Если кому-то из читателей доведется побывать в Балакове, настоятельно советуем посетить храм в честь Рождества Христова, расположенный в самом центре города. На то, чтобы уделить ему время, есть как минимум три причины. Первая — его архитектурный облик настолько необычен, что сразу привлекает внимание. Второе — в этом храме находится мощевик с частицей мощей замечательного балаковского святого, о котором, к сожалению, пока мало знают за пределами города. И третья — Христорождественский храм имеет собственный музей с весьма интересной экспозицией.
Назад, в прошлое
Своей необычной архитектурой храм обязан требованию местных властей, которые желали, чтобы церковь органично вписалась в ансамбль окружающих ее современных зданий. Насколько это удалось, судить не нам, но то, что Христорождественский храм сразу стал одной из местных достопримечательностей, — это факт.
Балаково — город энергетиков, химиков и строителей — часто принимает гостей, в основном приезжающих в командировки, а те, в свою очередь, стремясь как-то скрасить свободное время, не могут пройти мимо такого необычного здания. Заходят, вопросы задают, а рассказать-то особо и нечего — приход молодой, вот и решил нынешний настоятель Христорождественского храма иерей Николай Бильчук, что неплохо было бы изучить церковную историю Балакова, чтобы было что поведать любознательным гостям.
— В свое время, когда я еще учился в духовном училище в Оренбургской области, мне доводилось выполнять послушание экскурсовода в музее, который был создан при Свято-Троицкой обители милосердия (расположена в поселке Саракташ Оренбургской области.— Прим. авт.). В этой обители было много различных служб: дом престарелых, православная гимназия, а сам настоятель, протоиерей Николай Стремский, известен тем, что стал приемным отцом более чем шестидесяти детей. А еще в обители был большой музей, в который приезжало очень много людей. У нас, экскурсоводов, был примерный текст экскурсии, который нашу работу облегчал. И у меня возникла идея — составить аналогичный путеводитель для нашего храма.
Основной труд по историческим изысканиям лег на директора воскресной школы при Христорождественском храме выпускника исторического факультета СГУ Павла Соловьева.
— Традиционно село, из которого позже вырос город Балаково, считалось старообрядческим, то есть предполагалось, что основали его старообрядцы, — рассказывает Павел Константинович. — Но, проведя исследовательскую работу, я пришел к выводу, что изначально большинство населения Балакова по вероисповеданию являлось православным, что подтверждает и строительство первых храмов в селе. До революции 1917 года в селе действовало пять больших храмов, из них три православных храма, которые, увы, не сохранились. Это Свято-Троицкий, или, как его называли в народе, «Красный», собор, Христорождественская церковь — «предок» нашего храма — и Иоанно-Богословская церковь, в которой, кстати, служил священником отец известного актера Евгения Лебедева. В Балакове проживала большая община единоверцев, у которой был свой храм Николы Чудотворца; и, конечно же, старообрядцы, которые оставили нам церковь во имя Святой Живоначальной Троицы работы архитектора Ф. О. Шехтеля. Храм был разорен, практически разобран, перестроен в театр, потом стал заводским клубом, но в новые времена возрожден и сейчас — один из архитектурных символов города. Информация о старообрядцах как более или менее значительной группе балаковских обывателей в источниках появляется значительно позже, начиная с 30–40-х годов XIX века, то есть в то время, когда были разорены иргизские старообрядческие монастыри, и это привело к миграции части раскольников в Балаково. Затем, когда село стало переживать экономический подъем, сюда также переехало множество старообрядцев-предпринимателей из Вольска, Хвалынска, Николаевска.
В ходе изысканий мы получили информацию, которой не было даже в Балаковском краеведческом музее, о том, что Балаково — родина одного из единоверческих епископов Амвросия Сосновцева, он здесь родился, вырос, принял сан. Впоследствии он был участником Поместного Собора Русской Православной Церкви, делегатом единоверческих соборов. Сейчас его житие рассматривается в комиссии по канонизации Владимирской епархии, возможно, он будет прославлен в лике святых.
«У вас есть отец Александр»
У балаковцев имеется свой небесный покровитель (пусть и не по официальной «прописке», а по народному признанию); правда, о нем до недавних времен даже и в церковной среде мало кто знал. Но благодаря усилиям балаковских церковных краеведов в музее Христорождественского храма теперь есть целая экспозиция, посвященная жизни этого подвижника. И каждому, кто зайдет в храм и поинтересуется, чьи же это мощи в красивом мощевике в центре храма, расскажут, как в 1843 году в село Балаково по распределению прибыл молодой священник Александр Юнгеров со своей супругой Елизаветой Ивановной... Но мы немного забежали вперед, а начиналось все так…
Исторические изыскания привели любознательных балаковцев в Самару, в женский Иверский монастырь, где покоятся мощи праведного Александра Чагринского. Недалеко от Самары в монастыре он прожил последние годы своей земной жизни, в Самарской епархии он был прославлен как местночтимый святой, там были обретены его святые мощи, но началась история святого именно здесь, в Балакове. Сюда молодой священник Александр Юнгеров был направлен вскоре после рукоположения и здесь, в Свято-Троицкой церкви, потом разрушенной, прослужил тридцать восемь лет.
История его рода примечательна и позволяет понять, что явилось закваской или фундаментом для подвижнического служения обыкновенного скромного сельского священника.
Протоиерей Александр Юнгеров был одним из пяти детей супругов — причетника Стефана Игнатьевича и Прасковьи Кузьминичны. Он родился в 1821 году в селе Аблязове Пензенской губернии. Отец его вскоре был рукоположен во иерея и до конца своих дней служил на приходе в деревне Юнгеровке. По этому приходу за потомками отца Стефана закрепилась фамилия Юнгеровы. За время своего непродолжительного служения в Юнгеровке отец Стефан снискал искреннюю любовь прихожан — помещиков и крестьян, поскольку службу совершал тщательно и благоговейно, не отказывал в исполнении треб, был внимателен и сердечен к людям. В его жизнеописании есть поразительный факт: в 1831 году отец Стефан из-за сильного отравления оказался на смертном одре. И был уже приготовлен к погребению, но через сутки ожил и сообщил, что Господь дал ему время для покаяния и прощания с близкими и заберет к Себе вновь через шесть недель. Так и произошло…
Пример ревностного служения отца повлиял на юного Александра Юнгерова, и он тоже выбрал духовную стезю. Переехав спустя год после рукоположения в Балаково, отец Александр сразу оказался в кипящем котле всевозможных духовных течений. Раскольники, разнообразные сектанты — кого здесь только не было, но благодаря самоотверженному служению отца Александра многие люди начали отвращаться от своих заблуждений и возвращаться в лоно Православной Церкви. Вскоре старенькая, ветхая деревянная Троицкая церковь перестала вмещать всех желающих быть на богослужении, и было принято решение строить большой, теплый кирпичный храм. Основные тяготы строительства легли на плечи отца Александра.
Дом Юнгеровых стараниями отца Александра и, особенно, его супруги Елизаветы Ивановны славился своим страннолюбием — здесь находили приют многочисленные богомольцы; поэтому, видимо, на надгробном памятнике Елизаветы Ивановны (†1890) была сделана надпись: «Странен бех, и введосте Мене» (Мф. 25, 35). Окрестное духовенство избрало отца Александра в своем благочинии духовником.
Господь даровал отцу Александру многие благодатные дары: прозорливость, дар чудотворений, дар рассуждения. «Зачем вы едете ко мне, если у вас есть отец Александр?» — говаривал самарским паломникам святой Иоанн Кронштадтский.
О благодатной помощи страждущим по молитве отца Александра собрано немало свидетельств; прочитать о них можно в книге «Чагринский батюшка», выпущенной Иверским женским монастырем. В книге есть, в частности, такой эпизод.
Отец Александр служил Литургию, когда ему сообщили о том, что умирает плотник, прихожанин Троицкого храма Мартемьян Фаддеич. Батюшка знал и очень любил этого доброго, трудолюбивого человека. Но оставить службу он никак не мог. А когда богослужение завершилось и священник пришел к одру умирающего со Святыми Дарами, оказалось, что тот уже скончался. И тут отец Александр возгорелся такой духовной ревностью, что дерзнул обратиться к усопшему: «Мартемьян Фаддеич! Встань и исповедайся, так как тебе нужно исповедаться и проститься с родными». Он попросил всех родных усопшего выйти и начал читать молитвы перед Исповедью и Причастием. И вдруг плотник открыл глаза и обратился к батюшке: «Я очень боялся, что умру без Причастия». Отец Александр дочитал молитвы, Мартемьян Фаддеич исповедался, причастился. Позвали родственников, которые были поражены увиденным. Воскресший попрощался с отцом Александром и стал прощаться с родными. А батюшка пошел домой. Но не успел он дойти до калитки, как ему сообщили, что его духовное чадо мирно отошло ко Господу.
В 1881 году вместо увольнения по болезни за штат, о котором ходатайствовал священник, протоиерея Александра определили в Чагринский Покровский женский монастырь Самарской епархии, бедный и малоизвестный. Но благодаря отцу Александру эта обитель очень быстро стала известна всей России. Заботы, связанные с завершением строительства храма (старый уже не вмещал многочисленных паломников), потеря в течение одного года многих близких подорвали здоровье отца Александра, и в апреле 1893 года он был уволен за штат. С этого времени началось его служение, сделавшее отца Александра известным далеко за пределами не только находившейся в степи Чагринской обители, но и всей Самарской губернии. Больные, отчаявшиеся в человеческой помощи, бесноватые и просто люди, смущаемые и обуреваемые разными духовными помыслами и недоумениями, потекли к нему с разных концов православной России. Порой наплыв посетителей доходил до тысячи и более человек в день. Люди получали здесь духовное и телесное врачевание и со слезами благодарили Господа за свое исцеление.
Скончался Чагринский старец 22 декабря 1900 года: в девятом часу утра прочитана над ним отходная и по желанию старца, высказанному прежде, пропет Пасхальный канон. В минуту кончины всем присутствовавшим была ясно заметна появившаяся на его лице светлая улыбка, которая сохранилась и по смерти до третьего дня. Погребение было совершено на пятый день, 26 декабря, при стечении народа и усердной общей молитве. Над могилой отца Александра в Чагринском монастыре была устроена часовня, где теплилась неугасимая лампада. По благословению Преосвященного Гурия, епископа Самарского, ежедневно совершались здесь краткие литии.
В полу часовни было устроено отверстие, через которое паломники могли брать землю с могилы. Каждую весну привозили несколько возов земли, а к осени она вся разбиралась благочестивыми богомольцами, так что под отверстием образовывалась глубокая яма. До закрытия обители в 1927 году сохранялся домик отца Александра. Сюда после смерти старца приходили паломники с молитвой к нему, прикладывались к кресту, бывшему прежде в его руках, к иконам, пред которыми он молился, к епитрахили. И с радостью уходили, как бы побывав на личном приеме у Чагринского батюшки.
В 1927 году большевики разрушили часовню, а в начале 30-х годов могила старца была вскрыта, причем обнаружилось нетление его мощей. Власти, опасаясь «всплеска религиозного фанатизма», ограничились тем, что зарыли тело батюшки обратно в могилу, по некоторым сведениям, даже без гроба. В пасхальную ночь 1952 года четверо чагринских христиан, не убоявшись безбожных властей, установили на поруганной могиле крест и ограду, сохранившиеся доныне. 22 июня 2000 года честные останки протоиерея Александра Юнгерова были обретены, перенесены в Иверский женский монастырь Самары и положены в соборном храме обители. 15 октября 2001 года состоялось прославление батюшки из Балакова — святого Александра Чагринского — как местночтимого святого Самарской епархии.
В том же году частица мощей святого была передана Христорождественскому храму города Балаково.
История под стеклом и в лицах
В музейной экспозиции, которая располагается в одном из классов воскресной школы, святому Александру Чагринскому отведено центральное место. Здесь можно увидеть фотографии раки с его мощами, фото могилки святого, портреты потомков отца Александра — у него было три сына: Дмитрий (1849 г. р.), Василий (1852 г. р.) и Павел (1856 г. р.). По семейным преданиям, у Юнгеровых в роду насчитывалось четырнадцать поколений священников. И сыновья отца Александра, Павел и Василий, также пошли по его стопам. Василий был учителем русского и церковнославянского языков, а также географии в Николаевском духовном училище, позднее стал священником сначала в церкви села Удельная Маянга, а в 1880 году занял место отца в Троицком храме села Балакова. Скончался в 1900 году. Младший сын, Павел, окончил Казанскую духовную академию, преподавал в ней же. Написал несколько научных трудов, переводил Священное Писание с древних языков на русский, занимался переводами православной литературы на татарский язык. Про Дмитрия известно лишь, что он был женат и служил учителем в Сулакском сельском училище.
Продолжаем изучать экспозицию. Наше внимание привлекает белоснежный макет церкви.
— Так примерно выглядел Христорождественский храм, который был в Балакове до революции, — поясняет Павел Константинович, по совместительству и хранитель музея, и экскурсовод. — Идея музея, что называется, витала в воздухе достаточно давно, поскольку в храм часто приносят старинные книги, богослужебную утварь, что-то, что осталось от бабушек, дедушек. И постепенно у нас образовался небольшой музейный фонд. А решающим толчком к созданию этого музея послужила поездка с воскресной школой в Хвалынск, где мы посетили православную гимназию и музей в честь святого Александра Медема. Меня так восхитило творение рук хвалынских подвижников, что я решил эту идею позаимствовать. Отец Николай воспринял ее с энтузиазмом. И постепенно была сформирована эта экспозиция.
В ней есть уникальные экспонаты, например фотокопии документов, которые предоставила директор Музея истории города Балаково Тамара Ивановна Кошелева, касающиеся строительства Христорождественской церкви, а также ее закрытия. Они ранее не экспонировались. Есть рукописные книги — Часослов, Канонник, в экспозиции имеются довольно редкие печатные издания: Псалтирь 1836 года выпуска, одно из первых изданий Евангелия на русском языке и жемчужина коллекции — последование навечерия праздника Пятидесятницы 1821 года издания.
Экспозиция отражает также и новейшую историю Христорождественского прихода. Его жизнь началась в 1995 году, первые богослужения проходили в частном доме. В 2001 году построили часовню, в ней был временный престол, совершалась Божественная литургия; сейчас, когда завершено уже строительство Христорождественской церкви, в бывшей часовне находится крестильный храм в честь Богоявления Господня. Вот фотография часовни, вот списки первых прихожан; вот тексты проповедей с правками, сделанными рукой отца Валерия Подгорного — первого настоятеля храма, ныне покойного, которого прихожане до сих пор помнят и называют «нашим Златоустом». Здесь же первый номер приходской газеты, фотографии священников, служивших в храме. Все эти экспонаты — свидетельства того, как формировался приход. Когда есть такое бережное отношение к прошлому, становится понятно, почему в этом храме и настоящее достойно того, чтобы стать со временем частью церковной истории.
Отец Николай говорит, что с приходом ему очень повезло. Люди отзывчивы на просьбы о помощи, не жалеют сил и времени на благоукрашение храма и благоустройство территории. На вопрос, почему именно так здесь складывается, отвечает, что храм строился долго — почти десять лет — и действительно всем миром. Не было крупных жертвователей, в основном финансовая и трудовая помощь шла от прихожан. А когда люди вкладывают в храм средства и силы, он действительно становится им родным, они его любят, ценят, берегут.
Вера Егоровна Постнова — одна из тех, кто помнит, как на пустыре постепенно вырастали стены. Профессиональный штукатур-маляр, она своими руками их штукатурила. И сейчас активно участвует в жизни храма: сделать уборку, помочь подготовить все необходимое к таинствам — дважды просить ее о помощи не надо.
Татьяна Ивановна Пермякова, пока храм строился, дома готовила еду и приносила строителям — «людей же кормить надо!». А когда все были накормлены, бралась за кирпичи. Никакой работы не боялась. Сейчас на ее попечении трапезная.
Надежда Николаевна Молчанова, распространитель товара в свечной лавке, сначала пришла по приглашению родственницы в воскресную школу для взрослых, а потом и к храму душой прикипела.
— Я была человеком совершенно невоцерковленным. Конечно, верующая, крещеная, но о жизни Церкви ничего не знала. Когда-то я пыталась сама изучать Библию, но все прочитанное воспринималось как какая-то легенда. Но, когда я пришла на занятия в воскресную школу, мне мир Православия открылся совершенно иначе. И я уже просто, можно сказать, из храма не выходила. Сначала просто помогала в церкви, а потом, когда место освободилось, с радостью стала работать.
Конечно, не только совместный труд скрепляет прихожан, но и соборная молитва. В храме регулярно совершаются молебны пред иконами Божией Матери «Всецарица» и «Неупиваемая Чаша», многодневными постами прихожане соборно читают Псалтирь.
Научный подход
Ну а главным событием приходской жизни стали Первые Александровские чтения. Так назвали организаторы научную конференцию, приуроченную к 175‑летию начала служения святого праведного Александра Чагринского (Юнгерова) в Балакове, которая прошла 10 января 2018 года в воскресной школе «Вифлеем».
Программа чтений предполагала три основных направления: «Православное краеведение», «Духовное образование и воспитание», а также «Религиозная жизнь г. Балаково, Сектоведение». В работе чтений приняли участие музейные работники, библиотекари, преподаватели и ученики воскресной школы. Список докладов впечатляет: «Штрихи к истории семьи Юнгеровых», «Трагедия семьи Лебедевых», «К вопросу об основании села Балакова и конфессиональном составе его населения середины XVIII — начала XIX в.», «Основные направления деятельности “Балаковской городской центральной библиотеки” по православному краеведению», «Пути повышения качества учебно-воспитательной деятельности в воскресной школе», «Ресурсы развития деятельности воскресной школы (на примере воскресной школы “Вифлеем” храма Рождества Христова г. Балаково)», «Вещь как религиозно-нравственный знак», «Православные ценности в современном мире», «Из истории деятельности религиозной организации “Церковь Иисуса Христа Святых последних дней” (мормонов) в г. Балаково (2000–2009 гг.)».
Гостями мероприятия стали педагоги, слушатели просветительских курсов и воспитанники старшей группы воскресной школы «Вифлеем», прихожане храма Рождества Христова.
— Мы даже не ожидали, что чтения получатся такими содержательными и интересными, — отметил отец Николай. — Решили, что эту работу нужно продолжать и сделать Александровские чтения ежегодными. Особенно важны они для наших юных прихожан. Для учеников воскресной школы это и опыт научной работы, и опыт публичных выступлений.
Епитимия для озорников
Воскресная школа Христорождественского храма — еще одна его достопримечательность. Более сотни учеников, крепкий преподавательский состав.
Валентина Константиновна Муратова 44 года своей жизни отдала педагогической работе, но, придя в воскресную школу, обнаружила, что именно здесь для педагога открываются огромные творческие возможности.
— Когда я пришла, первое, что меня здесь удивило, это то, насколько все педагоги заинтересованы в результатах своего дела. В чем отличие от обычной школы? Преподаватели стараются быть именно детоводителями. То есть вести детей к Господу нашему Иисусу Христу. И это получается. Здесь все понимают, что, если ребенку будет неинтересно, трудно, непонятно или если почувствует, что здесь он не нужен, он отсюда уйдет. И для того, чтобы все дети видели, что им рады, создана такая особая атмосфера — домашняя, теплая. В основе — любовь к ребенку. А это дорогого стоит, особенно в наше время.
Отмечают педагоги и то, что в школе хорошее учебно-методическое обеспечение. То есть, когда приходит новый преподаватель, в его распоряжении оказываются все наработки: учебники, книги, наглядные пособия.
Одна из основных проблем воскресных школ — это постоянная текучка учеников. Посещаемость зависит от родителей, которые то водят, то не водят детей на занятия. В школе Христорождественского храма состав учащихся практически не меняется в течение года. Как этого удается достичь? По словам директора, ситуация изменилась, когда началась регулярная работа с родителями. Создан родительский комитет, регулярно проводятся собрания. Выступая на них, настоятель храма отец Николай Бильчук всегда подчеркивает, что один только учитель, одна только школа ничего не сделают. Нужно, чтобы работали все вместе: школа, родители и дети, клир и приход. Только тогда можно ожидать увидеть результат.
В последнее время на повестке дня — вопросы дисциплины. Школа большая, учеников много, а дети есть дети, могут и расшалиться. Или, допустим, узнают педагоги, что ученик за пределами воскресной школы вел себя как-то неподобающе. Какие тут меры можно принять?
— Если, например, ребенок ходит в алтарь, помогает на службах, а дома или в обычной школе показал себя не с лучшей стороны, у нас есть такое взыскание, как отстранение от служения в алтаре на некоторое время. Такая «епитимия» очень сильное на ребят воздействие оказывает, — поясняет Павел Константинович. — Хотя порой бывает достаточно разговора по душам с отцом Николаем. К священству у детей отношение очень уважительное, и простое внушение может оказать положительное влияние. Ну а если проступки не слишком серьезные — что-то не убрали, что-то испортили, предлагаем исправить это своими руками.
Валентина Константиновна добавляет, что чаще всего проблема не в том, что ребенок по складу своему злодей, а просто темпераментный:
— Если ребенок гиперактивный, естественно, к нему нужен особый подход. Как правило, такие дети очень умные, быстрее других выполняют задание, поэтому нужно следить, чтобы они не скучали, постоянно их занимать.
В каждом детском коллективе есть дети, участвующие во всех мероприятиях, а есть «зрители», которые либо слишком стеснительные, либо не обладают ярко выраженными талантами, они обычно в стороне. Одна из особенностей «Вифлеема» — здесь нет наблюдателей, каждый ребенок участвует в каждом событии. Умеет петь — поет, умеет танцевать — танцует, умеет декламировать — декламирует. Тем, кто не умеет, дадут ложки, бубен и научат на них играть. Каждому найдется дело. И эта вовлеченность всех и вся в творчество — тоже одна из составляющих успешности учебного процесса. Востребованность — базовая потребность человека в любом возрасте, когда она утолена, человек гармонично развивается.
Разумеется, воскресная школа стремится дать не просто какие-то знания, но и еще приобщить детей, а через них и родителей, к жизни Церкви.
— К нам приводят детей не только и не столько из церковных семей, а из семей обычных, хороших, добрых, крещеных христиан, которые, к сожалению, имеют пока слабое представление о церковной жизни, но хотят, чтобы их дети какие-то азы получили, — поясняет директор школы. — И некоторые родители начинают через своих детей воцерковляться. Не всегда, но очень часто. Как это происходит? Мы просим родителей принимать участие в подготовке школьных мероприятий, дома интересоваться, что проходили дети в школе, просим помогать им с домашними заданиями, приглашаем на «дни причастника», когда по большим праздникам у нас очень многие ученики причащаются. Так через детей и взрослые получают начальные знания о Церкви, а иногда приобретают первый духовный опыт. Важные даты для нашей воскресной школы — это 22 июня и 4 февраля, дни памяти святого Александра Чагринского. Наша школа носит его имя, и мы также приглашаем в эти дни и детей и взрослых поучаствовать в Литургии и по возможности исповедаться, причаститься.
«Дерево послушания» для особенных детей
Есть в воскресной школе и особые ученики — дети, страдающие аутизмом. С ними работает Татьяна Павловна Лазарева — человек непростой судьбы и поразительного отношения к жизни. И к ней на уроки привозят малышей со всех концов города.
— Моей младшей дочке год и восемь месяцев, поэтому всю неделю я только мама, а вот по воскресным дням, когда с малышкой нянчится муж, я могу заниматься с другими детьми, — говорит преподаватель.
У Татьяны Павловны два высших образования — социальное и юридическое, большой опыт работы в различных центрах для людей с ограниченными возможностями. И, зная ее послужной список, трудно представить, что и сама она входит в эту категорию. Но это так. Однако диагноз ДЦП не помешал ей создать семью, родить двух дочерей и находить время и силы на то, чтобы дарить сердечное тепло детям, которым в этой жизни очень трудно, потому что они не такие, как все. С начала учебного года Татьяна Павловна ведет в воскресной школе «Вифлеем» класс дополнительного образования для детей с аутизмом.
— К каждому нужен свой подход. Бывает, что ребенку шесть лет, а интеллектуально он находится на уровне полутора-двух лет. Конечно, с ним мы можем заниматься только по игровым методикам и только индивидуально. Для этих детей главное — овладеть навыками коммуникации, научиться взаимодействовать с другими людьми, просить, объяснять, что им нужно. Дети, которые ходят в школу, занимаются в группе. Вот с ними мы изучаем основы православной веры, учим молитвы, учимся креститься, брать благословение у батюшки, разбираем, что такое храм, приход, алтарь, и даже такие понятия, как Бог. И, знаете, они все понимают!
По словам Татьяны Павловны, ее подопечные участвуют во всех школьных мероприятиях, праздниках, вот и сейчас учат стихи для пасхального представления.
А еще у каждого ребенка есть свое «дерево послушания». На листке бумаги нарисованы земля и небо, а между ними выросло дерево — настоящая веточка, прикрепленная двусторонним скотчем. Но дерево без листочков выглядит не очень хорошо. А листочки появляются, когда ребенок оказывает послушание. Когда он хорошо себя ведет, мама рисует или прикрепляет к веточке очередной листочек. И у кого деревце будет самым красивым, тот получит целый мешок конфет.
— Для этих детей очень важно поощрение, а пищевое поощрение — самое понятное, поэтому они с удовольствием в эту игру включились, — объясняет Татьяна Павловна.
Пока мы готовили эту публикацию, к ребятам, с которыми работает Татьяна Лазарева, приехали гости из столицы — специалисты по АВА-терапии и ЛФК, прошедшие обучение в центре Юлии Эрц (Израиль). Поведенческая терапия АВА является на сегодняшний день одним из самых эффективных методов лечения аутизма, так что для ребят открываются новые возможности для адаптации и социализации.
* * *
Мы прощаемся с гостеприимным Христорождественским храмом. Уезжаем с ощущением, что побывали в очень дружной семье, в которой каждый ее член важен и значим, в которой чтут традиции и при этом смотрят в будущее с надеждой и верой.
Журнал «Православие и современность» № 42 (58)