«На протяжении семи лет, занимаясь поиском сведений о своих предках, я часто слышал: зачем тебе это надо? Трудно ответить на этот вопрос. Скорее всего, я занимаюсь этим потому, что только пока человек помнит свои корни, своих родных и близких, родителей, которые дали ему жизнь, он может правильно осознавать свое место в той цепочке поколений, которая была до него и будет после». Так начинается рассказ о подвижнике XX века, нашем земляке, иерее Георгии Новохатском, жизнеописание которого по крупицам архивных сведений восстановил его внук Михаил Новохатский. Отец Георгий принял сан в безбожные годы, когда само исповедание веры могло стать причиной жестоких гонений, и прошел трудный, наполненный скорбями жизненный путь. Предлагаемое вниманию читателей биографическое исследование — благодарная память о священнике его потомков.
После событий 1917 года новая власть пыталась всеми способами уничтожить Церковь, подвергая гонениям священнослужителей, уничтожая храмы. И только во время и после Великой Отечественной войны началось восстановление церквей и монастырей. Одним из тех, кто сохранил горячую веру в Бога во времена гонений и вышел для служения Ему в послевоенные годы, был мой дед — иерей Георгий (Егор) Иванович Новохатский.
Согласно метрической книге Свято-Троицкой церкви слободы Покровской Новоузенского уезда Самарской губернии «Георгий родился 1 апреля 1889 г, крещен 3 апреля того же года. Родители: крестьянин слободы Покровской Иван Данилов Новохацкий и законная жена его Матрена Александрова, оба православные».
Мой дед был коренным жителем Покровской слободы, которая затем стала городом Покровском (Энгельсом). Известно о четырех поколениях Новохатских, проживавших в слободе в период с 1782 по 1917 год. Были они потомками жителей Малороссии, что прибыли на Саратовскую землю для перевозки соли с озера Эльтон. Все представители семьи Новохацких были православными, берегли свою веру и записаны среди прихожан Покровской и Свято-Троицкой церкви Покровской слободы.
Егор окончил четыре класса церковно-приходской школы. Два года, с 1911 по 1913 год, работал батраком в крестьянском хозяйстве в селе Красный Кут. 9 февраля 1913 года в Троицком храме (сейчас это кафедральный собор Покровской епархии) было совершено бракосочетание Георгия и девушки из крестьянской семьи Анастасии (в девичестве Ярковая). 29 октября того же года у молодоженов родился первенец — сын Павел. А через год, 27 ноября 1914 года, родился сын Иван — мой отец. Вплоть до 1918 года дед Егор работал железнодорожником на станции города Покровск. Был смазчиком товарных поездов. Когда началась гражданская война, дед, как он сам написал в автобиографии, служил красноармейцем в 8-й армии в окрестностях города Боброва. После демобилизации в 1919 году он вернулся к крестьянскому труду в Покровске.
Семья постепенно разрасталась. Всего у Егора и Анастасии родилось тринадцать детей. По рассказам будущей снохи Егора Ивановича, моей мамы Веры Кашигиной, «шел Егор работать в поле с беременной Анастасией, а оттуда уже в подоле несли ребенка». Правда, не все дети выжили, умирали во младенчестве.До взрослого возраста дожили четверо, три мальчика и одна девочка: сын Тимофей родился в 1926 году, Анна — в 1932-м.
16 декабря 1929 года Егор Иванович Новохатский был арестован ОГПУ АССР НП по 58-й статье, «за вредительство». Согласно архивному уголовному делу, 24–25 января 1930 года он был осужден постановлением Тройки при ПП ОГПУ по НВК за изготовление, хранение и распространение антисоветской агитации и приговорен к выселению на три года в Северный край, с запретом проживать в Нижневолжском крае в течение трех лет после окончания срока наказания, с конфискацией имущества до трудовых норм. Что он «распространял и изготовлял», неизвестно — постановлением заместителя прокурора Саратовской области от 13 апреля 1989 года мой дед был полностью реабилитирован.
Ссылку Егор Иванович отбывал в Архангельске. После нее, в 1933–1935 годах, работал плотником в городе Сталиногорск Московской области (сейчас Новомосковск Тульской области). С 1935 по 1944 год Егор был плотником уже в учреждениях города Саратова, в 1935 году семья переехала в Саратов на постоянное место жительства – небольшой домик на улице Шелковичной.
В первые дни Великой Отечественной войны оба сына Георгия и Анастасии ушли на фронт. Павлу было 28 лет, Ивану — 27. Павел пропал без вести в начале 42-го, через полгода после начала войны, Иван прошел весь путь до Победы в самом пекле и остался жив.
Через месяц после окончания войны, 8 июня 1945 года, Георгий, решивший посвятить себя служению Богу, был хиротонисан в сан диакона епископом Черниговским и Нежинским Борисом (Виком) в городе Чернигове, а 29 августа 1945 года рукоположен там же во священника в Воскресенском кафедральном соборе. Путь своего священнического служения отец Георгий начал в 56 лет.
Где только не побывал отец Георгий за время службы у престола Божия... В 1946 году он служил в Астрахани, вскоре был переведен в Элисту. С 1947 по 1948 год был священником Вознесенской церкви рабочего посёлка Аркадак.
Дальнейшая судьба священника неясна. По одним данным, в 1948–1966 годах он на церковной службе не состоял в связи с болезнью сердца. По другим данным, служил в Рождество-Богородицкой церкви в селе Никольском Духовницкого района. По воспоминаниям внучки Натальи Семенищевой какое-то время в 1956 году наш дед служил в Подмосковье — в краях, где когда-то работал плотником.
«Мне было семь лет, когда мы с мамой и папой ездили к нему под Москву,— вспоминает она. — Там в лесу стояла церковь, три дома для священника и монашек, было очень красиво, а три деревни были в двух-трех километрах в разные стороны. Люди приходили на службу каждый день, и я каждый день звонила с монахом на колокольне. Мне очень нравилось звонить в колокола и созывать этим звоном прихожан из близлежащих деревень. Мы с дедом ездили на телеге по деревням, он венчал, крестил, и пока я гостила, брал меня с собой».
В 1964 году отец Георгий был награжден епископом Саратовским Варфоломеем (Гондаровским) камилавкой. С 22 февраля 1966 года он временно стал священником Духосошественской церкви Саратова, с 6 апреля — временным священником Казанской церкви Петровска, затем, также временно,служил в Покровском молитвенном доме города Энгельса. С 10 июня 1967 года отец Георгий исполнял обязанности священника Воскресенской церкви города Серафимовича Волгоградской области, а также Никольского молитвенного дома города Краснослободска той же области.С 26 июля того же года на него были возложены обязанности священника Духосошественской церкви рабочего поселка Елань, с 13 ноября — священника Казанской церкви Петровска. В 1967 году он был награжден наперсным крестом епископом Саратовским Пименом (Хмелевским).
2 апреля 1968 года иерей Георгий был переведен в помощь настоятелю Покровской церкви города Энгельса, а с 11 июня стал временно исполнять обязанности священника Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова.
Скончался священник Георгий Новохатский 8 октября 1969 года, не прожив и года после кончины своего сына Ивана, и был похоронен на участке № 2 Воскресенского кладбища Саратова. Позднее там же была похоронена матушка Анастасия (9 октября 1894 — 23 января 1975 гг.).
Совсем недавно я посетил город Ораниенбаум. И как бы случайно, идя уже к автобусу, наткнулся на указатель храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В память о маме, Вере Борисовне, я зашел в этот храм, где была одна служительница. Мы разговорились, и мне в память запали ее слова: «Они все живы, пока мы помним о них — они живы. У нас ездили паломники в Иерусалим, и знаете, у Гроба Господня приходит это осознание: они все живы, они все с нами рядом».
Подготовлено при участии церковного краеведа Валерия Теплова
Газета «Православная вера» № 10 (654), июнь 2020 г.