+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Не бросайте нас — вы теперь наши
Просмотров: 2299     Комментариев: 0

«...и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Лк. 10, 2).

Делателей так с той поры и не хватает, особенно тех, кто в священном сане. Поэтому ранним воскресным утром, то есть именно тогда, когда в храмах готовятся к совершению Божественной литургии, волонтеры миссионерского отдела Саратовской епархии совершенно безвозмездно на личном транспорте в любую погоду едут туда, где Евхаристию, к сожалению, совершить некому: храм (хотя бы приспособленное помещение) есть, и верующие люди есть, но нет постоянного священника.

Миссионеры приезжают в отдаленные села, чтобы совершить богослужение так называемым мирянским чином; побеседовать с людьми и ответить на их вопросы; оставить в сельском храме духовную литературу, Новый Завет, Псалтирь, епархиальную газету.

В одно прекрасное, грозящее метелью и заносами воскресенье за миссионерами увязываюсь и я. Меня заранее предупреждают, что одеться нужно как можно теплее. Встреча в половине седьмого утра возле Ильинского храма на Ильинской площади. За рулем — Сергей Семенов, проектировщик и постоянный прихожанин Ильинского храма, по дороге подбираем еще Владимира Шамина. Доедем ли мы до села Синодского, что в Воскресенском районе, или увязнем по дороге в снегах — никто не знает. Нет, дорожники молодцы — Вольская трасса чистая. «А вот как там Валерий наш, доберется он до Афанасьевки или нет?» — беспокоятся мои спутники-миссионеры.

Храм в честь Сошествия Святого Духа в Синодском — бывшее правление колхоза, предоставленное верующим пять лет назад. Постепенно, шаг за шагом, здание обретает присущий храму облик — в основном трудами иерея Сергия Туйгина, который находит жертвователей даже в Америке, где в свое время учился. Основное место служения отца Сергия — храм в райцентре, в Воскресенском, а приход в Синодском — приписной; потому он и не может служить здесь регулярно. До завершения работ в Духовском храме еще далеко, а что хуже всего — нет отоп­ления: не удалось пока провести газ. Вот почему меня просили одеться как можно теплее.

Впрочем, о нас позаботились. У одного из волонтеров-миссионеров — подполковника запаса, ныне сотрудника частной охранной фирмы Олега Злобнова — в Синодском имеется дом, оставшийся от покойных родителей. Поэтому он приезжает в село с вечера, а с утра пораньше прогревает храмовое пространство двумя маленькими обогревателями.

Подтягивается народ — немногочисленный и немолодой. Олег Федорович, Сергей и Владимир, сменяя друг друга, читают утреню; за нею следуют первый час и обедница, то есть, по сути, вероучительная часть Литургии с Апостолом и Евангелием. Поют Олег Федорович и местная прихожанка Марина Кузина — может, и не совсем профессионально, поскольку чистые самоучки, но, действительно, от сердца. Вместе молимся о благополучном завершении строительства храма в Синодском, об избавлении от губительного поветрия, «на ны движимаго», о заболевшей прихожанке и жертвовательнице храма Марине Светинской.

Наступает время проповеди. Олег Федорович еще раз читает Апостол, который звучал во время службы — только не на церковнославянском уже, а на русском, что, по моему убеждению, совсем не лишнее. За чтением следует разговор о Таинстве Евхаристии, без которого вся церковная жизнь потеряла бы смысл.

— Олег Федорович, служба у вас довольно долгой получается — собственно, как ей и положено; а не бывает такого, что кто-то посреди нее из храма уходит — надоело, дескать, устал?

— У кого душа к этому лежит, тот не уйдет; а у кого не лежит, тот уйдет и с самой короткой службы.

— А как получилось, что Вы стали миссионером?

— Когда уволился из армии и стал понемногу воцерковляться, наткнулся в Интернете на страничку Православных просветительских курсов. Познакомился с отцом Дионисием Каменщиковым (руководителем епархиального миссионерского отдела.— Ред.). И он спросил меня: «Вы военный человек, Вы служили царю земному; не хотите ли теперь послужить Царю Небесному?» И я понял, что не смогу отказаться.

 

***

С упомянутым уже здесь Валерием Кулагиным мы познакомились в Саратове. Он предприниматель, а миссионерской работой занимается вот уже пять лет… и просто не мыслит без этого своей жизни:

— Я давно уже прислуживаю в алтаре и очень люблю богослужение. Когда отец Дионисий предложил мне участвовать в этом деле, мне сразу стало интересно. Поначалу мы планировали выезжать в села раз в месяц, а потом втянулись и стали ездить каждую неделю. Это же общение с людьми, их радостные лица, их благодарность… чувство, которое словами, наверное, не передать. Я очень доволен тем, что в моей жизни есть это служение.

— Но в каждом ли селе вы находите отклик? Много ли людей приходит на службу? Кто они?

— Конечно, в основном бабушки. Большинство из них — вдовицы. У каждой — маленькая пенсия и какое-то хозяйство, потому что иначе не выжить. И мы видим, как за богослужением, за той беседой, которая у нас всегда после службы бывает, за трапезой — у этих бабушек оттаивают сердца, они раскрываются, они задают нам вопросы. Им грустно с нами расставаться. Они просят нас приезжать еще: «Не забывайте, не бросайте нас — вы теперь наши!» Но бывает, к сожалению, и иначе: в село Сокур мы ездили полтора месяца, служили в стенах огромного старинного храма, где прекрасная акустика, где тебя просто поднимает благодать намоленного места… И никто на наши службы не приходил, мы молились сами, одни. Когда появилось, наконец, несколько человек, мы были просто счастливы.

— А какие вопросы вам люди чаще всего задают?

— Самые разные! Как подготовиться к Причащению; как поминать усопших сродников; как понять то или иное трудное место в Священном Писании. И нам самим это идет на пользу — заставляет учиться, расти. Одна бабушка в селе Синенькие меня спросила: как понимать вот эти слова в Псалтири? Я не смог сходу ответить, но пообещал ей, что к следующей нашей встрече разберусь, найду ответ. И стал искать. И благодаря этой бабушке выяснил то, чего и сам раньше не знал. И она была очень благодарна, когда я ей это объяснил.

Валерий рассказывает, как пришлось однажды ему с напарником Дмитрием Пасечником шагать три километра при двадцатиградусном морозе и сильном ветре с метелью — когда машина увязла в снегах, а там, в селе, волонтеров ждали люди:

— Когда мы дошли, наконец, они просто глазам своим не поверили… Служба прошла прекрасно, мы отогрелись, посидели за чаем — и только потом задумались: а как же нам теперь машину-то, на дороге оставленную, из снега вытаскивать?.. Пошли к ней: метель улеглась, солнце, снег сверкает… И смотрим — едет трактор!..

Воистину, не оставляет Господь без помощи служащих Ему… Валерий видит долг миссионеров в том, чтобы показать людям красоту православного богослужения, его глубочайший смысл. Несмотря на трудности, это получается:

— Люди чувствуют, что наша молитва, как маленькая речка, вливается во вселенскую молитву Церкви.

А вот еще одна веселая история из жизни православных миссионеров:

— В Сабуровке, где просто комнату в здании администрации отдали под храм, стоит что-то вроде звонницы, а на ней — три обрезанных кислородных баллона без всяких, конечно, языков. Я к тому времени уже учился в школе звонарей. Привез с собой из дома молотки, и мы с Дмитрием устроили трезвон. Вы не представляете себе, что началось! Все проснулись, все повыскакивали из калиток, все машины, которые мимо ехали, остановились, бабушки наши прихожанки на службу прибежали бегом… И с той поры мы звоним в эти импровизированные колокола каждый раз, когда там служим.

Руководитель миссионерского отдела Саратовской епархии иерей Дионисий Каменщиков:

— Пять лет назад, когда владыка Лонгин (ныне митрополит Симбирский и Новоспасский.— Ред.) поставил перед нашим отделом эту задачу — организовать регулярные богослужения мирянским чином на отдаленных приписных приходах — я, честно говоря, сомневался, что у нас что-то получится, что найдутся люди, готовые не один­два раза туда съездить, а служить постоянно, годами. Но миссионеры, с Божией помощью, нашлись, и мы продолжаем — теперь уже по благословению митрополита Игнатия. Жители отдаленных сел не должны оставаться без церковной молитвы, не должны отвыкать от посещения храма. По сути, наши волонтеры делают в храме все, кроме того, что может делать только священнослужитель — то есть кроме совершения таинств и произнесения священнических и диаконских молитв. Священнические возгласы, например «Благословен Бог наш...», заменяют на «Молитвами святых отец наших»; вместо ектении, малой или великой, произносится «Господи, помилуй». Сейчас у нас постоянно работают десять человек, этого, конечно, недостаточно, нужны еще люди, и главное — необходимы певчие; пока с нашими волонтерами ездит только Ирина Большакова. Мы готовы обучить тех, кто способен и хочет нам помочь.

Телефон для будущих волонтеров, в том числе и певчих — 8­919­210­21­12 (отец Дионисий).

Газета «Православная вера», № 02 (670), январь 2021 г.

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

Еще не рассвело. Мокрая метель разбивается о лобовое стекло, вдоль дороги громоздятся сугробы, призраками возникают деревья. В свете фар появляется вдруг заяц­-беляк и, вместо того чтобы убежать, скачет впереди машины по самой дороге: батюшке приходится тормозить, чтоб ушастый не попал под колеса. Мы едем в село Иваново‑Языковка Аткарского района; по субботам священник Георгий Полушкин совершает Божественную литургию там, по воскресеньям — в Ершовке, а в седмичные дни — в Аткарске, в храме Архангела Михаила

Просмотров: 594
Комментариев: 0

Молочно-желтый с небесно-синими куполами, этот маленький сельский храм всем светит издалека — особенно когда кругом снег. Напротив него — большой деревянный крест: это место старого Покровского храма, многострадального и, в конце концов, сгоревшего. А в новом Покровском храме села Максимовка удивительно чисто, тепло и уютно. Он очень домашний, этот храм — в добром, совершенно не принижающим его предназначения смысле слова. Для максимовских прихожан это действительно второй дом — дом их душ

Просмотров: 2601
Комментариев: 0

«Эй султи Аттемер, санан яту хисеплентер; санан патшалаху килтер санан иреку сер синче те султи пекех пултар…». Это «Отче наш». В храме в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в селе Калмантай богослужение совершается на двух языках: церковнославянском и чувашском. Почему это важно? Певчая Нина Ивановна Сараева, повар местного детского сада, отвечает: «Потому что мы должны знать свой язык»

Просмотров: 3729
Комментариев: 0

С Ольгой Лебедевой мы познакомились, когда приехали в село Воскресенское снимать репортаж в рамках проекта «Некраеведы». В тот день именно Ольга приняла нас в местном Свято-Троицком храме. В каждом ее слове чувствовались необыкновенная любовь к Богу и людям. С ней рядом настолько тепло и уютно, что не хотелось расставаться. Мы попросили Ольгу рассказать о своей жизни. Ведь она — настоящий хранитель прихода

Просмотров: 6065
Комментариев: 1

Для чего возрождать старинный храм в селе, казалось бы, умирающем, в селе, в котором не то что школы или детского сада нет, а даже магазина, в котором буханку хлеба можно купить? Увы, этот вопрос мы слышим нередко. Но он задается в земной плоскости: зачем, если не целесообразно. Верующий человек живет не на плоскости, а в трехмерном пространстве. Опыт возрождения храмов, уже имеющийся в нашей епархии и митрополии, подтверждает: ни один из тех храмов, которые подняты из руин, не остался пустым и никому не нужным

Просмотров: 10050
Комментариев: 0

Храм во имя святителя Николая Чудотворца села Стригай Базарно-Карабулакского района был построен тщанием прихожан в 1907 году. После революции 1917 года он был закрыт, а потом осквернен. Было утрачено внутреннее убранство церкви, и, что самое страшное, полностью обрушилась крыша. От святыни остались практически одни стены. Увы, мы можем сказать, что это типичная история для сельских храмов нашей епархии. То, что возводилось с любовью и верой в Бога, было разрушено в одночасье злой волей людей. Удастся ли восстановить храм в прежнем виде? Пока об этом нельзя сказать с уверенностью. Но можно, по крайней мере, попробовать привести в порядок то, что от него осталось. Это и делают волонтеры — прихожане саратовского храма во имя святого пророка Илии. Наш корреспондент присоединилась к ним, чтобы узнать, как идет восстановление старинной церкви силами добровольцев

Просмотров: 9166
Комментариев: 0

Поселок в Пугачевском районе, где расположен Свято-Никольский женский монастырь, так и называется — Монастырский. В его истории, начавшейся более двух с половиной веков назад, были разные времена: подъема и падений, разрухи и восстановления. Мы приехали в монастырь в благодатный его период. Для меня это была служебная поездка, для моих детей, никогда не бывавших в монастырских стенах,— паломническая

Просмотров: 9200
Комментариев: 0

Прошлой осенью, как раз на Покров, Таволожку посетил Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (ныне Митрополит Симбирский и Новоспасский.— Ред.). Он совершил молебен в стенах старого храма, а затем состоялся разговор — с прихожанами, фермерами, местной властью — о перспективах его возрождения. Владыка показывал фотографии церкви в Ивановке Базарно-Карабулакского района — она находилась в таком же примерно состоянии, как Всехсвятская, а теперь это великолепный храм, подворье Сергиевского женского монастыря в соседней Алексеевке. Может ли такое чудо совершиться и здесь, в Таволожке?

Просмотров: 8751
Комментариев: 0

«Ведь все события, происходившие в нашей стране, коснулись и села Липовки. Нет уже сел Биклея, Бурцовки, Абалихи (можно продолжить: нет Надеждина, умирают Малая и Большая Гусихи, Белый Ключ…). Мы сделали все, чтобы нашу Липовку не постигла та же участь. И главное – всем миром построили церковь в нашем селе. Без веры в Господа движения вперед нет. Любить Родину – значит изучать ее прошлое, быть ей опорой в настоящем и – главное – верить в ее будущее»

Просмотров: 1952
Комментариев: 1

В Базарно-Карабулакском районе есть два старинных села — Алексеевка и Ивановка. В обоих — большие прекрасные храмы: соответственно, Сергия Радонежского и Иоанна Златоуста. Трудно поверить, что совсем недавно они являли собой руины; что на усеянный битым кирпичом и мусором пол Златоустовского храма в Ивановке падал снег и лил дождь, а в Алексеевском храме полвека кряду хранили зерно. Однако это так, и любой местный житель вам это подтвердит

Просмотров: 1233
Комментариев: 0

Это был один из самых коротких и самых пасмурных дней уходящего года; в половине восьмого утра казалось, что на этом свете никогда уже не рассветет. Но к восьми мы стали видеть прикрытые ненадежным снежком поля и темные леса по сторонам дороги. Позади остались Тепловка, Базарный Карабулак, Адоевщина… И вот он, новый белый храм Иоанна Богослова, прекрасно вписавшийся в пейзаж. Казанла! Старинное чувашское село, в котором я не впервые, из которого я снова уеду со смешанным чувством — радости и печали, тревоги и надежды

Просмотров: 1343
Комментариев: 0

В самом дальнем уголке Саратовского района, на границе с районом Красноармейским, вдоль берегов великой Волги раскинулось старинное село Синенькие (ранее — Рождественское). Здесь идет активная работа по обустройству храма Рождества Христова и по крупицам восстанавливается духовная жизнь мирян. Прихожанка храма Вера Карамышева поделилась своими наблюдениями о том, как в село возвращается православная вера

Просмотров: 1264
Комментариев: 0

Людей в храме не так много, меньше трех десятков. Поет приходской хор — три женщины и один мужчина, молодой еще человек, Владимир. Апостол читает Александр Мурыгин — алтарник, тоже местный житель, пенсионер. А совершает Евхаристию настоятель — иерей Иоанн Лошкарев. Все его дети — 11-летний Иван, 7-летний Серафим, Елисавета, которой пять лет, и трехлетняя Ксюша — здесь же: мальчики прислуживают в алтаре, девочки среди прихожан, под их неусыпным и нежным надзором. Беда в том, что у этих детей нет мамы: 36-летний отец Иоанн мужественно несет тяжкий крест раннего священнического вдовства

Просмотров: 1351
Комментариев: 2

Приход этого небольшого села не сказать чтобы знаменит, но довольно известен в нашей епархии. Люди в нем удивляют и душевностью, и самостоятельностью, и, главное, своей верностью — молитве, храму, Христу. Речь идет о селе Максимовка Базарно-Карабулакского района

Просмотров: 1420
Комментариев: 0

Поруганный храм все равно остается храмом... В селе Таволожка, которое, вопреки скорбной демографической статистике по сельской местности, вымирать вовсе не собирается, местные фермеры задались целью восстановить старинный полуразрушенный храм во имя Всех святых

Просмотров: 1355
Комментариев: 0

Великомученицу Параскеву можно с уверенностью назвать святой села Елшанка. Когда другие села и деревни исчезают с карты Саратовской области, Елшанка, напротив, быстрыми темпами развивается. Население растет и молодеет. Недавно в нем даже возвели второй детский сад — такое большое количество детей в Елшанке. Местные жители чтят свои корни, интересуются историей села и, как могут, поддерживают памятники архитектуры. И во всем этом им помогает ставшая для них родной святая Параскева Пятница.

Просмотров: 1970
Комментариев: 0

«Село было — вон оттуда и до прудов. Триста двадцать дворов, это сколько же народу…». Народ вымер и разъехался, дворы запустели и разрушились. Сосновки как села давно не существует. Но в низинке на месте бывшего села белеют новые кирпичные домики: с недавних пор здесь обитают рабочие местного фермера Владимира Мочкина. И именно руками этих рабочих на средства хозяина сейчас понемногу восстанавливается многострадальная, почти двухсотлетняя Покровская церковь — кстати, памятник архитектуры областного значения. Мой собеседник Саша гордится своей работой — голубыми, в звездочках, куполами — и показывает ее всем: «Нравятся звездочки?..»

Просмотров: 1792
Комментариев: 0