В храме в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов города Саратова в правом приделе во имя святителя и чудотворца Николая с давних пор хранится необычный образ Честного и Животворящего Креста. Он помещен на южной стене церкви — вторым по счету слева от большой иконы святителя Николая в киоте. Иконография образа не вполне традиционна — в центре изображен большой крест, ниже которого справа находится клеймо с образом святого великомученика и целителя Пантелеимона, а слева — клеймо с Испанской иконой Божией Матери. Сочетание этих икон — единственное в своем роде: они соединены в единое целое предположительно в связи со вполне определенными удивительными событиями, которые произошли в наших краях век с лишним назад.
Спустя ровно три месяца после начала Февральской революции, 23 мая 1917 года, в день памяти святителя Михаила исповедника, епископа Синадского (5 июня по новому стилю), в селе Корнеевка (второе название — Родники) Николаевского уезда Самарской губернии (ныне — в Краснопартизанском районе Саратовской области) произошло явление чудотворных икон — Испанской Божией Матери и великомученика и целителя Пантелеимона. Обстоятельства обретения икон были изложены в газетной публикации, в которой сообщалось, что живший в селе пленный австрийский солдат Петр Чердаш, присоединившись к Святой Православной Церкви и руководствуясь внушением свыше, на некоторой глубине целинной земли обнаружил Испанскую икону Божией Матери, которая стала обильным источником чудотворений.
Саратовское Братство Святого Креста на другой же день командировало уездного миссионера священника Олимпа Диаконова в соседний город Покровск, который относился тогда к Самарской губернии, для того чтобы он проверил газетное сообщение. Событие подтвердилось, и Братство Святого Креста направило на место явления икон, в село Корнеевку, протоиерея Павла Соколова и того же отца Олимпа. Итогом этой поездки стала публикация в «Епархиальных ведомостях» и выпуск отдельной брошюры «Сказание о явлении чудотворных икон Божией Матери, именуемой Испанской, и великомученика Пантелеимона в селе Корнеевке, Николаевского уезда, Самарской губернии», в которой путешественники подробно изложили обстоятельства явления икон, привели случаи чудесных исцелений, очевидцами которых им довелось стать, а также 31 случай чудесных исцелений, зафиксированных корнеевским священником Николаем Кубаревым.
Событие, засвидетельствованное большим числом чудотворений, сразу же стало известно всему православному Поволжью, а в село потоком потекли паломники, в частности, много было паломнических групп во главе с духовенством. Священномученик Михаил Платонов, настоятель Серафимовского храма в Саратове, также участвовал в одной такой поездке в село Корнеевку, и 31 августа 1917 года во время торжественного всенощного бдения произнес в сельском Покровском храме назидательное слово о прославлении этих икон.
В целях исследования этого явления предполагалось создать Синодальную комиссию, в которую должен был войти член саратовского Братства Святого Креста протоиерей Павел Соколов, но, по независящим ни от Священного Синода, ни от комиссии обстоятельствам, после произошедшего осенью 1917 года государственного переворота расследование не состоялось.
Сегодня мы можем утверждать, что необычная икона, хранящаяся ныне в храме в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов, была написана именно в связи с этим явлением икон в селе Корнеевка. Крест, композиционно объединяющий две иконы,— знамя саратовского Братства Святого Креста. Это объединение было создано по благословению епископа Иоанникия II (Руднева) за полвека до событий в Корнеевке; оно занималось распространением в народе истинно православной веры, опровержением еретических заблуждений, религиозно-нравственным образованием, организацией библиотек и бесед, христианской благотворительностью. Центром деятельности Братства Святого Креста был избран храм Страстей Господних — Киновия, символом-знаменем братства стал огромный крест с распятием Господа нашего Иисуса Христа. Согласно преданию, этот крест перенесли в новый Саратов из старого левобережного города. Он был обретен калмыками в некоем пустынном месте, близ речки Саратовки; калмыки известили о нем русских, а они взяли крест, принесли его в город и поставили в часовне. Стиль изображения распятия говорил о древности креста, но годы нисколько его не повредили. Крест находился в храме, а во время крестных ходов перед ним совершалась лития. Тогда отмечалось, что горожане «имеют полное благоговение к этой святыне». Ныне крест утрачен.
Судьба двух священников, ставших свидетелями и описателями чудесных событий в Корнеевке, была трагична.
Протоиерей Павел Соколов родился 3 июня 1863 года в селе Балтай Вольского уезда Саратовской губернии в семье священника. В 1885 году Павел Иванович окончил Саратовскую духовную семинарию, с 23 февраля 1886 года служил священником в разных храмах Саратовской епархии. В 1892–1913 годах отец Павел был Саратовским епархиальным миссионером. С 1913 по 1923 год — настоятель храма в Саратовском женском монастыре. В 1922 году, по словам митрополита Мануила (Лемешевского), «о[тец] Павел вел активную борьбу против обновленчества, громил с амвона его сторонников, а своих товарищей-священников убеждал не иметь общения с обновленцами. Выступил с большой речью на общем собрании саратовского духовенства, созванном по инициативе обновленцев, на котором присутствовало около пятидесяти священников и около двадцати пяти диаконов. О[тец] Павел говорил после главарей обновленчества и с полной убедительностью доказал явно незаконный, самочинный характер обновленческого Высшего Церковного управления (ВЦУ)». Когда в Саратове возник вопрос о хиротонии нового епископа, вдовый священник Павел Соколов постригся в монахи и принял имя Петр. 18 марта 1923 года тайно, в скиту, епископами Иовом (Рогожиным; † 1933), бывшим викарием Саратовской епархии, и Варлаамом (Пикаловым; † 1946), бывшим насельником саратовского Спасо-Преображенского монастыря, он был хиротонисан во епископа Сердобского. При встрече Патриарх Тихон сделал ему выговор за рукоположение без его разрешения, но в сане утвердил. В 1923 году Петр стал епископом Вольским, викарием Саратовской епархии. Имеются упоминания о том, что владыка в 1923 году также временно управлял Астраханской, Пензенской, Самарской и Уральской епархиями. В конце 1923 года успешно боровшийся с обновленчеством епископ Петр был арестован и отправлен на Соловки. Как и его собратья по лагерю, Петр в июне 1926 года подписал знаменитое обращение соловецких епископов к правительству. 25 ноября 1935 года его назначили архиепископом Воронежским. Арестован в ночь с 27 на 28 октября 1936 года. По сведениям зарубежных изданий, архиепископ Петр (Соколов) умер 16 мая 1937 года в возрасте 74 лет. Место смерти — воронежская тюрьма или лагерь — не установлено.
Священник Олимп Диаконов родился в 1867 году в селе Богородском Хвалынского уезда Саратовской губернии. Супруга отца Олимпа, Елена Федоровна, родилась 21 июня 1872 года. В их семье было пятеро детей. 5 июня 1889 года Олимп Яковлевич окончил Саратовскую духовную семинарию и был рукоположен во диакона к Вознесенской церкви уездного города Кузнецка. В 1890 году диакон Олимп был переведен в Саратов на должность эконома Духовной семинарии. Рукоположен в сан иерея в 1892 году, в 1902 году иерей Олимп был вновь перемещен в Саратов и назначен настоятелем Покровской церкви общежития Саратовской духовной семинарии с утверждением в должности его эконома. Служил на различных приходах. С 17 марта 1913 года состоял окружным миссионером города Саратова, а с 14 октября 1915 года и уездным; также он был членом миссионерского Братства Святого Креста. 7 февраля 1912 года отец Олимп по прошению был перемещен на место третьего священника к каменной трехпрестольной церкви в честь Воздвижения Честнаго Животворящаго Креста Господня. 3 июля 1912 года отец Олимп был избран председателем общества хоругвеносцев при кафедральном Александро-Невском соборе. После революции отца Олимпа неоднократно привлекали в Ревтрибунал для дачи свидетельских показаний по «Делу саратовского духовенства», позднее он из свидетеля стал обвиняемым — в «принадлежность к черносот[енному] союзу». Следствие по делу отца Олимпа продолжалось до осени 1919 года. 25 сентября 1919 года анархистами и эсерами в Москве были брошены две бомбы в помещение Московского комитета РКП(б) в Леонтьевском переулке. Был убит В.М. Загорский, бывший секретарем МК, а в 1910 году ведший партийную работу в Саратове, многие ранены. В ответ на это, согласно резолюциям Саратовского Совета и рабочей беспартийной конференции, Саратовская чрезвычайная комиссия на заседании 29 сентября 1919 года постановила «провести красный террор» и расстрелять 28 человек, среди которых были протоиерей Геннадий Махровский и священник Олимп Диаконов. Приговор был приведен в исполнение 30 сентября 1919 года на окраине саратовского Воскресенского кладбища.
Служивший в Корнеевке священник Николай Кубарев — непосредственный свидетель обретения иконы, первый, кто взял ее в руки — и члены церковного совета были расстреляны в 1937 году; Покровский храм в Корнеевке был стерт с лица земли, а чудотворные иконы, хранившиеся в нем, были утрачены. Тем не менее, несколько списков Испанской иконы, сделанных после ее обретения в Корнеевке, сохранились до нашего времени в храмах Саратовской епархии. Книга «Корнеевское чудо», вышедшая в прошлом году в г. Покровске (Энгельсе) по благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия, подробно знакомит читателя с историей икон и людей, с ними связанных. Сейчас в селе совершаются ежегодные торжества в честь обретения икон, и в этом году был заложен новый Покровский храм.
Чтимая икона в храме в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов города Саратова — одна из святынь, явленных когда-то Господом нашему народу для того, чтобы поддержать и укрепить его в непростые годы — накануне тяжких страданий и многих преступлений против духовно-нравственных основ, на которых всегда строилась жизнь нашего Отечества.
«Ведомости Саратовской митрополии», № 6, июнь 2019 г.