Мы знаем из Евангелия, что взрослые не должны препятствовать детям приходить ко Христу — об этом говорит Сам Спаситель. Однако и у самих детей, и у взрослых с детьми возникает в приобщении к церковной жизни немало трудностей. Вопросы о некоторых типичных сложностях, которые часто задают родители, мы адресовали священнослужителям Саратовской епархии.
Нужно ли писать исповедь вместе с ребенком, объяснять ему, какие он совершил грехи?
Отвечает священник Василий Куценко, клирик Петропавловского храма г. Саратова:
— Детская исповедь — сложная тема. И еще более сложен вопрос о границах участия родителей в подготовке к исповеди. Христианское воспитание ребенка — прямая обязанность родителей. Логично предположить, что маме и папе нужно будет объяснить подросшему чаду, что теперь перед причастием надо исповедоваться, и рассказать, как это делать. Вот только донести до ребенка истинный смысл Таинства Исповеди может быть гораздо сложнее, чем «подсказать» ему его же грехи.
«Уроки не выучил», «в компьютерные игры целый день играл», «бабушке нагрубил»… Записывая свои прегрешения под родительскую диктовку, ребенок быстро поймет, что именно нужно говорить на исповеди. Вернее, что взрослые хотят от него услышать на исповеди. И будет раз за разом это воспроизводить. Но правильно ли это?
Детская исповедь не должна превращаться в жалобу родителей на своего ребенка, который и помогать ленится, и двойки из школы приносит. Лично я против того, чтобы ребенку говорили: обязательно скажи об этом и о том. Говорить о грехах с детьми нужно, но лучше использовать отвлеченные примеры. Например, повесть Клайва Льюиса «Лев, колдунья и платяной шкаф» из серии «Хроники Нарнии» может стать прекрасной основой для разговора о добре и зле, обиде, лжи, предательстве, раскаянии, мужестве. Когда ребенку станут понятны и близки эти категории, он сам начнет соотносить с ними свою жизнь.
Что делать, если ребенок не может стоять смирно за богослужением — балуется, выбегает во двор? Уводить ли его со службы, чтобы не смущать других людей, или всё же возвращать на место и понуждать к молитве?
Отвечает священник Ярослав Коздринь, клирик Покровского храма г. Саратова:
— «Ребенок в храме» — это не проблема ребенка, а проблема нас, взрослых. Проблема нашего терпения, внимания, рассудительного подхода к воспитанию детей. Могу поделиться несколькими личными соображениями с позиции родителя «церковного непоседы». Во-первых, если я иду в храм с ребенком, то сразу внутренне готовлюсь к тому, что отдаться богослужению всецело не смогу, потому что придется за своим чадом постоянно следить. И поэтому не злюсь ни на ребенка, ни на себя, ни на прихожан. Понимаю, что мое послушание по храму на сегодня — родитель. Выберу время — приду и помолюсь сам. Во-вторых, участие в богослужении для ребенка должно быть сообразным его силам: например, брать дошкольника на утреню Великого Пятка с чтением двенадцати Страстных Евангелий, скорее всего, не стоит. В-третьих, если в эмоциональном состоянии ребенка пройдена «точка невозврата» и он вас не слышит, из храма желательно на время выйти, успокоить себя и его и затем снова вернуться на службу. В воспитании очень важна последовательность со стороны взрослого. Если ребенок поймет, что церковная служба — неотъемлемая часть вашей общей жизни, то со временем поведенческие проблемы исчезнут.
Теперь посмотрим с точки зрения «потерпевшей стороны» — служащего духовенства и взрослых прихожан. Признаемся себе, что наше возмущение по поводу нарушения ребенком порядка в храме мы справедливо можем отнести… и к самим себе. Есть одна притча. Некий путник, оказавшись в дороге рядом с храмом, зашел на службу помолиться. В церкви он увидел, что каждый из молящихся чтонибудь держит в руках: кто топор, кто кастрюлю и так далее. Он решил, что здесь такой местный обычай. Вышел из храма, снял с лошади седло и вошел с ним обратно, чем вызвал возмущение окружающих. Оказывается, Господь открыл путнику мысли людей, которые вроде бы молились в храме, но умом своим были погружены в быт. Поэтому, когда в храме слышно капризного ребенка, помедлим с осуждением и ропотом и подумаем о том, что наш «сокровенный сердца человек» тоже во время службы не только молится, а иногда шалит и капризничает.
Как расценивать то, что младенец кричит и вырывается во время причащения? Что с этим делать?
Отвечает священник Андрей Солодко, настоятель храма Новомучеников и исповедников Саратовских г. Саратова:
— Ребенок может кричать и плакать у Чаши по разным причинам, и самая распространенная из них заключается в том, что малыш, оказавшись в незнакомой обстановке, среди звуков пения, в окружении множества людей, испытывает чувство страха. Младенцы, которых причащают регулярно, ведут себя обычно совершенно спокойно и принимают Причастие с радостью, с улыбкой на устах.
Здесь может быть и еще одна причина: духовное состояние ребенка. В младенчестве оно особенно сильно зависит от духовного состояния родителей. Если мама и папа ребенка сами регулярно исповедуются и причащаются, молятся дома, стараются посещать воскресные и праздничные богослужения, таких проблем обычно не возникает.
Как объяснить ребенку, что такое Причастие, нужно ли говорить, что это Тело и Кровь Христовы? Не рискуют ли родители травмировать таким образом детскую психику?
Отвечает священник Дионисий Каменщиков, настоятель Свято-Ильинского храма на Ильинской площади г. Саратова:
— Это вопрос неоднозначный. Детей, которые растут в Церкви и причащаются с младенчества, слова про Тело и Кровь Христовы обычно не шокируют и не травмируют — для них это уже чтото знакомое, то, что они так или иначе слышали от взрослых, на службе. А вот с ребенком, которого впервые привели причащаться в сознательном возрасте, такой риск есть. Знаю случай: одному мальчику родители доходчиво объяснили, что в храме он будет вкушать Тело и Кровь, и, настаивая, отвели к Чаше. Он послушно причастился, вышел из храма после службы и выплюнул Причастие на землю. Хорошо, что родители сориентировались, сказали об этом священнику, и удалось частицы Тела и Крови собрать и сжечь в соответствии с церковными правилами.
Какие же слова подобрать? Считаю, что в любом случае недопустимо говорить: «Иди, тебе там дадут хлебушек и компотик», — таинство должно быть в детском сознании именно таинством, иначе мы можем заложить совершенно неправильное понимание того, что происходит в Церкви. Думаю, для начала можно сказать не совсем понятно для ребенка, но верно по сути: что мы принимаем Святые Дары. Даже дошкольнику будет ясно, что Дары — это что-то хорошее от Бога. И сначала ребенку этого может быть достаточно, а когда появятся вопросы, это будет поводом для уже более подробного разговора о Евхаристии, о том, что мы принимаем под видом хлеба и вина, — и тогда эти слова лягут на подготовленную почву. И конечно, родителям нужно тоже причащаться — тогда для ребенка участие в таинстве станет не внешним требованием, не чем-то непонятным и даже пугающим, а частью его жизни.
Газета «Православная вера», № 22, ноябрь 2020 г.