и фотографиях. А теперь их можно увидеть еще и на постерах саратовского художника Вадима Руфанова

Просмотров: 3017
Комментариев: 0

«Именно молодые люди должны рассказать друг другу о том, что нужно знать и любить святыни, которыми являются наши храмы, и о том, как важно не допустить трагедии, подобной Октябрьскому перевороту 1917 года…» Эти слова говорят с экрана студенты философского факультета СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Сюжет, в съемках которого участвовали ребята, рассказывает о подготовке научно-образовательного проекта «Храмы Саратова: история и современность». Одноименная выставка прошла 23 мая в 12 корпусе СГУ

Просмотров: 4713
Комментариев: 0

Мы привыкли к облику современного Саратова, застроенного многоквартирными жилыми домами, перекрывающими обзор города. И хотя много памятников городской архитектуры сохранилось до наших дней, в их число, за редким исключением, не вошли дореволюционные храмы. В нашей исторической рубрике мы нередко рассказываем об утраченных святынях, но сегодняшний взгляд — особенный. Это взгляд художников и писателей — наших земляков, которые, как и те, кто храмы разрушал, желали созидать новое, революционное искусство. Удивительно, но в их биографиях и произведениях мы можем найти сегодня исторические свидетельства, обрисовывающие нам облик тех величественных соборов и скромных церквушек, которые, не разбираясь и не щадя, стерли с лица земли после Октябрьского переворота новоиспеченные хозяева жизни

Просмотров: 8021
Комментариев: 3