Приход этого небольшого села не сказать чтобы знаменит, но довольно известен в нашей епархии. Люди в нем удивляют и душевностью, и самостоятельностью, и, главное, своей верностью — молитве, храму, Христу. Речь идет о селе Максимовка Базарно-Карабулакского района.
Село Максимовка было основано в середине XVIII века, и почти сразу же в нем появился первый храм — деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, построенная на средства прихожан и Синода. Больше ста двадцати лет прослужила она сельчанам, а в июле 1897 года полностью сгорела. Без храма максимовцы жизни своей не представляли, и в кратчайшие сроки был построен молитвенный дом, освященный уже в ноябре того же года. На этом сельчане не успокоились и на страховую премию и средства прихожан начали возводить новый храм — деревянный, на кирпичном фундаменте, с колокольней, железной крышей и деревянной оградой. 14 (27) декабря 1900 года он был освящен местным благочинным в честь Покрова Божией Матери.
Большой и красивый Покровский храм был любим не только максимовцами, приходили сюда люди и из соседних сел. Пел большой хор, службы были многолюдными и торжественными, а прихожане — нарядными и серьезными.
Грянула революция, прошла Гражданская война — храм все стоял и по-прежнему принимал жителей села и округи. В 1935 году он все-таки не избежал общей судьбы тысяч российских храмов: его закрыли, переоборудовали в зернохранилище, а затем открыли здесь сельский клуб. Но верующих максимовцев это не отвратило от веры и не остановило в стремлении молиться вместе. Молитва была нужна людям, как хлеб насущный — они стали собираться в домах у одиноких пожилых прихожанок. В учреждениях по всей стране висели антирелигиозные плакаты, нательные кресты были запрещены (особенно в школах за этим следили), на работе могли серьезно наказать, а то и выгнать за открытое исповедание своей веры, но несмотря на это часть сельчан еженедельно под покровом ночи отправлялась в дом к кому-либо из единомышленников. Конечно, в селе, где всё всегда всем известно, богослужения эти не были тайной: над «тайными христианами» подсмеивались на работе, порой их стыдили, ругали, но невыносимых условий не создавали. А храм, пусть и переделанный в клуб, все так же стоял в центре села и словно ободрял, напоминал: «Вы не одни, с вами — Бог!». Так и жили.
В 80-х годах, устав скитаться по домам, прихожанки отправились к председателю колхоза и буквально выплакали разрешение оборудовать молельную комнату в бывшем храме, где в то время располагалась библиотека. Председатель повозражал немного и разрешил, даже потом помог крышу перекрыть. Сельчанки принесли храмовые иконы, которые когда-то были вынесены отсюда и спасены от поругания, и стали с радостью обживать старый-новый дом молитвы. Вроде бы жизнь наладилась, но впереди их ждало новое испытание.
В августе 2005 года старинный Покровский храм полностью сгорел. Лето в тот год было сухим, жарким, в пруду не было воды, да и занялся пожар высоко — подобраться было невозможно. Люди стояли вокруг и плакали, понимая, что ничего нельзя сделать. Единственное, что удалось спасти,— иконы, все их успели вынести. Сегодня от прекрасного Покровского храма остался лишь кирпичный фундамент, рядом с которым установлен Поклонный крест в память об утраченной святыне. Максимовка в тот год снова осиротела.
Но вот удивительное дело: полтора века прошло с того времени, как сгорел первый максимовский храм, пережиты 70 лет воинствующего атеизма, а сегодняшние максимовцы — выпускники советских школ — как и сто пятьдесят лет назад, жизни своей без храма, без достойного места для молитвы не представляют. И при этом не ждут милости извне, от властей или спонсоров — решают задачи сами.
Сразу после пожара прихожане стали искать, где же им теперь молиться. И надо же — в это самое время выставили на продажу здание бывшего магазина, буквально через дорогу от сгоревшего храма. Одна из прихожанок, Анна Федоровна Муштафьева, вспоминает: «Я когда-то работала в селе продавцом, вот и узнала, что магазин продают. Поехала в райпо, спросила цену, сказали 120 тысяч. Сумма огромная для нас, таких средств у прихода нет — что делать? Решили ходить по селу, просить у людей помощи. Сначала стыдно нам было, стеснялись, но что делать — пошли. Сначала вдвоем, потом втроем ходили — и набрали 60 тысяч. Больше идти было не к кому, все дома обошли. Поехала я в райпо, плакала и просила: вот всё, что насобирали, уступите, пожалуйста, нам так храм нужен, негде молиться, войдите в положение! И уступили нам, представляете! Такая радость была, что снова у нас церковь будет!..». Своими силами, как могли, прихожане подновили здание, разместили в нем спасенные храмовые иконы. Первая Божественная литургия состоялась 9 августа 2008 года.
Конечно, обновленная «коробка» старого магазина ни в какое сравнение не шла с погибшим храмом, но прихожане очень дорожили ей, как своим новым домом, и им очень хотелось, чтобы внешне она хоть немного была похожа на церковь. И когда с архипастырским визитом к ним приехал Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, прихожане попросили у него помощи в обустройстве и благоукрашении здания. Поиск средств — всегда дело непростое и долгое, но, видимо, горячо молились максимовцы: вскоре к Владыке Лонгину обратился человек с вопросом-предложением: «Хочу помочь храму — подскажите, какому?». В 2013–2014 годах при финансовой помощи благодетеля максимовская церковь была реконструирована: в здании провели капитальный ремонт и добавили к нему элементы церковной архитектуры. 8 сентября 2014 года Митрополит Лонгин в сослужении духовенства благочиния совершил чин Великого освящения нового Покровского храма.
Настоятелем храма сегодня служит священник Евгений Сазыкин. Приходом этим он искренне восхищается. «Максимовка — село небольшое, но на службе здесь всегда многолюдно. Они самостоятельные: если я не могу к ним на службу приехать, собираются и молятся сами. За свет, газ аккуратно платят тоже сами, как за свой дом. Им не надо напоминать, что в такой-то день праздник — знают, помнят, собираются, читают акафист, поют. Удивительные люди!».
На службах, где прихожане молятся самостоятельно, они всегда поют — псалмы, духовные стихи. Поют удивительно — на несколько голосов. Разные тембры — твердые и вибрирующие, старые и молодые — сливаются в один звуковой поток, ровный и глубокий, движимый общим дыханием, общей молитвой. Когда слушаешь это пение, чувствуешь, как много этим людям довелось пережить, чувствуешь их общность, силу их веры и не сомневаешься, что храм в этом селе будет стоять всегда.
Газета «Православная вера» № 21 (641)