Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Очарованные странники
Просмотров: 299     Комментариев: 0

В поисках фильма, настроение которого соответствовало бы ожиданию Светлого Христова Воскресения, мы остановили свой выбор на ленте, снятой якутскими кинематографистами. Фильм основан на реальной истории Степана Боросокова, который периодически впадал в летаргический сон, а спустя какое-то время «воскресал». Лишь один человек — сын священника, художник и этнограф Иван Попов — мог уловить в безучастном теле впавшего в летаргию Степана искру жизни и не дать его похоронить. Понимая, что только Иван может уберечь его от ужасной участи быть заживо погребенным, Степан буквально прилепляется к своему спасителю и отправляется с ним в экспедицию. Героев ждут приключения и испытания, во время которых каждый из них найдет для себя ответы на самые важные жизненные вопросы. А мы не только станем свидетелями нескольких «воскрешений» Степана, но и вместе с Иваном поймем, что смерти нет.

Лазарь проснулся!

«Лазарь проснулся!» — кричит детвора, когда Степан Бересеков (в фильме его фамилия изменена) выходит из темного проема избы на свет Божий. Выходит после того, как 12 дней лежал «мертвым». Однажды, найдя Степана на берегу озера в таком состоянии, местные жители принесли его в церковь — отпеть да похоронить по-христиански. Сын священника, молодой псаломщик Николай читает над покойником Псалтирь, а тот возьми да сядь во гробе. В ужасе бежит Николай от «воскресшего» прихожанина, односельчане начинают Степана сторониться — не дух ли это, работодатель увольняет странного работника, и только Иван Попов — второй сын священника, очень образованный человек — растолковывает односельчанам, что не умер Степан, а уснул на время. Сон у него такой особенный — летаргический.

Эта история произошла в начале прошлого столетия в одном из якутских поселений. Якутия к этому времени уже просвещена светом христианства, но языческие традиции еще сильны, поэтому Степан носит крест, но одновременно верит и в то, что у него как у якута три жизни, и в то, что шаман может забрать у него душу. Он живет бобылем, матушка, которая ранее присматривала за ним, умерла, и теперь некому позаботиться о мужчине, когда с ним приключается его «болезнь». Приступы начинаются в те моменты, когда Степан видит красоту: сверкающие на рассвете капельки росы, искусно выполненную резьбу по дереву, девицу в национальном праздничном облачении. Не выдерживая восхищения прекрасным, душа Степана покидает его тело и отправляется в небесные обители. Иногда, чтобы снова не «улететь» от созерцания красивого пейзажа, Степан завязывает себе глаза. Он по-детски прост, наивен и абсолютно беззлобен. И так же по-детски он доверяется Ивану.

У Ивана Попова задание от музея — собрать коллекцию национальных предметов быта. Он отправляется в экспедицию по якутским улусам, покупает у местных жителей утварь, а заодно фотографирует их. Несколько лет назад Иван потерял любимую жену, которая умерла от тяжелой болезни, и с тех пор словно окаменел. Не чувствует, как нуждается в нем подрастающая дочка, как переживают за него родители, не замечает красоты окружающей природы. Воспитанный в христианской семье, он переживает кризис веры, хотя с уважением относится и к религиозности родных, и к языческим обрядам местных жителей. В Степане он поначалу видит лишь интересный медицинский случай, расспрашивает его и ведет подробные записи. Эти дневники Ивана Попова и легли в основу фильма.

Учитель с актерским даром

Фильм молодого режиссера Любови Борисовой получился красивым, проникновенным, вдумчивым и пронзительным. Когда-то Любовь прочитала заметку о дружбе русского художника и якутского поселянина, и с тех пор у нее зародилась идея снять об этом фильм. Работать над лентой она начала спустя восемь лет, когда к ней пришел… главный герой — Степан. Режиссер привезла свою дебютную картину «Надо мною солнце не садится» в якутское село Ой, и после показа к съемочной группе подошел сделать фото на память местный учитель Александр Чичахов, который как две капли воды оказался похож на Боросокова. Не имеющий актерского образования Александр блестяще справился со своей ролью. К слову, подбор актеров в этом фильме впечатляет. Поскольку сохранился фотоархив Ивана Попова, который демонстрируется в конце фильма, мы можем увидеть, насколько похожими оказались участники описываемых в его дневниковых записях событий и герои в кинокартине.

Иван Васильевич меняет профессию

Обаяние образов, созданных съемочной группой, побудило поискать информацию о прототипах главных героев. И можно сказать еще одно «спасибо» создателям фильма, поскольку они открыли для современников уникальную личность — Ивана Васильевича Попова (1874–1945), русского и советского живописца, основоположника якутского профессионального изобразительного искусства, краеведа, фотографа и этнографа. Он родился в селе Ытык-Кюель Таттинского улуса Якутии в семье русского священника. Образование получил в Якутской духовной семинарии. С 1891 года служил в разных церквях псаломщиком. Обучался живописи и иконописи в Петербурге, открыл в Якутске первую иконописную и художественную мастерскую. С 1905 года занимался сбором этнографических коллекций для петербургских музеев. В периоды пребывания в родном селе Иван Васильевич работал учителем, а еще лечил людей: умел вправлять вывихи, удалять зубы, принимать роды. Его жилище стало своеобразным медпунктом, куда в любое время дня и ночи могли запросто зайти больные.

Иван Васильевич объяснил крестьянину Степану Боросокову феномен летаргического сна. И с тех пор Степан стал предупреждать окружающих, что если он «умрет», его ни в коем случае не надо предавать земле, а надлежит поскорее сообщить об этом Ивану Попову. Судя по записям этнографа, Степан впадал в летаргический сон семь раз. Боросоков пережил своего спасителя на много лет.

Еще один интересный факт из биографии Степана. Боросоков стал одной из первых известных «фотомоделей» в истории мировой фотографии. Колоритный снимок якута с косой-горбушей авторства Попова обошел весь мир.

Истинные ценности

Но не только занимательной исторической фабулой и дивными видами якутской природы интересен фильм Любови Борисовой. Он наполнен глубокими христианскими смыслами. Иногда они звучат прямо, как проповедь с амвона, а порой режиссер переходит на язык метафор. Встреча Степана с красавицей Майей — один из таких моментов. В одном из селений Иван Васильевич хочет сфотографировать местную девушку Майю в праздничной одежде. Когда та выходит из юрты, разодетая в меха и алмазы, Степан, ослепленный ее красотой, в очередной раз падает замертво. А придя в себя, решает жениться. Но тут же осекается: разве кто пойдет за такого «больного»? И тогда, по замыслу сценариста, Степану удается избавиться от своей особенности: он больше не восхищается до седьмого неба при виде красоты и не уходит в летаргический сон. Вот только нужна ли ему такая жизнь?

«Как мне теперь жить без красоты? — плачет Степан. — Какой я дурак! От своего счастья отказался». Он переосмысливает свое отношение к «болезни», которую всю свою жизнь воспринимал как проклятье: теперь это дар, редчайший дар от Бога. И он хочет его вернуть.

В этом эпизоде внимательный зритель увидит еще одну важную для режиссера идею — о ценности духовной, истинной красоты и преобладании ее над красотой физической — искусственной и ложной. Степан оказался готов променять редчайший дар видеть и чувствовать всем своим существом красоту Божьего мира на мирские ценности. Ведь он увидел не красоту души Майи, он был ослеплен яркостью ее костюма и украшений. А когда, «излечившись», герой встречает Майю в обычной одежде, он ее даже не узнаёт. Как часто мы ведёмся на яркую обложку, красочные фантики того, что не имеет подлинной ценности, а того, что по-настоящему может напитать душу, не замечаем. Фильм со странным названием «Не хороните меня без Ивана» заставляет нас об этом вспомнить.

Газета «Православная вера», № 04 (744), апрель 2025 г.