Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Молитва здесь нужна, как хлеб насущный…
Просмотров: 3319     Комментариев: 0

Приход этого небольшого села не сказать чтобы знаменит, но довольно известен в нашей епархии. Люди в нем удивляют и душевностью, и самостоятельностью, и, главное, своей верностью — молитве, храму, Христу. Речь идет о селе Максимовка Базарно-Карабулакского района.

Село Максимовка было основано в середине XVIII века, и почти сразу же в нем появился первый храм — деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, построенная на средства прихожан и Синода. Больше ста двадцати лет прослужила она сельчанам, а в июле 1897 года полностью сгорела. Без храма максимовцы жизни своей не представляли, и в кратчайшие сроки был построен молитвенный дом, освященный уже в ноябре того же года. На этом сельчане не успокоились и на страховую премию и средства прихожан начали возводить новый храм — деревянный, на кирпичном фундаменте, с колокольней, железной крышей и деревянной оградой. 14 (27) декабря 1900 года он был освящен местным благочинным в честь Покрова Божией Матери.

Большой и красивый Покровский храм был любим не только максимовцами, приходили сюда люди и из соседних сел. Пел большой хор, службы были многолюдными и торжественными, а прихожане — нарядными и серьезными.

Грянула революция, прошла Гражданская война — храм все стоял и по-прежнему принимал жителей села и округи. В 1935 году он все-таки не избежал общей судьбы тысяч российских храмов: его закрыли, переоборудовали в зернохранилище, а затем открыли здесь сельский клуб. Но верующих максимовцев это не отвратило от веры и не остановило в стремлении молиться вместе. Молитва была нужна людям, как хлеб насущный — они стали собираться в домах у одиноких пожилых прихожанок. В учреждениях по всей стране висели антирелигиозные плакаты, нательные кресты были запрещены (особенно в школах за этим следили), на работе могли серьезно наказать, а то и выгнать за открытое исповедание своей веры, но несмотря на это часть сельчан еженедельно под покровом ночи отправлялась в дом к кому-либо из единомышленников. Конечно, в селе, где всё всегда всем известно, богослужения эти не были тайной: над «тайными христианами» подсмеивались на работе, порой их стыдили, ругали, но невыносимых условий не создавали. А храм, пусть и переделанный в клуб, все так же стоял в центре села и словно ободрял, напоминал: «Вы не одни, с вами — Бог!». Так и жили.

В 80-х годах, устав скитаться по домам, прихожанки отправились к председателю колхоза и буквально выплакали разрешение оборудовать молельную комнату в бывшем храме, где в то время располагалась библиотека. Председатель повозражал немного и разрешил, даже потом помог крышу перекрыть. Сельчанки принесли храмовые иконы, которые когда-то были вынесены отсюда и спасены от поругания, и стали с радостью обживать старый-новый дом молитвы. Вроде бы жизнь наладилась, но впереди их ждало новое испытание.

В августе 2005 года старинный Покровский храм полностью сгорел. Лето в тот год было сухим, жарким, в пруду не было воды, да и занялся пожар высоко — подобраться было невозможно. Люди стояли вокруг и плакали, понимая, что ничего нельзя сделать. Единственное, что удалось спасти,— иконы, все их успели вынести. Сегодня от прекрасного Покровского храма остался лишь кирпичный фундамент, рядом с которым установлен Поклонный крест в память об утраченной святыне. Максимовка в тот год снова осиротела.

Но вот удивительное дело: полтора века прошло с того времени, как сгорел первый максимовский храм, пережиты 70 лет воинствующего атеизма, а сегодняшние максимовцы — выпускники советских школ — как и сто пятьдесят лет назад, жизни своей без храма, без достойного места для молитвы не представляют. И при этом не ждут милости извне, от властей или спонсоров — решают задачи сами.

Сразу после пожара прихожане стали искать, где же им теперь молиться. И надо же — в это самое время выставили на продажу здание бывшего магазина, буквально через дорогу от сгоревшего храма. Одна из прихожанок, Анна Федоровна Муштафьева, вспоминает: «Я когда-то работала в селе продавцом, вот и узнала, что магазин продают. Поехала в райпо, спросила цену, сказали 120 тысяч. Сумма огромная для нас, таких средств у прихода нет — что делать? Решили ходить по селу, просить у людей помощи. Сначала стыдно нам было, стеснялись, но что делать — пошли. Сначала вдвоем, потом втроем ходили — и набрали 60 тысяч. Больше идти было не к кому, все дома обошли. Поехала я в райпо, плакала и просила: вот всё, что насобирали, уступите, пожалуйста, нам так храм нужен, негде молиться, войдите в положение! И уступили нам, представляете! Такая радость была, что снова у нас церковь будет!..». Своими силами, как могли, прихожане подновили здание, разместили в нем спасенные храмовые иконы. Первая Божественная литургия состоялась 9 августа 2008 года.

Конечно, обновленная «коробка» старого магазина ни в какое сравнение не шла с погибшим храмом, но прихожане очень дорожили ей, как своим новым домом, и им очень хотелось, чтобы внешне она хоть немного была похожа на церковь. И когда с архипастырским визитом к ним приехал Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, прихожане попросили у него помощи в обустройстве и благоукрашении здания. Поиск средств — всегда дело непростое и долгое, но, видимо, горячо молились максимовцы: вскоре к Владыке Лонгину обратился человек с вопросом-предложением: «Хочу помочь храму — подскажите, какому?». В 2013–2014 годах при финансовой помощи благодетеля максимовская церковь была реконструирована: в здании провели капитальный ремонт и добавили к нему элементы церковной архитектуры. 8 сентября 2014 года Митрополит Лонгин в сослужении духовенства благочиния совершил чин Великого освящения нового Покровского храма.

Настоятелем храма сегодня служит священник Евгений Сазыкин. Приходом этим он искренне восхищается. «Максимовка — село небольшое, но на службе здесь всегда многолюдно. Они самостоятельные: если я не могу к ним на службу приехать, собираются и молятся сами. За свет, газ аккуратно платят тоже сами, как за свой дом. Им не надо напоминать, что в такой-то день праздник — знают, помнят, собираются, читают акафист, поют. Удивительные люди!».

На службах, где прихожане молятся самостоятельно, они всегда поют — псалмы, духовные стихи. Поют удивительно — на несколько голосов. Разные тембры — твердые и вибрирующие, старые и молодые — сливаются в один звуковой поток, ровный и глубокий, движимый общим дыханием, общей молитвой. Когда слушаешь это пение, чувствуешь, как много этим людям довелось пережить, чувствуешь их общность, силу их веры и не сомневаешься, что храм в этом селе будет стоять всегда.

Газета «Православная вера» № 21 (641)

Материалы по теме

Мы в осеннем Аткарске: он пламенеет рябинами и звенит золотыми кленами. Перед нами — небольшой старый дом с забором и заросшим травою двориком. На стене — временная табличка: «Храм во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии». Память этих ранних — II век по Рождестве Христовом — страдалиц и исповедниц Церковь совершает 30 сентября. В этот день в стенах бывшего жилого дома, а ныне храма совершается первая Божественная литургия.

Просмотров: 2113
Комментариев: 0

Противоположного берега Волги не видно. Волны шумят, как морские, и лижут прибрежные камни. Купола белоснежного монастырского храма на утреннем солнце горят золотом. Березы шепчутся с волжским ветерком, молодые липы набирают силу, можжевельник выставил лиловые шишки — свечи, желтые ирисы отражаются в воде пруда, в его глубине мельтешат красно-золотые рыбки. Я навожу объектив на парящую в воде лягушку и прошу ее: «Улыбнись!». Матушка Еликонида смеется. Но нет, конечно, это не просто «райский уголок». Это место, где все — и местные жители, и паломники, и, конечно, сестры обители — ощущают живое присутствие святого праведного Иоанна, пастыря Кронштадтского и всея Руси

Просмотров: 3824
Комментариев: 0

Еще не рассвело. Мокрая метель разбивается о лобовое стекло, вдоль дороги громоздятся сугробы, призраками возникают деревья. В свете фар появляется вдруг заяц­-беляк и, вместо того чтобы убежать, скачет впереди машины по самой дороге: батюшке приходится тормозить, чтоб ушастый не попал под колеса. Мы едем в село Иваново‑Языковка Аткарского района; по субботам священник Георгий Полушкин совершает Божественную литургию там, по воскресеньям — в Ершовке, а в седмичные дни — в Аткарске, в храме Архангела Михаила

Просмотров: 2548
Комментариев: 0

Ранним воскресным утром, то есть именно тогда, когда в храмах готовятся к совершению Божественной литургии, волонтеры миссионерского отдела Саратовской епархии совершенно безвозмездно на личном транспорте в любую погоду едут туда, где Евхаристию, к сожалению, совершить некому: храм (хотя бы приспособленное помещение) есть, и верующие люди есть, но нет постоянного священника

 

Просмотров: 4103
Комментариев: 0

Молочно-желтый с небесно-синими куполами, этот маленький сельский храм всем светит издалека — особенно когда кругом снег. Напротив него — большой деревянный крест: это место старого Покровского храма, многострадального и, в конце концов, сгоревшего. А в новом Покровском храме села Максимовка удивительно чисто, тепло и уютно. Он очень домашний, этот храм — в добром, совершенно не принижающим его предназначения смысле слова. Для максимовских прихожан это действительно второй дом — дом их душ

Просмотров: 4539
Комментариев: 0

«Эй султи Аттемер, санан яту хисеплентер; санан патшалаху килтер санан иреку сер синче те султи пекех пултар…». Это «Отче наш». В храме в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в селе Калмантай богослужение совершается на двух языках: церковнославянском и чувашском. Почему это важно? Певчая Нина Ивановна Сараева, повар местного детского сада, отвечает: «Потому что мы должны знать свой язык»

Просмотров: 5722
Комментариев: 0

С Ольгой Лебедевой мы познакомились, когда приехали в село Воскресенское снимать репортаж в рамках проекта «Некраеведы». В тот день именно Ольга приняла нас в местном Свято-Троицком храме. В каждом ее слове чувствовались необыкновенная любовь к Богу и людям. С ней рядом настолько тепло и уютно, что не хотелось расставаться. Мы попросили Ольгу рассказать о своей жизни. Ведь она — настоящий хранитель прихода

Просмотров: 7919
Комментариев: 1

Для чего возрождать старинный храм в селе, казалось бы, умирающем, в селе, в котором не то что школы или детского сада нет, а даже магазина, в котором буханку хлеба можно купить? Увы, этот вопрос мы слышим нередко. Но он задается в земной плоскости: зачем, если не целесообразно. Верующий человек живет не на плоскости, а в трехмерном пространстве. Опыт возрождения храмов, уже имеющийся в нашей епархии и митрополии, подтверждает: ни один из тех храмов, которые подняты из руин, не остался пустым и никому не нужным

Просмотров: 12113
Комментариев: 0

Храм во имя святителя Николая Чудотворца села Стригай Базарно-Карабулакского района был построен тщанием прихожан в 1907 году. После революции 1917 года он был закрыт, а потом осквернен. Было утрачено внутреннее убранство церкви, и, что самое страшное, полностью обрушилась крыша. От святыни остались практически одни стены. Увы, мы можем сказать, что это типичная история для сельских храмов нашей епархии. То, что возводилось с любовью и верой в Бога, было разрушено в одночасье злой волей людей. Удастся ли восстановить храм в прежнем виде? Пока об этом нельзя сказать с уверенностью. Но можно, по крайней мере, попробовать привести в порядок то, что от него осталось. Это и делают волонтеры — прихожане саратовского храма во имя святого пророка Илии. Наш корреспондент присоединилась к ним, чтобы узнать, как идет восстановление старинной церкви силами добровольцев

Просмотров: 11156
Комментариев: 0

Поселок в Пугачевском районе, где расположен Свято-Никольский женский монастырь, так и называется — Монастырский. В его истории, начавшейся более двух с половиной веков назад, были разные времена: подъема и падений, разрухи и восстановления. Мы приехали в монастырь в благодатный его период. Для меня это была служебная поездка, для моих детей, никогда не бывавших в монастырских стенах,— паломническая

Просмотров: 11471
Комментариев: 0

Прошлой осенью, как раз на Покров, Таволожку посетил Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (ныне Митрополит Симбирский и Новоспасский.— Ред.). Он совершил молебен в стенах старого храма, а затем состоялся разговор — с прихожанами, фермерами, местной властью — о перспективах его возрождения. Владыка показывал фотографии церкви в Ивановке Базарно-Карабулакского района — она находилась в таком же примерно состоянии, как Всехсвятская, а теперь это великолепный храм, подворье Сергиевского женского монастыря в соседней Алексеевке. Может ли такое чудо совершиться и здесь, в Таволожке?

Просмотров: 10771
Комментариев: 0

«Ведь все события, происходившие в нашей стране, коснулись и села Липовки. Нет уже сел Биклея, Бурцовки, Абалихи (можно продолжить: нет Надеждина, умирают Малая и Большая Гусихи, Белый Ключ…). Мы сделали все, чтобы нашу Липовку не постигла та же участь. И главное – всем миром построили церковь в нашем селе. Без веры в Господа движения вперед нет. Любить Родину – значит изучать ее прошлое, быть ей опорой в настоящем и – главное – верить в ее будущее»

Просмотров: 4441
Комментариев: 1

В Базарно-Карабулакском районе есть два старинных села — Алексеевка и Ивановка. В обоих — большие прекрасные храмы: соответственно, Сергия Радонежского и Иоанна Златоуста. Трудно поверить, что совсем недавно они являли собой руины; что на усеянный битым кирпичом и мусором пол Златоустовского храма в Ивановке падал снег и лил дождь, а в Алексеевском храме полвека кряду хранили зерно. Однако это так, и любой местный житель вам это подтвердит

Просмотров: 3269
Комментариев: 0

Это был один из самых коротких и самых пасмурных дней уходящего года; в половине восьмого утра казалось, что на этом свете никогда уже не рассветет. Но к восьми мы стали видеть прикрытые ненадежным снежком поля и темные леса по сторонам дороги. Позади остались Тепловка, Базарный Карабулак, Адоевщина… И вот он, новый белый храм Иоанна Богослова, прекрасно вписавшийся в пейзаж. Казанла! Старинное чувашское село, в котором я не впервые, из которого я снова уеду со смешанным чувством — радости и печали, тревоги и надежды

Просмотров: 3662
Комментариев: 0

В самом дальнем уголке Саратовского района, на границе с районом Красноармейским, вдоль берегов великой Волги раскинулось старинное село Синенькие (ранее — Рождественское). Здесь идет активная работа по обустройству храма Рождества Христова и по крупицам восстанавливается духовная жизнь мирян. Прихожанка храма Вера Карамышева поделилась своими наблюдениями о том, как в село возвращается православная вера

Просмотров: 3286
Комментариев: 0

Людей в храме не так много, меньше трех десятков. Поет приходской хор — три женщины и один мужчина, молодой еще человек, Владимир. Апостол читает Александр Мурыгин — алтарник, тоже местный житель, пенсионер. А совершает Евхаристию настоятель — иерей Иоанн Лошкарев. Все его дети — 11-летний Иван, 7-летний Серафим, Елисавета, которой пять лет, и трехлетняя Ксюша — здесь же: мальчики прислуживают в алтаре, девочки среди прихожан, под их неусыпным и нежным надзором. Беда в том, что у этих детей нет мамы: 36-летний отец Иоанн мужественно несет тяжкий крест раннего священнического вдовства

Просмотров: 4243
Комментариев: 2

Поруганный храм все равно остается храмом... В селе Таволожка, которое, вопреки скорбной демографической статистике по сельской местности, вымирать вовсе не собирается, местные фермеры задались целью восстановить старинный полуразрушенный храм во имя Всех святых

Просмотров: 3372
Комментариев: 0

Великомученицу Параскеву можно с уверенностью назвать святой села Елшанка. Когда другие села и деревни исчезают с карты Саратовской области, Елшанка, напротив, быстрыми темпами развивается. Население растет и молодеет. Недавно в нем даже возвели второй детский сад — такое большое количество детей в Елшанке. Местные жители чтят свои корни, интересуются историей села и, как могут, поддерживают памятники архитектуры. И во всем этом им помогает ставшая для них родной святая Параскева Пятница.

Просмотров: 4494
Комментариев: 0

«Село было — вон оттуда и до прудов. Триста двадцать дворов, это сколько же народу…». Народ вымер и разъехался, дворы запустели и разрушились. Сосновки как села давно не существует. Но в низинке на месте бывшего села белеют новые кирпичные домики: с недавних пор здесь обитают рабочие местного фермера Владимира Мочкина. И именно руками этих рабочих на средства хозяина сейчас понемногу восстанавливается многострадальная, почти двухсотлетняя Покровская церковь — кстати, памятник архитектуры областного значения. Мой собеседник Саша гордится своей работой — голубыми, в звездочках, куполами — и показывает ее всем: «Нравятся звездочки?..»

Просмотров: 3767
Комментариев: 0