Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Опора для тех, кто хочет молиться
Просмотров: 3565     Комментариев: 0

Любой человек, переступающий порог храма, чуть раньше или чуть позже оказывается перед необходимостью исполнения ежедневного молитвенного правила. На часто задаваемые вопросы о ежедневной молитве отвечают священнослужители Саратовской епархии.

У апостолов и первых христиан тоже было молитвенное правило? Или это то, что придумали люди позднее?

Отвечает протоиерей Михаил Воробьев, настоятель храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня г. Вольска:

— Достаточно посмотреть в молитвослов, чтобы убедиться в позднем происхождении большинства молитв, входящих в современное правило. Святые Макарий Великий, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин и другие авторы жили на столетия позже апостолов.

Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода (2 Кор. 3, 17). Молитва апостолов и первых христиан не знала никаких правил и была выражением непосредственного религиозного чувства и живого опыта веры. Апостолы и их ученики молились импровизированными молитвами, главными из которых были молитвы благодарения. Примером такой апостольской молитвы благодарения является молитва апостола Павла: все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4, 13). Еще две его молитвы приводятся в Послании к Ефесянам (см.: Еф. 1, 16–23; 3, 14–21). Вдохновенная импровизированная молитва апостолов Петра и Иоанна сохранилась в книге Деяний святых апостолов (см.: Деян. 1, 24–30).

В общинном богослужении, помимо импровизированных молитв, использовались молитвы ветхозаветной традиции — в первую очередь, Псалтирь. Кроме того, читались фрагменты ветхозаветных пророчеств и апостольские Послания, произносились проповеди и поучения. Эти поучения иногда затягивались. Евангелист Лука рассказывает об одном таком евхаристическом молитвенном собрании в Троаде, на котором апостол Павел настолько увлекся проповедью, что некий юноша Евтих уснул и вывалился из окна третьего этажа (см.: Деян. 20, 1–12).

Такое свободное построение общественного богослужения существовало недолго. Не каждая община возглавлялась духовно опытным человеком. В отсутствие авторитетного предстоятеля невозможно было избежать беспорядка, в котором каждый присутствующий на богослужении старался выкрикнуть свою молитву или просто в нескольких возгласах, часто бессвязных, старался выразить свое молитвенное чувство.

Первое описание структурированного общественного богослужения содержится в христианском памятнике рубежа I–II столетий «Дидахе». Немного позднее о нем пишет Иустин Философ. Несмотря на лаконичность этих свидетельств, видно, что в это время уже существует определенный порядок богослужения, предшествующего Евхаристии (аналог современного всенощного бдения), и самой Евхаристии.

Понятие правила в любой области предполагает некоторое принуждение и ограничение, отделение «правильного» от «неправильного». В молитвенной практике Церкви оно возникает по мере оскудения непосредственной живой веры, для предотвращения подмены духовного чувства чувствительностью. Не отрицая достоинства личной молитвы, Церковь предлагает верующему человеку молитвословия, восходящие к Священному Писанию («Отче наш», «Боже, милостив буди мне грешному», Трисвятое и т. д.), и молитвы, составленные святыми отцами, являющиеся выражением их духовного опыта.

Можно сказать, что молитвенное правило — это опора для того, кто хочет молиться, но не может найти слов для своей личной молитвы. Герой новеллы Достоевского «Кроткая» говорит о себе, что хотел молиться час, но молился пять минут. Думаю, что без молитвослова многие из нас не смогли бы молиться и пяти минут. Очень часто мы хотим сказать Господу очень многое, но получается какое­то бессвязное бормотание. Именно тогда нам на помощь приходит молитвослов. Казалось бы, постоянное повторение большого числа молитв, составленных другими людьми, должно лишить личную молитву ее творческой силы. Однако это не так. Молитвенное правило часто помогает выстроить собственную молитву, находя для нее правильную форму и содержание.

Судя по содержанию вечернего молитвенного правила, человек каждый вечер должен себе напоминать, что он умрет, причем возможно, что уже этой ночью. Как это сказывается на внутреннем состоянии верующих людей?

Отвечает протоиерей Александр Домовитов, настоятель храма Воскресения Христова на Воскресенском кладбище г. Саратова:

— Подобного рода вопросы свидетельствуют прежде всего о страхе смерти. И решение его должно начинаться с понимания, что смерти бояться не нужно. Так как мы православные христиане, мы веруем во всеобщее воскресение. Христос Своей смертью разрушил смерть. У Бога нет мертвых, у Него все живы. Смерть стала следствием грехопадения, изначально же человек был создан бессмертным.

Современный человек боится смерти, потому что, с одной стороны, нарушена его связь с Богом, а с другой стороны, в глубине души он понимает, что придется отвечать перед Богом за свои грехи. Совесть нечиста, поэтому и страшно. И как рассуждает большинство в таком случае? Предпочитают просто не думать о смерти. Некоторым страшно даже сходить на кладбище, где похоронены родственники. Но смерть неизбежна для каждого человека, закрываться от этой реальности бессмысленно. Многовековая история хрис­тианства показывает, что память о смерти приносит пользу, а не вред душе человеческой. Еще в Ветхом Завете сказано: Поминай последняя твоя, и во веки не согрешишь (Сир. 7, 39). То есть память смертная спасает человека от многих греховных ошибок и многих, как следствие их, страданий. Поэтому в наших молитвословах так много напоминаний о смерти. Чтобы мы меньше грешили.

Можно ли перенести утреннее или вечернее правило на дневное время, если утром человек рано уходит, собирает в школу детей и т. п., либо вечером приходит поздно и уставший?

Отвечает священник Дионисий Каменщиков, настоятель храма во имя пророка Божия Илии на Ильинской площади Саратова:

— Вопрос достаточно типичный. Люди часто спрашивают, можно ли перенести молитвенное правило, сократить его, заменить «правилом Серафима Саровского» и т. д. В качестве аргумента, почему это необходимо сделать, человек приводит свой плотный график. И почти никто не спрашивает, как организовать свою жизнь так, чтобы в этом плотном графике было место полноценному молитвенному правилу. Все непременно хотят пожертвовать временем молитвы, тем самым лишая себя большой духовной пользы. Вот что, в частности, пишет об этой пользе святитель Игнатий (Брянчанинов) во II томе «Аскетических опытов»: «Утренние молитвы так и дышат бодростью, свежестью утра: увидевший свет чувственного солнца и свет земного дня научается желать зрения высшего, духовного Света и дня бесконечного, производимых Солнцем правды — Христом. Краткое успокоение сном во время ночи — образ продолжительного сна во мраке могилы. И вспоминают нам молитвы на сон грядущим преселение наше в вечность, обозревают всю нашу деятельность в течение дня, научают приносить Богу исповедание соделанных согрешений и покаяние в них».

Смысл многих молитв утреннего и вечернего правила именно в том, что они читаются соответственно в начале и в конце дня, молящийся испрашивает благословения на предстоящий день или подводит ему итог, отходя ко сну. Если человек читает в обед, например, «От сна восстав», хотя проснулся он много часов назад, то смысл молитвы теряется. Все-таки лучше поискать возможность утреннее правило выполнять именно утром, а вечернее — вечером. Днем же по благочестивой традиции многие христиане читают Псалтирь, что не заменяет, но дополняет утреннее и вечернее молитвенное правило.

Газета «Православная вера» № 11 (631)

[Подготовила Елена Сапаева]
Материалы по теме

Мы знаем из Евангелия, что взрослые не должны препятствовать детям приходить ко Христу — об этом говорит Сам Спаситель. Однако и у самих детей, и у взрослых с детьми возникает в приобщении к церковной жизни немало трудностей. Вопросы о некоторых типичных сложностях, которые часто задают родители, мы адресовали священнослужителям Саратовской епархии

Просмотров: 5920
Комментариев: 0

Правда ли, что всё духовное зло в этом мире — от женщин? Почему лицам женского пола нельзя входить в алтарь? Как Церковь относится к самореализации замужней женщины в работе? На эти и другие часто задаваемые вопросы на тему «Женщина в Церкви» отвечают священнослужители Саратовской епархии

Просмотров: 11595
Комментариев: 0

На наш епархиальный сайт приходит довольно много вопросов, касающихся посмертной участи усопших и шире — посмертной жизни души. В этом выпуске газеты мы продолжим разговор, начатый в прошлом номере: на некоторые самые распространенные, типичные вопросы на эту тему ответят священнослужители Саратовской епархии

Просмотров: 7556
Комментариев: 0

Тема загробной жизни связана в сознании многих людей с самыми разными суевериями и глубинными страхами. В нашем обществе принято закрывать глаза на неизбежность смерти. Если о том, как поминать усопшего, человек еще может что­то знать, то вопросом, что происходит за гранью земной жизни с душой, он задается лишь тогда, когда теряет близкого. А ведь знание о жизни за гробом в определенной, доступной человеку мере в Церкви есть, и приобщение к нему не угнетает, а напротив, помогает молиться об усопших дорогих людях и укрепляет надежду на будущую встречу в вечности

Просмотров: 3545
Комментариев: 0

Православное богослужение красиво не только внутренней стройностью и возвышенностью смысла. Пришедший в церковь человек видит и внешнюю красоту: в зависимости от праздника храм наполнен тем или иным цветом — отсветами золотого, сиянием белоснежного, переливами рубинового, глубиной небесной лазури. Мы привыкли к облачениям священников — множеству внешних деталей, узорам и вышивке на них, но никогда, может быть, не рассматривали их осмысленно и внимательно. А ведь всё, что мы видим в храме,— словно книга, которую можно читать и открывать в знакомом новые грани. Сегодня мы лишь немного затронем тему церковных облачений — на распространенные вопросы о них отвечают священнослужители Саратовской епархии

Просмотров: 3290
Комментариев: 0

Церковь — это общность, единство, семья. Наверняка многие слышали эти слова и раньше. Но именно в период нынешней эпидемии нам, прихожанам, стало очевидно: храмы, в которые мы ходим,— это наши храмы: мы дорожим ими и ответственны за их судьбу. В период карантина приходы оказались на грани выживания. Службы в них по-прежнему совершались, а вот многие прихожане в силу обстоятельств не могли побывать в церкви. Некоторые настоятели разместили на приходских сайтах форму для заказа треб онлайн и попросили верующих поддержать свои приходы. Почему пожертвования так важны для жизни храма, какие формы пожертвований существуют, как устроена экономика прихода? Обо всем этом — в сегодняшнем выпуске нашей рубрики

Просмотров: 3042
Комментариев: 0

Зачем нужен пост посреди лета, как он связан с предшествующим ему праздником Сошествия Святого Духа на апостолов и соблюдали ли его сами апостолы? На часто задаваемые вопросы о Петровом посте отвечают священнослужители Саратовской епархии.

Просмотров: 4135
Комментариев: 0

Одна из обязательных для христианина составляющих ежедневного правила — чтение Евангелия. Мы попросили ответить на некоторые вопросы, касающиеся чтения Священного Писания дома, священнослужителей Саратовской епархии

Просмотров: 5128
Комментариев: 0

«Крещение Господне напоминает нам о том, что и мы некогда погружались в воду крещения, и над нами разверзались Небеса, и на нас сходил Дух Святый, посланный Отцом Небесным, по обетованию и по искупительным заслугам Сына Божия»,— писал о празднике Богоявления священномученик Иоанн Восторгов. Воспринимаем ли мы этот праздник столь же лично, осознаём ли его смысл? На вопросы о Крещении и освящаемой в этот день великой агиасме — крещенской воде — отвечают священнослужители Саратовской епархии

Просмотров: 3435
Комментариев: 0

Несколько лет назад во всех храмах Русской Православной Церкви, в том числе и саратовских, была введена практика огласительных бесед для желающих креститься или стать крестными младенца. Однако о том, как стать крестным, и о различных моментах, связанных с этой ответственной ролью, приходит по-прежнему много вопросов на наш сайт. На наиболее распространенные, типичные из них отвечают сегодня клирики Саратовской епархии

Просмотров: 3017
Комментариев: 0

Главенство мужа в христианском браке — это, скорее, ответственность перед Богом и обществом за духовное состояние всей семьи и забота о ее нуждах. По мысли святителя Иоанна Златоуста, в этих словах мужу и жене Церковь предлагает «основание их счастья, взаимную любовь и заботливость, указывая каждому подобающую область: ему — начальство и попечение, а ей — повиновение»

Просмотров: 3980
Комментариев: 0

На «простые вопросы» об исповеди и причащении, которые для многих оказываются совсем не просты, отвечают священнослужители Саратовской епархии

Просмотров: 3434
Комментариев: 0

Можно ли причащаться человеку, который никак не может представить себе, как в Чаше могут быть Тело и Кровь Христовы? На этот и другие вопросы о самом главном Таинстве Православной Церкви — Евхаристии — отвечают клирики храмов Саратовской епархии

Просмотров: 3831
Комментариев: 0

Православная икона для верующего, давно живущего церковной жизнью человека — нечто настолько знакомое, что порой и представить трудно, какими глазами может смотреть на нее тот, кто недавно переступил порог храма. Почему некоторые иконы похожи на картины, а некоторые нет? Можно ли иметь дома любой святой образ или есть иконы, которые пишутся только для священников и монахов? На эти и другие вопросы отвечают священнослужители Саратовской епархии.

Просмотров: 3822
Комментариев: 0

О том, как правильно относиться к ежедневному молитвенному правилу, молиться ли Богу «по наитию» или «по расписанию», что можно добавлять к повседневной молитве для оживления интереса к ней, говорят священнослужители Саратовской епархии.

Просмотров: 3562
Комментариев: 0

Радоница — не просто церковный праздник. Не случайно он, в отличие от большинства православных праздников, является во многих регионах нашей страны выходным днем — в этот день мы исполняем не только христианский, но и общечеловеческий долг, вспоминая с благодарностью о тех, кто жил когда­то на этой земле и нам дорог. Десятилетия богоборчества сделали свое дело: не все наши сродники ушли в иную жизнь по¬христиански и с надеждой на Бога, не все из нас знают, как по¬христиански их поминать и что дает нам и самим умершим поминовение. Но о каждом — совершенно о любом — ушедшем человеке в этот день можно тем или иным образом помолиться или сотворить милостыню. И — порадоваться, как бы ни была велика наша скорбь. Мы попросили священников саратовских храмов ответить на часто задаваемые вопросы о поминовении усопших

Просмотров: 5253
Комментариев: 0

На вопросы о Таинстве Соборования отвечают клирики Саратовской епархии

Просмотров: 7343
Комментариев: 0