Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Небо земное
Просмотров: 500     Комментариев: 0

Много у Церкви Христовой святых, но Пресвятая — только одна. Ни одного из людей не славит Церковь так высоко, как Деву Мариам из Назарета — как Пречистую Матерь Господа нашего Иисуса Христа. И бесплотных духов, Ангелов, выше Она, оттого и поет о Ней Церковь: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем».

Сейчас мы приближаемся к великому празднику Успения Пресвятой Богородицы. Это последнее торжество церковного года — индикта; а первое — Рождество Пресвятой Богородицы, его мы встретим 21 сентября. Успение не просто конец, но венец земного пути Пресвятой Девы. Священное Предание говорит нам, что тело Ее не узнало тления: на земле нет Ее останков, Ее мощей, благоговейно хранятся лишь некоторые принадлежавшие Ей вещи. Она первой по Воскресении и Вознесении Своего Сына вошла в Царство Небесное в человеческом духовно-телесном единстве, в преображенной плоти. То, что произойдет с нами по Втором пришествии Господа, по всеобщем воскресении, с Нею произошло сразу по Успении и погребении Ее апостолами. «Небо земное в небесное и нетленное селение вселяемо», — говорит канон утрени на Успение Пресвятой Богородицы. Ее смерть в каноне именуется прехождением (переходом) от временной жизни к вечной, Божественной — туда, где Она будет «в веселии Сына зрети».

Праздник Успения в Церкви называют Богородичной Пасхой, потому что это продолжение победы Христа над смертью; это знак, знамение для всех нас: не бойтесь, ибо смерти нет. Пречистая Дева — «Предстательство христиан непостыдное, Ходатайство ко Творцу непреложное» (кондак молебного канона Пресвятой Богородице) — войдя в Царство Небесное, молится там о каждом из нас. И даже в лютые грехи впав, не должен человек отчаиваться, а должен помнить: у него есть Заступница, Которая, как сказано в молитве преподобного Макария Великого, подражает человеколюбию Своего Сына и потому «молящися не престает».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал, что мы ужаснулись и устыдились бы своей лености и небрежности в молитве, если бы видели молитву Пресвятой Девы. И это воистину так: Она молится о каждом из нас так, как никто из нас сам о себе не молится.

И при всем этом Она — такой же человек из плоти и крови, как мы все. Она носила ту же падшую природу, что и мы, Она с рождения Своего была так же уязвима для греха, подвержена страданию, старению и смерти, как каждый из нас. «Зачалась и родилась Дева Мария в погибели, в падении, в узах вечной смерти и греха, родилась в состоянии, общем всему человеческому роду…» — пишет святитель Игнатий (Брянчанинов) в своем труде «Изложение учения Церкви о Божией Матери». Святитель отмечает, что «Богоматерь по зачатию и рождению Своему соделалась причастницею первородного греха и греховного яда, которым в праотцах заразился весь род человеческий», и подчеркивает, что, «несмотря на праведность и непорочность жизни, которую проводила Богоматерь… грех и вечная смерть проявляли в Ней свое присутствие и владычество». Мы, привыкшие видеть в Пречистой высшее христианское совершенство и относиться к Ней трепетно, можем испытать даже некоторое потрясение, читая толкование святителя Иоанна Злато­уста на 12‑ю главу Евангелия от Матфея: Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? (Мф. 12, 46–48). Константинопольский архиепископ подвергает поведение Матери Иисуса довольно строгой критике: «Поступок Ее происходил от излишней ревности к правам Своим. Ей хотелось показать народу Свою власть над Сыном, о Котором Она еще не думала высоко; а потому и приступила не во время…». Трудно сказать, насколько эта критика справедлива для конкретной ситуации. Здесь важнее другое: святитель Иоанн, почитавший и любивший Пресвятую Деву ничуть не менее, чем всякий подлинный христианин, вполне допускал совершение Ею ошибки, проявление в Ней слабости… Как и во всяком другом человеке!

В том-то и заключается земной подвиг Девы Марии: при общей со всем человечеством греховной природе, при обычной человеческой уязвимости Она смогла достичь такого смирения, такой чистоты и святости, что Ее избрал Сам Бог, что Он оказал Ей высочайшее в истории человечества доверие.

Об этом очень хорошо говорит святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский, в своей работе «Как Православная Церковь чтила и чтит Божию Матерь». Критикуя католический догмат о том, что Дева Мария родилась уже очищенной, свободной от первородного греха, он пишет: «Это учение, по-видимому, имеющее целью возвысить Богоматерь, в действительности совершенно отрицает все Ее добродетели. Ведь если Мария еще во чреве матери, когда еще не могла и пожелать чего-нибудь доброго или злого, была благодатию Божией сохранена от всякой нечистоты, потом той благодатию сохранялась от греха и после рождения, то в чем же Ее заслуга? Если Она была поставлена в невозможность согрешить и не согрешила, то за что же Ее Бог прославил? Если Она без всякого усилия или не имея никаких побуждений согрешить осталась чистою, то за что же Она увенчана больше всех? Победы без неприятеля не бывает». Святитель обращается к святоотеческому наследию и напоминает о том, что «никто из древних святых отцов не говорит, что Бог чудесным образом еще в утробе очистил Деву Марию, а многие прямо указывают, что Дева Мария, как и все люди, претерпела борьбу с греховностью, но явилась победительницей над соблазнами и спасена Своим Божественным Сыном». Она, как и мы все, нуждалась в спасении и Спасителе — и, опять же, как мы все, должна была готовить Себя ко встрече с Ним.

Итак, вот что завещала нам Пресвятая Богородица: внутренний труд, борьбу с действием греха в себе. Эта боль, эта борьба известны Ей на собственном Ее человеческом опыте. И на том же опыте Ей известно, как отзывается на наши усилия Господь, как посылает Он Свою благодать в помощь трудящемуся и кающемуся — дабы она, благодать, сделала то, что сам человек, как бы ни трудился, с собою сделать не может. Святитель Игнатий в упомянутой уже работе говорит о том, что чистой Мария сделалась Сама — по Своему свободному выбору, благодаря трудам и молитвам; но вот Пречистой («чуждою всякой скверны помышляемой и ощущаемой… благодатно-чистою, духоносною, божест­венною Девою») ее сделала снизошедшая на Нее благодать Святого Духа. 

* * *

О земном пути Пресвятой Девы нам известно, по сути, совсем немного. Церковь хранит предание о Ее рождении, о Ее посвящении Богу — Введении во храм — и о Ее Успении. В Евангелии всего несколько эпизодов, непосредственно связанных с Нею… Но в этих эпизодах — главное и глубочайшее о Ней.

Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38) — так отвечает Мариам Ангелу, возвестившему Ей о грядущем рождении Сына. Тихая трудолюбивая Девочка, обрученная старцу Иосифу, Она послушна Богу до конца; мы должны понимать, на что Она соглашается. Что она скажет людям, что будет объяснять Иосифу, когда Ее беременность станет явной? Кто поверит Ее рассказу о явлении Ангела? Ветхозаветный закон был беспощаден к девушкам, утратившим девство до брака: Если же сказанное будет истинно, и не найдется девства у отроковицы, то отроковицу пусть приведут к дверям дома отца ее, и жители города ее побьют ее камнями до смерти, ибо она сделала срамное дело среди Израиля, блудодействовав в доме отца своего; и так истреби зло из среды себя — так говорит книга Второзаконие (Втор. 22, 20–21). Напомним, что Мария воспитывалась не в доме отца, а в храме, потому ее могли обвинить в преступлении еще более гнусном…

О той драме, которая произошла в доме праведного Иосифа и которая разрешилась явлением Иосифу Ангела, евангелист Матфей (см.: Мф. 1, 18–24) сообщает скупо; он не пишет о том, чего стоило всё это Богоневесте, какой ужас Ей тогда пришлось перенести. Мы можем только догадываться, что доверие к Богу спасало Ее и в самые тяжелые часы. Итак, вот еще один Ее урок: послушание и полное доверие Отцу во всех мыслимых и немыслимых обстоятельствах. 

* * *

Ни одна из земных матерей не задаст вопроса, почему Мария стояла у Креста — в то время как все апостолы, кроме Иоанна, попрятались, а Петр отрекся от Учителя. У любой матери ответ на этот вопрос уже есть, и он прост: «Я бы тоже стояла».

Матери не от чего прятаться и некого бояться: самое страшное, что могло с Нею произойти, уже происходит. Пресвятая Дева, Мариам из Назарета, приняла здесь, на земле, величайшее материнское страдание. В скорбных песнопениях Страстного Пятка мы слышим, может быть, лишь его отголосок. Но во всякой нашей земной скорби мы можем вспомнить, как страдала Она — и следом убедиться в Ее сострадании нам. «Приступая молиться Царице Богородице, прежде молитвы будь твердо уверен, что ты не уйдешь от Нее, не получив милости. Так мыслить и так быть уверенным относительно Ее достойно и праведно. Она — всемилостивая Матерь всемилостивого Бога-Слова, и о Ее милостях, неисчетно великих и бесчисленных, возглашают все века и все Церкви христианские; Она точно есть бездна благостыни и щедрот» — такое духовное завещание нам оставил святой праведный Иоанн, пастырь Кронштадтский.

Эпизодов, в которых мы слышим голос Богоматери, в Евангелии совсем немного. Один из них — это первое чудо Христа, превращение воды в вино на браке в Кане Галилейской (см.: Ин. 1, 2–10). Помните: что Он скажет вам, то сделайте… И это Ее завет всем нам — на все времена, до скончания века.

 Газета «Православная вера», № 08 (736), август 2024 г.