Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Образ Покрова
Просмотров: 591     Комментариев: 0

Покров Пресвятой Богородицы — особый день в истории города, который при рождении получил имя Покровск в честь первой церкви, освященной на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Прошли годы и столетия, давно уже нет этой церкви, но в память о ней украшают наш город два Покровских храма, напоминая жителям о вечной любви и помощи Пресвятой Владычицы.

Композиция праздника Покрова в иконографии — довольно сложная, составная и многолюдная, разберем мы ее на примере иконы, вышедшей из Палеха, знаменитого с конца XVII — начала XX века центра иконописания в России.

На нижнем поле, скрытая окладом, сохранилась подпись: «Писана икона сия 15 мая 1909 года И. Бакановым».

В ее сдержанном колорите глухие, несколько холодноватые зелено-оливковые тона уравновешены разнообразными оттенками красного, придающего образу благородство и торжественность. Композиция, компактно объединившая фигуры ангелов, святителей, апостолов, мучеников в одно целое вокруг стоящей на облаке Богородицы, являет чудо единения Церкви под благодатным покровом Пречистой. С каким тонким чувством гармонии и симметрии распределены краски в одеждах святых! Они переливаются всеми цветами радуги, будто исходящий от Богородицы свет, как заметил знаток иконописи, философ Е.Н. Трубецкой, «проходя через ангельскую и человеческую среду, является здесь во множестве многоцветных преломлений».

В основу иконографии Покрова Божией Матери легло событие из византийской истории — эпизод из жизни Андрея, Христа ради юродивого, жившего в Константинополе в V веке (по другой версии, на рубеже IX–X веков). Образ этого святого в раннем Средневековье был настолько популярен в Византии, что сохранилось множество греческих рукописей, содержащих разные эпизоды жития блаженного Андрея. Тем парадоксальнее факт, что сам эпизод о покрове Божией Матери, который Андрей однажды увидел в руках Богородицы, молясь на службе во Влахернском храме, греки оставили без внимания, а русский князь Андрей Боголюбский, напротив, увековечил в памяти православных верующих, учредив в честь него праздник 1 (14) октября.

Виденное Андреем Юродивым чудо о покрове — молитвенной защите — Андрей Боголюбский истолковал сообразно духовным потребностям Руси, главной бедой которой в то время было разъединение русских сил. Поэтому в церковных пояснениях на праздник Покрова говорилось, что покров Богородицы спасает от стрел разделения, от одного прикосновения покрова «всяк союз злых рушится и низлагаются советы помышляющих злая на души наша и телеса». Единение всех в уповании на милость Богоматери, радость ощущения над собой Ее реального небесного покровительства составили содержание нового праздника, и иконы Покрова также стали чисто русским явлением — в византийской живописи икон на этот сюжет нет. 

Вглядимся в образ, созданный Иваном Бакановым в 1909 году. На фоне храма в облаке предстает Богородица, вокруг Нее в три яруса изображены свидетели чуда: ангелы, святители, апостолы, пророки, мученики. В первом ряду справа привлекают внимание два собеседника: тот, что помоложе, в красно-синем одеянии, слушает, тот, что босой, с бородой и всклокоченными волосами, указывая правой рукой на Богородицу, что-то объясняет. Согласно житию, Андрей Юродивый по ночам подолгу молился во Влахернском храме. И вот однажды, за час до полуночи, он увидел воочию, как Богородица, очень высокая, в окружении святых вошла со стороны царских врат и проследовала к амвону. Андрей подошел к своему ученику Епифанию и спросил: «Видишь ли ты Госпожу и Владычицу мира?» Отрок отвечал: «Да, отец мой духовный». После многочасовой молитвы Богоматерь вошла в алтарь, сняла с головы мафорий и, взяв его в руки, блистающий подобно янтарю, распростерла над стоящими в храме людьми. Долгое время продолжалось это видение, а потом Пречистая удалилась. 

Рядом с Андреем на иконе 1909 года изображен царь. Это правивший на момент произошедшего Византией император Лев Мудрый (866–912). В центре на амвоне показан юноша со свитком. Это преподобный Роман Сладкопевец, он не был свидетелем чуда и современником Андрея, однако его фигура обязательно присутствует в среднерусском изводе Покрова. Почему же? Не только потому, что Православная Церковь вспоминает этого удивительного святого — автора более тысячи молитв и гимнов — в тот же день 1 (14) октября. Известно, что поэтический, музыкальный и вокальный дар открылся у Романа, не имевшего ни слуха, ни голоса, после его горячего обращения к Божией Матери. В благодарность своей Покровительнице Роман Сладкопевец посвятил Богородице много песнопений, самое известное — кондак на Рождество Христово «Дева днесь Пресущественного рождает...», текст которого и приведен на свитке в руке Романа. Так что образ этого святого на иконе Покрова — словно главный аккорд в общем хоре, своего рода олицетворение темы прославления Богородицы. 

На иконе Богоматерь, согласно описанию чуда, держит в руках Свой благодатный покров. Этот вариант в русской иконографии называют среднерусским изводом (так писали ростово-суздальские и московские мастера). Здесь Богородица изображена не в молитвенной позе, а как бы приносящей жертву. Иконописец доносит до нас, что Божия Матерь действительно всю Свою земную и небесную жизнь приносит в жертву, непрестанно молясь о нас. Омофор Она держит Сама, что означает личное участие Божией Матери в спасении людей. В отличие от суздальских мастеров, новгородские иконописцы создали свой вариант: в их иконографии Покрова Божия Матерь стоит с воздетыми руками (поза Оранты), а распростертый покров держат над Ней ангелы, которые расположены справа и слева. 

В любом случае, какими деталями ни отличались бы иконы разных иконописных школ, молящиеся перед иконой Покрова Пресвятой Богородицы верят, что в любой беде им будет оказана всесильная помощь Богородицы и Ее Сына.

В акафисте есть такие слова, которые говорила Сама Богородица: «Приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего имя Мое на помощь, да не уйдет от лика Моего тощ и не услышан». Значит, о чем бы человек ни молился перед иконой Покрова, Пресвятая Дева пожалеет его, заступится перед Христом и покроет от всякого зла честным Своим омофором.

 «Православное Заволжье»