Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Мы созданы для радости
Просмотров: 355     Комментариев: 0

«Есть ли у тебя вопросы, связанные с православием?» Так я обратилась к знакомым юношам и девушкам, собрала их вопросы и задала их священнику Сергию Сивоплясову, благочинному Покровского округа. Батюшка постарался на них ответить. И вот что у нас получилось.  

Иерей Сергий Сивоплясов— Если я обращаюсь за помощью к Богу только когда мне тяжело, он меня услышит?

— Господь слышит абсолютно всех. Порой благодаря тому, что человек попал в стесненные обстоятельства, его молитва может быть более глубокой и горячей. Однако если мы только такие ситуации ждем, чтобы помолиться, не является ли это меркантильным, потребительским подходом к Тому, Кто подает нам все блага? И как с этим подходом может мириться наша совесть? Если провести аналогию с родителями, согласитесь, было бы очень странно обращаться к ним только в момент острой необходимости и забывать про них в счастливые моменты жизни. Да и человек не может радоваться в полной мере, если с ним никто не разделяет эту радость, даже есть такая поговорка: «Радость разделенная — это двойная радость, а беда разделенная — это полбеды». Так что да, Господь слышит человека, когда ему тяжело, когда у него скорбь на душе, но это не значит, что к Нему нужно обращаться только в беде. Когда в жизни все хорошо, разве это не повод поблагодарить Господа?

— Почему ощущение Божией помощи и поддержки может пропадать?

— Думаю, это состояние знакомо каждому человеку, который начинал ходить в храм в ответ на призывающую благодать Божию. Когда благодать касается сердца человека, он начинает воцерковляться, усиленно молится, часто исповедуется, причащается. Прекрасная пора церковного детства, даже если это происходит с человеком взрослым. Но проходит время, и в какой-то момент человек понимает, что это состояние воспарения, ощущение, что ты словно на крыльях летаешь, утрачивается, и он остается как будто бы один на один со своей жизнью, в такие минуты кажется, что Господь оставил. Это не так. Господь никогда человека не оставляет. Это состояние попускается лишь для того, чтобы мы духовно повзрослели. Святые отцы богословы, объясняя это явление духовной жизни, проводят параллель: когда ребенок только начинает ходить, родители протягивают ему руки, поддерживают, страхуют малыша, он ходит, опираясь на них. Но если эти руки не отпустят ребенка, он так и не начнет ходить самостоятельно. Вот и благодать Божия вначале словно держит человека, как поддерживают младенца руки матери, пока он не может ходить сам. Но если благодать будет всегда присутствовать, покрывать все трудности на пути человека, то человек так и не нарастит духовные мышцы, не окрепнет, а самое страшное: он перестанет быть человеком свободной воли — таким, каким задумал его Творец. Свободная воля, пожалуй, основное, что делает человека человеком, центробежная сила всего Божьего Промысла о мире. Поэтому нет ничего удивительного в том, что мы чувствуем, что ощущение Божией поддержки в какой-то момент проходит. Это сигнал для нас: пришло время нам самим потрудиться, чтобы вернуться в это радостное состояние богообщения. Для этого мы и понуждаем себя к молитве домашней и соборной в храме, для этого постимся, участвуем в таинствах Церкви, стараемся жить по заповедям. И благодать уже ощущаем в ответ на свои духовные усилия.

— Есть ли у меня шанс попасть в рай, если я редко хожу в храм?

— Если у Вас завалялась контрамарка на вход в рай, то шанс, конечно, есть! Но если серьезно, мы не можем говорить об условно определенных правилах вхождения в рай. В истории Церкви можно найти немало примеров, когда человек вообще в храм не ходил, но стал святым. Но, к сожалению, есть и обратные примеры — ведь святых не столько же, сколько христиан. Бывает, что человек много лет ходит в храм, но при этом далек от Бога и Его Царства. И даже не все апостолы в Царствие Небесное вошли, хотя все они были рядом с Ним, видели Его чудеса, ощущали исходившую от Него благодать. И все же один из них Учителя предал. Так что мы должны заботиться не только о том, чтобы исполнять какие-то правила, в первую очередь нужно стремиться стяжать благодать Божию, очистить свое сердце от страстей, чтобы оно стало способно принять Господа. Ходим мы в храм редко или часто, важно понимать, для чего мы это делаем? А делаем мы это для того, чтобы быть с Богом ежедневно, ежеминутно. Потому что ощущаем опытно, что без церковной жизни, без участия в таинствах мы сами не можем ничего. Нам действительно приходится понуждать себя быть с Богом, потому что человек, как говорят святые отцы, «удобопреклонен ко греху»: греху легко совратить человека с правильного пути.

Я верю в Бога в душе, могу помолиться ему и дома, зачем мне ходить в храм?

— В первую очередь храм нужен, чтобы мы могли принять участие в церковных таинствах. Мы — христиане — верим, что наша жизнь не ограничена земным бытием, что однажды состоится наш переход в Царствие Небесное. А это возможно, если человек принимает участие в таинстве Евхаристии, которое совершается только в православном храме. Евхаристия — центр богослужения, то, ради чего храмы строятся, ради чего учатся семинаристы на священников. Господь сказал нам прямо: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53). Если мы не причащаемся, в нас нет полноты жизни сейчас, и ее не будет после окончания нашего земного бытия. Потому что то, что не началось здесь, на земле, не может продлиться в вечности.

Второй аспект: когда мы говорим, что «Господь у нас в душе», значит, мы считаем, что уже являемся, как минимум, примерами правильной и праведной жизни. Святые не дерзали так говорить, видели свои грехи бесчисленными, как песок морской. Как же мы можем так о себе думать? Неужели в нашем сердце нет злобы, зависти, обиды, недовольства? Мы ни с кем не ругаемся, не обманываем? Как же там может обитать Господь, который безгрешен? Если бы это было так, мы бы и не помышляли о грехе. Когда человек живет в благодати, он с радостью идет, даже бежит в храм. На самом деле, когда человек начинает воцерковляться, исповедоваться, он только тогда начинает видеть себя более реально. А когда нет объективной оценки собственного духовного состояния, это ведет к краху личности. Чтобы его избежать, необходимо таинство исповеди, и где, как не в храме, его найти?

— Я знаю, что карты таро и гадания на картах — грех. Есть еще метафорические карты, их психологи используют в своей практике, это тоже грех?

— На все, что нас окружает, можно повесить ярлык греха. Но необходимо разобраться, что есть что. Что такое метафорические ассоциативные карты? Это ведь просто картинки, рисунки, которые дают человеку возможность раскрыть свои переживания, если он не может сказать о них прямо. По такому же принципу работает арт-терапия и куклотерапия в детской психологии. Ребенок не может напрямую сказать, что с ним происходит или какие у него мотивы в действиях, как к нему относятся взрослые, как он к ним относится. А с помощью кукол или рисунка он как раз может изобразить, что и как происходит в его внутреннем мире, наделяя воображаемых персонажей своими переживаниями. Через игру в куклы или рисунок ребенок раскрывается. Он будто смотрит со стороны, рассказывает не про себя, но на самом деле говорит о себе.

Метафорические карты работают по этому же принципу: человек может посмотреть на ситуацию, свои проблемы со стороны или с другого ракурса. Может найти неожиданное решение проблемы. Прийти к пониманию, почему, собственно, проблема возникла.

Метафорические карты разные специалисты могут использовать по-своему. Грех может скрыться не в самих картах, а в том, как их применяют. Если этот инструмент становится частью каких-то эзотерических, мистических, оккультных обрядов, то, конечно, нужно такого избегать.

— Сейчас стали очень популярны аскезы, чем они отличаются от поста?

— Если брать понимание аскезы в современных трактовках, то это некая диета. А чем диета отличается от поста или аскезы в святоотеческом понимании? Целью! Если мы берем какие-то метафизические цели, допустим, раскрытие внутреннего потенциала личности, но при этом целью не является стремление к образу Христа, тогда аскетические упражнения могут привести к довольно плачевным последствиям. В христианстве аскеза служит для стяжания Святого Духа. А ее применение в личных меркантильных, тщеславных, местечковых целях — это путь к духовному повреждению — прелести.

В современной аскезе, которая несет в себе «запрос во Вселенную», нет Христа. Этот якобы «высший разум» вводит человека в заблуждение, отводит от Бога, взращивает гордыню, что в итоге ведет к гибели души.

Господь создал нас для радости — как земной, так и вечной радости в Боге. А к этой радости можно прийти только, опираясь на Бога, прося Его помощи, учась жить по Его заповедям и подкрепляя себя примерами тех, кто достиг святости.

Газета «Церковная жизнь» (Покровская епархия), № 9 (294), август 2024 г.