Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Молитвенное богословие о церкви. Все Святые — Церковь
Просмотров: 2976     Комментариев: 0

Синаксарий Всем Святым раскрывает перед нами следующее евангельское благовестие: в Неделю Всех Святых празднуются памяти всех святых, ибо было необходимо святых, которые празднуются отдельно каждый день, собрать в один день, чтобы этим показать, что все они подвизались в Одном Христе и что все они шли одним и тем же путем добродетели. И таким образом все они, слуги одного Бога, были по праву увенчаны и составили Церковь; они нас побуждают на тот же подвиг, чтобы каждый всем сердцем, по мере своих сил, шел тем же путем. Необходимо знать, что сегодня мы празднуем всех святых, которых благодатью освятил Дух Святой. И таким образом мы празднуем: высочайшыя и освящательныя умы, девяти яве чинов: Праотцы и Патриархи, Пророки и священные Апостолы, Мученики и Священноначальники, Священномученики и Преподобномученики, Преподобные и Праведныя, и вся святых Жен ликования, и иныя вся безименитыя Святыя Прежде же всех, и во всех, и со всеми, Святых Святую, Пресвятую, и тех пребезсравнительно лучшую ангельских чинов, Госпожу нашу и Владычицу, Богородицу Марию Приснодеву [1].

Святители — это живое воплощение святых добродетелей. Их помощью они стяжали Духа Святого, стяжали Бога Отца, стяжали Бога Сына. Словом: они стяжали отроичение, обогочеловечивание, пришли "в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова" (Еф 4:13). Святая молитвенная мысль Церкви благовествует: Явившеся святии яко звезды многосветлыя, Церковное небо уясните различными дарованьми и различными добротами, в правде, целомудрии, мужестве, разуме [2].

Святыя Господь иже на земли удиви: Того бо раны и страдания в плоти восприяша, в сих красящеся, и божественными удобреньми явленно удобряеми: яже воспоим яко неуведающие цветы, яко звезды непрелестныя Церкви, яко вольная заколения [3].

Божественные святителие, яко корабль исправивше Церковь Христову, непотопляему ту соблюдоша, прелести избегше злых волн [4].

Каждый святитель исполнен благодатно-добродетельных богочеловеческих сил, при помощи которых он приобщает добродетели, освящает, обогочеловечивает, оцерковляет каждого верного по мере его веры и ревности. Молитвенная мысль Церкви учит нас: Ты (Иоанн Предтеча) не был еси трость, противными ветры колеблема, но наше божественное утверждение, и непоколеблемо Церкве укрепление: юже твоими молитвами соблюдай непреклонну, утоляя всякий соблазн [5].

Только вместе "со всеми святыми" мы укрепляемся в святых добродетелях и богочеловеческим Православием обретаем бессмертие. Поэтому молитвенная ревность Церкви призывает нас: Радостию сердца вси взыграим, священныя соборы Отец совокупльше: тех бо ради свет видехом Православия. Светильницы бо явишася, вся наставляюще к правым учения обретением [6].

Все собравше душевное художество, и Божественным Духом сразсмотривше, небесный и честный Символ веры, честнии Отцы богописанне начерташа: в немже явственнейше Рождшему собезначальнаго Слова научают, и всеистинно единосущнаго, апостольским последующе проявленно, учением, благославнии и пребогатии истинно, и богомудрии [7].

Все приемше умное сияние Святаго Духа, преестественнейшее благословие, краткими глаголы, и многим разумом богодухновенно провещаша: яко Христовы проповедницы, евангельских предстателие учений блаженнии, и благочестивых преданий, свыше приемше сих откровение яве, и просвещшеся, изложиша веру богонаученную [8].

Все собравше пастырское искусство (= науку, знание, умение), и ярость подвигше ныне праведнейшую, отмстительне тяжкия отгнаша и пагубныя волки, пращею Духа извергше от церковнаго исполнения, падшыя яко к смерти, и яко неисцельно недуговавшыя божественнии пастырие, и яко раби истиннейшии Христовы, и божественнаго проповедания таинницы священнейшии [9].

Святых Отцев лик, от конец вселенныя стекшийся, Отца и Сына и Духа Святаго, едино существо научиша и естество, и тайну богословия ясно предаша Церкви ихже похваляюще верою ублажим, глаголюще: О божественный полче, богоглаголивии оружницы ополчения Господня, звезды многосветлыя мысленныя тверди (= духовного неба, свода), таинственнаго Сиона необоримии столпи, миродохновеннии (благоухающие), цвети райстии, всезлатая уста Слова, Никейская похвало, вселенныя украшение, прилежно молитеся о душах наших [10].

Святые Отцы на Никейском соборе Ариево хуление соборне низложисте (при дословном переводе с сербского читаем: безумного Ария из Кафолической Церкви соборно изгнали. — Пер.) [11]. Вера православная — всегда апостольско-святоотеческая. Поэтому Православная Церковь с благодарностью молится Господу Христу: Препрославен еси Христе Боже наш, светила на земли Отцы наши основавый, и теми ко истинней вере вся ны наставивый: Многоблагоутробне, слава Тебе [12].

Светильницы пресветлии истины Христовы миру явистеся на земли воистинну блаженнейшии Отцы боговещаннии [13].

Высоким проповеданием, Божию Церковь услышим вопиющу: жаждай да грядет ко Мне и пиет чашу, юже держу, чаша есть премудрости, сие питие истины словом почерпох, воду проливающую не прекословия, но исповедания, юже пия нынешний Израиль, Бога зрит вещающа: видите, видите, яко сам Аз есмь, и не пременяюся: Аз Бог первый, Аз же и по сих, и разве Мене несть иного отнюд. Отсюду причащающиися насытятся, и восхвалят благочестия великое таинство [14].

Апостольских преданий, известии хранителие бысте, святии Отцы [15].

Молитвенная мысль Церкви благовествует: Седмию соборы священными святых Отец, честную Церковь уяснил еси Христе: якоже седмих светильники светом, прелести тму прогнав далече [16].

Седмь убо духов, иже почиша на Христе, Исаия сие рече: на седмих же соборех почи Христос, со Отцем и Божественным Духом [17].

Закону повинующеся Твоему блаженных собори, многобразными добродетельми просветившеся: наследоваша обители небесныя Владыко, радующеся [18].

Седмь столпов утверди Премудрость Божия, Твою Церковь Владыко, седмочисленными соборы священных Отец, неуклонну соблюдаему от всяких ересей [19].

Божественное, неприкосновенное, неизменяемое святое правило Церкви: Не подобает приложити (добавлять), или оставити (отнимать), что Священнаго Предания, Православныя нашея веры: в нейже бо верно крестихомся. А иже преложители сея веры, вправду предани будут прещению проклятия [20].

Радостию сердца вси взыграим, священные соборы Отец совокупльше: тех бо ради свет видехом Православия. Светильницы бо явишася, вся наставляюще к правым учения обретением [21].

Душам испросим очищения, и благочестно житие препроводити потщимся: яко да причастницы будем святым Оцем, иже скрыша правых учении богатство, нам чадом их [22].

Император Константин Просвещен бо быв лучами Духа, (всю уяснил еси Церковь Христову), соборы верных отвсюду собрав [23].

***

Все во всем: Церковью (Богочеловеком) открыта вся тайна Бога и вся тайна человека, открыта через Богочеловека. А через это и вся тайна всех Божиих миров. Словом: открыта вся тайна Богочеловека — Всетайна. Ибо в Нем, в Его Богочеловеческом теле (Церкви) открыта Всетайна всех миров: От Пресвятой Троицы до крохотной букашки, и все их пути, и все их истины. И все это нашло богодухновенное и богомудрое выражение для всех времен и вечности в девятом члене Символа Веры: Во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. — И в этом чудесном Богочеловеческом существе, имя которому — Церковь, открыта вся истина всех больших и малых тайн: от Святой Троицы до крохотной, но нашедшей свое место в Логосе — и поэтому святой — фиалки, да и любой из самых малых тварей.

 


  1. Синаксарий в Неделю Всех Святых. ^
  2. В Неделю Всех Святых, Канон Всем Святым, песнь 8. ^
  3. Там же, на хвалитех, стихиры Всем Святым. ^
  4. В субботу, утро, Канон Святителям, песнь 7; Глас 3; Октоих. ^
  5. Во вторник, утро, Канон Святому Иоанну Предтечи, песнь 9; Глас 5; Октоих. ^
  6. Служба общая святым Отцам, на Соборах, Канон Отцам, песнь 9; Минея Общая. ^
  7. Неделя 7 по Пасхе, на хвалите, стихиры Отцам; Триодь Цветная. ^
  8. Там же. ^
  9. Там же. ^
  10. Там же. ^
  11. Неделя 7 по Пасхе, 318 святых богоносных Отцов, на литии, Слава, Отцам. ^
  12. Там же, на утрени, Слава, тропарь Отцам. ^
  13. Там же, седален Отцам. ^
  14. Неделя 7 по Пасхе, на утрени, Икос; Триодь Цветная. ^
  15. Вечерня, на литии стихира, Служба общая святым Отцем, на Соборах; Минея Общая. ^
  16. Там же, на утрени, Канон, песнь 3. ^
  17. Там же, песнь 4. ^
  18. В неделю Всех Святых, на утрени, Канон, песнь 3; Триодь Цветная. ^
  19. Служба общая Святым Отцем на Соборах, на утрени, Канон, песнь 6; Минея Общая. ^
  20. Там же, песнь 9. ^
  21. Там же. ^
  22. Там же. ^
  23. Служба царям Константину и Елене, вечерня, на литии, стихира. ^

Перевод с сербского священника Игоря Вострикова

"Альфа и Омега", № 19