Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Не растерять благодать
Просмотров: 4818     Комментариев: 1

Как правильно подготовиться к Причастию? Должна ли эта подготовка сводиться к чтению молитв? Как часто нужно посещать церковь в период подготовки к Причастию? Как правильно вести себя накануне и в день Причащения? На эти и другие вопросы отвечает духовник Саратовской епархии протоиерей Владимир Пархоменко.

Христианин вообще должен жить Причастием, Евхаристией. Господь сказал: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6), поэтому совершенно естественно, что тот, кто хочет идти этим путем, жить с Богом, должен причащаться Животворящих Таин Христовых.

Если христианин осознает, насколько высоко таинство, к которому он собирается приступить, сколь бесценны те благодатные дары, которые нам в нем даются, если он понимает, что Евхаристия — это встреча со Христом, то, конечно, он будет готовиться к этой встрече тщательно. Ведь не возникает же у нас сомнения в том, что мы должны серьезно подготовиться к важным событиям мирской жизни, например, поступлению в вуз или к праздничному торжеству — свадьбе, юбилею. Тем более тщательной и серьезной должна быть наша подготовка к главному экзамену и главному торжеству нашей жизни — встрече со Христом.

Однако подготовка не должна сводиться к формальному исполнению некоего количества правил, пусть даже этих правил много. Приведу такой пример. Когда-то на Руси существовал благочестивый обычай — перед Причастием непременно помыться в бане. Обычай полезный, ничего плохого в нем нет, но если мы этот обычай сделаем правилом, обязательным к исполнению, то получится ерунда. Нет, мыться перед каждым Причастием не обязательно.

Обязательно — не тело вымыть, а душу очистить в Таинстве Покаяния. У святых отцов есть хороший образ: исповедь — это вторая баня после крещения. Эта баня должна предшествовать Таинству Причащения.

Духовная подготовка христианина к Приобщению связана, конечно, и с богослужением. Если ты хочешь причаститься, то хотя бы один церковный день нужно посвятить службе. Церковный день у нас начинается с вечера. Поэтому те, кто готовятся к Причастию, должны побывать на вечернем богослужении, которое совершается накануне. Это минимум. Конечно, можно и больше: если есть желание, можно всю предшествующую неделю на все службы ходить каждый день. Но в большинстве случаев человеку, живущему в миру, такого графика придерживаться тяжело. Для мирян достаточно посещать службу в субботу и воскресенье.

Иногда нам трудно выйти из состояния суеты: у многих ведь такой график, что они вынуждены работать даже в субботу. Но в этом-то и помогает человеку богослужение: вдумываясь в смысл того, что происходит на всенощном бдении и Божественной литургии, мы с Божьей помощью можем «отложить попечения», отрешиться от проблем, сосредоточиться на главном.

* * *

Обязательно перед Причастием помолиться дома. По сложившейся традиции, молитвенная подготовка современного христианина состоит в том, чтобы прочитать три канона и Последование ко Святому Причащению. Но нужно помнить, что молитвенное правило — это средство. А цель наша состоит в том, чтобы через исполнение правила научиться молитвенному горению. Важно, чтобы требование — вычитать определенное количества молитв — не лишало человека ощущения, что он предстоит перед Живым Богом. Ведь молитва — это общение с Богом, внутреннее предстояние перед Ним. Духовная жизнь осуществляется только через молитву. Человек задуман Богом как молящийся. Ведь у нас даже есть учение о безмолвной молитве: когда человек не молится внешне, внешне он занят каким-то делом, а внутренне он все равно перед Богом стоит. Чтобы молитвенное правило не стало формальным, нам нужно и относиться к нему не формально, а уже способы решения проблемы, как сделать молитву живой, могут быть разными.

Молитвенное правило — это не то, что дано раз и на всю жизнь. Оно может меняться в связи с жизненными обстоятельствами. Рождение ребенка, смена работы, иные ситуации — все это может изменить ваше сложившееся уже молитвенное правило. О молитве вообще нельзя думать, как о правиле. Современному человеку даже слово «правило» вредит, потому что он связывает его со словом «обязанность», а не со словом «правильно».

Духовная жизнь — это творчество. Но, конечно, прежде, чем что-то в своем правиле изменить, заменить, дополнить, нужно посоветоваться со священником, с духовником. Есть ведь еще и искушения, и духовная борьба, и воздействие падших духов — из-за них при чтении правила может возникать уныние.

* * *

Самое главное перед Причастием — примириться со всеми, чтобы в душе был мир. Об этом прямо говорится в Евангелии: если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 23–24).

Это не всегда просто. Главное — самому сделать первый шаг: позвонить и попросить прощения. А если вам ответят: нет, не будет тебе прощения, то это уже проблема того человека, который почему-то не умеет или не хочет прощать. А для вас главное — то, что вы сами сделали шаг к примирению.

Конечно, речь здесь идет о крупных, серьезных конфликтах. Если произошла мелкая размолвка, не стоит обращать на это внимание и обзванивать всех знакомых подряд. Главное, чтобы все происходило естественно, без налета театральности, чтобы просьба о прощении не превращалась в ритуальное действие. Когда человека обличает совесть, он сразу это чувствует. Обратите внимание, в евангельском тексте человек вспомнил о том, что обидел другого, именно перед алтарем — вдруг, неожиданно. Таким образом, видение этого греха стало для человека, собравшегося принести жертву, даром Божиим, необходимой помощью от Него.

Естественно, молитвенная подготовка предполагает минимум внешних развлечений. Не следует в день накануне Причастия зависать в соцсетях, смотреть сериалы, ходить в гости.

* * *

А после Причастия важно не растерять ту благодать, которую мы получили. И это очень сложно. Об этом много писал Симеон Новый Богослов. Кстати, именно из его творений к нам пришла известная поговорка «Воду в решете не носят». В чем же ее смысл? Если сердце твое пробито грехом, как решето, то благодать-то ты получишь, но она в твоем сердце не удержится. Есть в творениях преподобного Симеона и другой яркий образ, объясняющий нам, как сложно сохранить благодать в своем сердце. Представьте себе: вы просите подаяния у царя. А вас окружает толпа нищих и воров. И царь при них при всех кидает вам слиток золота. Есть большой риск, что в такой толпе вы его утратите, ведь воры-демоны никуда не деваются. Именно об этом пишет апостол Петр: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5, 8). Этот «лев» не терпит, чтобы человек был в благодати, поэтому после Причащения надо быть готовым к искушениям. Лучше после Причастия пойти отдохнуть, чем болтать и грешить.

У святых отцов есть такое выражение: хранение паче получения. Бог — это любящий нас Отец. Ему для нас ничего не жалко. Если мы искренно просим, Он все дает. И благодать Он нам дает без меры. Вопрос в том, насколько мы готовы ее удержать. 

«Православие и современность. Ведомости Саратовской митрополии», № 2 (63), 2020 г.