Как бы ни были тревожны наши дни, люди продолжают вступать в брак, создавать семьи. А может быть, в дни испытаний дороже становятся союзы, заключенные для вечности. Таинство Венчания – удивительное событие в жизни семьи, ее начало, щедро одаренное Господом. Каждая вещь, в нем использованная, глубоко символична. И может многое рассказать тем, кто приступает к Таинству с верой и молитвой.
Тихое пламя любви
Побеседовать об этом прекрасном Таинстве, которое вызывает тихую улыбку радости у каждого, даже у тех, кто в этот момент просто зашел в храм поставить свечи, я попросила священника Аркадия Махсумова. Батюшка – клирик Свято-Троицкого кафедрального собора Покровска – Энгельса Саратовской области. Он многодетный отец, с радостью вспоминающий свое Венчание, совершенное много лет назад. И пастырь, венчающий сегодня многих людей. Кроме того, он катехизатор собора, беседующий с теми, кто хочет заключить церковный брак.
Итак, предсвадебное волнение позади, все внимание на жениха и невесту, которым вручают особые венчальные свечи.
«В Таинстве Венчания люди приходят к Богу, объединяют свои жизни перед Ним. Из двух верующих превращаются в единое верующее существо. Брак – жертвенное служение Богу и друг другу, а символом жертвы является свеча, которая выгорает полностью. Ее пламя возносится к небу», – поясняет отец Аркадий.
Подобно тихому пламени свечи, супружеская жизнь должна устремлять мужа и жену к Небу, даря тепло и свет.
Обручальное кольцо
Сразу вспоминаются слова песни: «Обручальное кольцо – не простое украшение, двух сердец одно решение…». Обручение, строго говоря, не входит в Таинство Венчания, это чинопоследование предваряет его. Теоретически обручение можно провести раньше, дабы испытать намерение жениха и невесты.
«При Венчании супругов, которые много лет прожили в браке, этого чина нет. Ведь обручение давно уже состоялось, пусть и в государственном, а не в церковном браке», – добавляет батюшка.
Почему именно кольца? О чем они должны напомнить молящимся во время этого Таинства?
«Обручение – древняя традиция, сам перстень – признак власти, избранности Богом. Вспомним блудного сына, который возвращается в отчий дом. Отец дает ему на руку перстень как знак возвращения своего благоволения», – говорит отец Аркадий и напоминает цитату из первого Послания апостола Петра: «Вы род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2: 9).
Народ, посвятивший себя Богу, должен быть по отношению ко всему остальному миру проповедником, примером духовной жизни для окружающих. Так же и христианский брак должен быть по-настоящему миссионерским, супруги должны проповедовать без лишних слов, самим примером своего чистого жития, исполненного любви к Богу и друг к другу.
Венцы – залог будущих заслуг
Начинается Таинство Венчания. И после положенных молитвословий на головы брачующихся возлагают венцы, собственно и давшие название Таинству.
«Венцы – тоже царский символ, а еще символ награды победителей. Венцы в христианской жизни – награда за благочестие и добродетели, за послушание Богу, за терпение и смирение, – поясняет мой собеседник. – Молодоженам, стоящим еще в самом начале брачной жизни, эти венцы одевают скорее как залог будущих заслуг. Это знак великого доверия Царя Небесного. Взирая на них, человек должен понимать, что удостоен Богом великой награды. Нести ее нужно трепетно и благоговейно, чтобы семейная жизнь была достойна этих благ».
Преподобный Нектарий Оптинский пишет:
«Счастье в брачной жизни дается только тем, кто исполняет заповеди Божии и относится к браку как к Таинству христианской Церкви».
И пусть венцы на головах жениха и невесты возложены лишь на небольшой срок, глубокая взаимная любовь увенчивает проходящих этот путь достойно и с Божией помощью.
Общая чаша
Много раз отмечала, что, когда Венчание совершает наш архипастырь, епископ Пахомий, он, подавая корец с вином жениху, тихо советует: «Пей побольше». Заботится о невесте, которой это вино допивать. Кого-то употребление вина в таком количестве в храме может даже удивить. Что это – просто веселящий сердца молодых напиток или тоже какой-то глубокий символ?
«На Ближнем Востоке вино – это прежде всего лекарство, – отвечает отец Аркадий. – Во времена земной жизни Спасителя вино было и консервантом, и антисептиком. Вином оживляли воду в колодцах после холеры и других эпидемий. Культура потребления вина была иная, вино разбавляли водой, никто его ведрами не пил. Опьянение даже в языческой культуре считалось чем-то неприличным. Вино – это еще и символ ожидания, ведь его получают не сразу, виноделие – долгий процесс. Вино – это нечто и сладкое, и горькое одновременно».
Нетрудно заметить, как много глубоких мыслей и сравнений с браком рождает это описание. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) так пишет об этом:
«При венчании пьют общую чашу: вино, смешанное с водой, пьют до дна. Вино – радости совместной жизни, вода (и ее больше) – общие горести, беды и боли. Розы будут лишь в начале пути, а терния (их не избежать ни одной семье) проявятся позднее. Но количество их и болезненность будут зависеть от вашей мудрости, а главное – любви. Если в ваши чувства входит апостольское определение понятия любви, то от счастья будете недалеко».
Однако есть и еще один смысл в употреблении вина молодоженами.
«Вино – это еще и напоминание о тех временах, когда Венчание, как и Крещение, было частью Литургии. Венчающие причащались из одной Чаши, становясь единым целым во Христе. В наши дни церковным людям хорошо бы причаститься Христовых Таин, а затем приступить к Таинству Венчания, вполне возможно в один и тот же день. А вот люди нецерковные, которых привлекла скорее внешняя красота церковного брака, часто о Таинствах впервые узнают на беседе со священником перед Венчанием», – делится батюшка.
Но в этом нет ничего страшного, Господь ведет каждого человека к Себе особым, Ему одному понятным путем.
«Я встречал супругов, которые, узнав о смысле Венчания, так были им вдохновлены, что пришли к вере, стали нашими постоянными прихожанами. Стоит отметить, что среди венчающихся я такую осознанность встречаю чаще, чем у тех, кто собирается стать крестными родителями», – добавляет отец Аркадий.
Батюшка вспоминает и свое Венчание:
«Оно состоялось в начале нашей семейной жизни с Наташей и полностью по ее инициативе. В ее семье отношение к браку было очень серьезным. И у матушки моей было с детства понимание, унаследованное от бабушки и мамы: обязательно нужно венчаться. Я тогда мало чего и о вере, и о храме знал, просто уступил ее настойчивости. Но именно тогда, во время Венчания, моего сердца коснулась благодать Божия. Именно тогда, как я теперь понимаю, начался путь, который привел меня впоследствии и к осознанной вере, и к священству».
«Святи мученицы…»
Есть в Таинстве Венчания момент, который как раз о священстве и напоминает, – троекратное хождение вокруг аналоя с пением тропарей. Эти же песнопения, только в другом порядке, поет хор, когда пастырь обручается своей пастве. Только священника водят вокруг Престола, а супругов – вокруг аналоя в центре храма. Впрочем, он тоже символизирует Престол.
«Святи мученицы, иже добре страдавше и венчашеся, молитеся ко Господу спастися душам нашим», – этот тропарь поют особо проникновенно, он всегда обращает на себя внимание.
«Мученичество – один из символов брака. Супружество – это, конечно, радость, но в то же время и боль, и терпение. Это служение, принятие своего креста, распятие своего эгоизма ради блага своей семьи», – объясняет отец Аркадий.
* * *
Впереди поздравление гостей, брачный пир (и приходящее на ум воспоминание о первом чуде Христа в Кане Галилейской), радость близких и трепетное счастье новобрачных. Но самое главное уже свершилось – начался единый путь двух людей, когда-то и не знавших о существовании друг друга. Путь, который должен сделать их единым целым и привести к Престолу Божию.
«Сделай свой дом небом; а сделаешь это не тогда, когда переменишь стены или переставишь основание, а когда призовешь к своей трапезе Самого Владыку Небесного. Бог не презирает такие вечери. Где духовное учение – там и смиренномудрие, и честность, и скромность; где муж, и жена, и дети в согласии и любви соединены узами добродетели – там посреди Христос», – наставляет супругов святитель Иоанн Златоуст.