Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Невыученные уроки
Просмотров: 3003     Комментариев: 0

С 22 марта телеканал «Россия­ 24» показывал 18-­серийный документальный фильм митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова) «Гибель Империи. Российский урок». Фильм доступен для просмотра на сайте Сретенского монастыря «Православие.ру» и на ряде других Интернет-ресурсов. Этот фильм следует посмотреть каждому, кто хочет разобраться в том, что же все-таки произошло с Россией в феврале рокового 1917 года, как она сорвалась в «окаянные дни», навсегда разделившие ее историю на «до» и «после».

Собственно, человеку, который интересуется данным периодом, многие материалы, вошедшие в фильм, хорошо знакомы, что неудивительно. В конце концов, в стране с начала 1990‑х издают мемуарную и исследовательскую литературу, посвященную тем событиям — пора бы уже что-то знать. Я имею в виду, разумеется, книги, недоступные прежде, потому что о революции и в советское время писали, причем тоннами, только вот что именно писали… Приходят на память строки из «Принца Каспиана» К. Льюиса: «Та “история”, которой учили в Нарнии во времена правления Мираза, была скучнее самого правдивого рассказа и фантастичней самой захватывающей приключенческой книжки». Мы, тогдашние студенты, называли эти «истории» сказками тетушки КПСС.

Но вот в начале 1‑й серии владыка Тихон зачитывает цитату из учебника 2018 года издания (предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей вузов) — и словно оказываешься во временах стародавних. «Нищета», «отсталость», «военная разруха» и далее со всеми остановками. Словно не было тридцати лет гласности… Нет, были! Разница в том, что теперь обмануть можно лишь тех, кто «сам обманываться рад». Ну а цитата из такого вот «учебника» — яркое свидетельство того, насколько нужен, своевременен снятый владыкой Тихоном фильм. Потому что урок Февраля, оказывается, не выучен. И он, в частности, в том, что если постоянно поливать грязью свою страну, выискивая в ней недостатки, настоящие, а больше мнимые, то из этого может получиться то же, что получилось тогда. (Не сравниваю, разумеется, нынешнюю экономическую и прочие ситуации с тем, что было в России в 1913 году: да чтоб мы так жили, как в ту пору страдали «под гнетом царизма»!)

Но вот — мировая война. Событие, безусловно, страшное, трагическое. Однако не Россия войны хотела и ее затевала, и в фильме это прекрасно раскрыто. Государь всеми силами стремился предотвратить беду. Но русская разведка знала, знал и он, что Германия готовится к войне. Вильгельм требовал остановить русскую мобилизацию, но тогда бы нас просто взяли голыми руками. Царь мобилизацию не остановил, и война началась. (Кстати, диванным стратегам, любящим рассуждать о том, что не стоило лезть на рожон «из-за какой-то Сербии», стоит вспомнить афоризм У. Черчилля: «Тот, кто избирает позор вместо войны, в конце концов получит войну вместе с позором». А война бы началась, даже если бы Сербии вообще не было на карте).

«Голод народных масс» — один из самых лживых и живучих мифов о той эпохе. Но, как известно, Россия — единственная из всех воюющих стран — не вводила хлебные карточки. Ограничений не было и на другие продукты. (Из-за введенного на время войны «сухого закона» ограничили только продажу сахара). Однако до сих пор нередко можно услышать вопрос: «Если не было голода, почему же произошла революция?». Работает, работает, видно, учебник, с цитаты из которого начинается фильм. Никак не доходит до верящих этим учебникам, что революции делают не голодные, а сытые. Голодным не до революций, им бы выжить. В том же самом городе на Неве, уже в другую вой­ну, блокадная норма хлеба составляла сто двадцать пять грамм на сутки — и революции почему-то не было. Зато в начале февраля 1917-го петроградские газеты сетовали, что на рынке плохо с лимонами и совсем пропали ананасы…

Вздор о «военной разрухе» опровергает себя сам, достаточно посмотреть на карту: где были немцы на нашей территории в Первую мировую войну и где — во Вторую. В 17-м, накануне Катастрофы, Россия вместе с союзниками стояла на пороге победы. Это факт, отрицать который бессмысленно. Красноречивыми словами начальника германского генштаба Э. Людендорфа озаглавлена 7-я серия: «Наше поражение казалось неминуемым». Если учесть, что Россия удерживала на своих фронтах почти половину немецких дивизий, то понятно, почему немцы были очень даже заинтересованы в русской революции и не жалели на нее ни денег, ни усилий. Того же, со своими целями, желали нам и наши друзья-союзники; это были такие друзья, с какими врагов не надо. Все так, но владыка Тихон подводит зрителей к главному: ни немцы, ни союзники ничего бы не смогли сделать, если бы наши предки сами не ввергли свою Родину в бездну.

«Россия может быть побеждена лишь действием внутренних раздоров», — говорил К. Клаузевиц. Так и случилось. В фильме показано, как работали эти механизмы разрушения. Революция, по слову выдающегося русского философа С. Л. Франка, стала религией русского общества. (В сущности, о том же самом в присущей ему иронической манере писал поэт-юморист Дон-Аминадо в статье «О птицах»: «…время было такое, что ежели, скажем, гимназист четвертого класса от скарлатины умирал, то вся гимназия пела: “Вы жертвою пали в борьбе роковой…”»). Это была настоящая мания, эпидемия безумия, охватившая — без всяких рациональных причин — множество людей, и об этом тоже говорится в фильме. Но последствия революционного беснования всегда непредсказуемо ужасны, и печально, если этот урок Февраля не будет нами усвоен. Тот же Дон-Аминадо пророчески предрекал в стихотворении с красноречивым названием «Про белого бычка»: «И вкруг оси опишет новый круг/История, бездарная, как бублик./И вновь на линии Вапнярка-Кременчуг/Возникнет до семнадцати республик».

Мощным оружием разрушения была сплетня. Сочинять и передавать клевету о царской семье, о близких к ним людях, о членах правительства стало любимой забавой русского общества. Одна из серий фильма названа строкой И. Л. Солоневича: «Россию погубила сплетня». О чем говорить, если так называемый монархист В. Пуришкевич пачками развозил по фронтам листовки с этими самыми сплетнями? А другой монархист, В. Шульгин, состоявший, кстати, в Прогрессивном блоке Государственной думы — главном двигателе февральского переворота — потом явился на станцию «Дно» принимать акт отречения у царя, по сути, свергнутого с престола. (Причем в компании со злейшим врагом государя А. Гучковым). На кого было опереться царю, когда предавали все — родственники, так называемые монархисты, командующие фронтами, втянутые в заговор политиканами?

22 февраля царь уехал в Ставку. На следующий день, как по свистку, в Петрограде начались беспорядки. Председатель Думы М. Родзянко царя фактически дезинформировал, приказы монарха не выполнялись. Будь государь в столице, ничего бы не было. Но те, кто должен был подавить бунт, этого не сделали. И случилось то, что случилось. Последнюю серию, «Святая Псалтырь: Даст тебе Господь по сердцу твоему», владыка Тихон посвятил выводам из февральского урока.

Закончу двумя цитатами из воспоминаний свидетеля событий тех дней, И. Л. Солоневича: «Стотысячные стада совершенно свободных граждан толклись по проспектам петровской столицы… Они были счастливы — эти стада. Если бы им кто-нибудь тогда стал говорить, что в ближайшую треть века за пьяные дни 1917 года они заплатят десятками миллионов жизней, десятками лет голода и террора, новыми войнами — и гражданскими, и мировыми, полным опустошением половины России, — пьяные люди приняли бы голос трезвого за форменное безумие… На Невском проспекте столпилось тысяч пятьдесят человек, радовавшихся рождению революции, конечно, великой и уж наверняка бескровной: какая тут кровь, когда все ликуют, когда все охвачены почти истерической радостью: более ста лет раскачивали и раскачивали тысячелетнее здание, и вот, наконец, оно рушится… Вот так… были пропущены первые, еще робкие языки пламени всероссийского пожара. Их можно было потушить ведром воды — потом не хватило океанов крови». И он же в другом месте предупреждал: «…не флиртуйте ни с какой революцией. Не щеголяйте ни в каких гостиных никакими фейерверками революционного красноречия. Сгорит ваша гостиная — это бы еще полбеды. Но сгорит и ваша детская… И постарайтесь вспомнить тихого и забытого Автора: “Берегитесь волков в овечьих шкурах: по делам их узнаете их”» (ср.: Мф. 7, 15–16).

Газета «Православная вера», № 10 (678), май 2021 г.