Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Мои Соловки
Просмотров: 3156     Комментариев: 0

Никогда не знаешь, чем обернется паломническая поездка, но всегда ожидаешь чего-то нового, удивительного, особенно если это такое особое место, как Соловки. Сегодня образ Соловков прочно связан с ужасами ГУЛАГа, и он часто затмевает подлинный образ Русского Севера с его многовековыми традициями монашества. Загадочный и таинственный архипелаг, в истории которого есть место великому и мрачному, манил и звал к себе паломников как в далекие времена, так и сегодня. Своими впечатлениями о поездке на Соловецкие острова делится протоиерей Александр Писларь.

На пути к святым островам

– Отец Александр, как Вы попали в эту поездку?

– Неожиданно. Для сопровождения группы нужен был священник, а я в то время находился в отпуске, был свободен, и администратор Саратовской паломнической службы пригласил меня поехать. Прошло почти десять лет, но я и сегодня с благодарностью к Богу за эту неожиданную милость вспоминаю наше паломничество на святые острова. Это незабываемое событие.

– Какое впечатление оставила дорога на Соловки?

– У многих паломников возникал вопрос: смогут ли они выдержать длительную автобусную поездку, тем более что в пути мы находились не только днем, но и ночью. Но любое путешествие к святым местам по силам человеку, если он отправляется в путь с благословением и молитвой. Хотя главной целью паломнической поездки был, конечно, Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь, но в маршрут нашего путешествия были включены и другие святые места России.

– Расскажите о них, хотя бы коротко. Где вы останавливались?

– Это поселок Вырица в Ленинградской области, посещение места молитвенного подвига преподобного Серафима Вырицкого, Санкт-Петербург с его святынями – посещение Смоленского кладбища, молитва в часовне блаженной Ксении Петербургской, Александро-Невская лавра.

Мы поклонились мощам святого праведного Иоанна Кронштадтского, которые покоятся на территории основанного им Свято-Иоанновского женского монастыря. Здесь никогда не прекращается поток паломников, и мне посчастливилось у мощей святого праведника отслужить молебен с акафистом. Это было одно из самых ярких впечатлений от всей нашей поездки. Люди подходили ко мне совершенно потрясенные со словами: «Батюшка, какой благодатный был молебен!»

Затем была остановка у Казанского собора Петербурга, молитва у одного из самых известных чудотворных образов – Казанской иконы Божией Матери. Побывали мы и в Свято-Троицком Александро-Свирском мужском монастыре, особом месте для всех паломников, которые приезжают на Север России. В Преображенском храме этой обители хранятся мощи преподобного Александра Свирского.

А дальше наша дорога лежала к Белому морю, по которому мы и добрались за несколько часов до архипелага. Это было начало августа, и после наших саратовских выжженных солнцем степей мы попали в необыкновенно живописный цветущий ботанический сад. Тишина и покой, чистый воздух после трудной и долгой дороги стали настоящим утешением для паломников.

На Большом Соловецком острове нас ждал Спасо-Преображенский мужской монастырь – жемчужина архипелага, одна из святынь вселенского Православия. Здесь мы пробыли два незабываемых дня, помолились у раки основателей древней обители преподобных Германа, Савватия и Зосимы Соловецких, где непрерывно совершаются молебны с акафистами, и все паломники могут приложиться к святым мощам.

2 августа, в день памяти пророка Илии, вместе с братией монастыря молились приехавшие на Соловки московские священники. Среди них – известный духовный писатель протоиерей Валериан Кречетов, его родные были насельниками Соловецкого монастыря в годы гонений Церкви. Они причислены к сонму новомучеников и исповедников Русской Церкви. Отец Валериан регулярно сюда приезжает, и мне Господь сподобил сослужить ему на Литургии вместе с другими священниками. На меня это произвело сильное впечатление.

Невероятный Соловецкий архипелаг

– Отец Александр, как принимают паломников на соловецкой земле?

– С особым гостеприимством братия относится ко всем, кто добрался до этой самой отдаленной обители Русского Севера. Нам дали экскурсовода, одного из послушников монастыря, и он подробно и очень интересно рассказал историю обители, в которой много печальных, трагических и светлых страниц.

Мы поднялись на Секирную гору, где в советские времена была самая страшная тюрьма, штрафной изолятор, который был размещен прямо в храме, обесчещенном и загаженном. Сейчас он восстановлен, мы отслужили там литию по всем жертвам Соловецкого лагеря.

– Сразу вспоминается роман Захара Прилепина «Обитель», где все это описано очень подробно и страшно. Заключенные очень боялись этого места, где их пытали голодом и холодом. Они так и говорили: «Секирка – это смерть. Оттуда не возвращаются».

– Так оно и было. О Соловках писали А. Солженицын, Б. Ширяев в повести «Неугасимая лампада», О. Волков в пронзительном романе «Погружение во тьму». Они на себе испытали все ужасы Соловецкого лагеря.

– Эти книги – литературный памятник Соловкам, их надо обязательно прочитать, чтобы понимать, через какие муки и страдания прошли наши предки и сохранили веру. Но Соловецкие острова знали и другие времена, процветания и славы.

– В Средние века монастырь был известным всей России как мощный форпост на северных рубежах нашей страны. Он много раз подвергался нападению врагов, но братия монастыря отважно защищала свою обитель. Монастырь никому не удавалось покорить и разрушить.

И еще одна незабываемая страница его истории связана с проводимой в XVII веке Патриархом Никоном церковной реформой. Соловецкие монахи не приняли ее и перешли на сторону раскольников. Почти восемь лет длилось так называемое «соловецкое стояние», но закончилась долгая осада монастыря печально. Из-за предательства одного из иноков монастырь был взят, его насельники подверглись суровому наказанию. Большинство монахов были жестоко казнены.

А вот самая яркая эпоха процветания Соловецкого монастыря связана с именем игумена Филиппа (Колычева), будущего митрополита Московского и всея Руси и священномученика. Он был талантливым руководителем и великолепным хозяйственником, при нем Соловки превратились в процветающий остров. Здесь появилась сеть каналов, солеварни, заводы, кузница, мельницы, монахи разводили рыбу, добывали зверя, выращивали не только овощи, но даже арбузы. Себя кормили и торговали. И это в суровом северном крае! До сих пор паломникам показывают «филипповы» садки, удивительные сооружения для разведения рыбы. И все это чудо строилось без всякой техники, голыми руками. Нас угощали в монастыре соловецкой сельдью, она очень отличается от привычной селедки. Так что промысел рыбный на Соловках не забыт.

– Хотелось бы Вам еще раз отправиться на святой остров, если появится такая возможность?

– Первую мою поездку я воспринимаю как чудо, которое так неожиданно было мне даровано по Божией милости. Это теперь и мои Соловки. Мы часто не думаем и не надеемся, а Господь за нас все решает. Так что я не исключаю такой возможности и, конечно, с радостью отправлюсь на святые острова, тем более что из-за погоды нам не удалось посетить все острова архипелага.

– Что бы Вы посоветовали тем, кто собирается посетить это уникальное место – невероятный Соловецкий архипелаг?

– Обращаться только в церковную паломническую службу, но никак не в светскую. Скорее всего, это будет туристическая поездка, и вас не поведут на Секирную гору, но покажут, к примеру, лежбище морских котиков и другие интересные для туристов достопримечательности. В паломнической поездке иные цели, она предполагает духовный настрой и другой результат.

Стоит вспомнить слова нашего великого историка В.О. Ключевского, который так писал о северных обителях: «К основной цели монашества с недостатками духовной природы человека присоединилась новая борьба с неудобствами внешней природы; лучше сказать, эта вторая цель стала средством для достижения первой».

Преображая природу, а это одна из заповедей, которые дал человеку Бог, он приближает ее к Самому Творцу и достигает преображения своей души. Так и паломник, совершая свой маленький подвиг, преодолевая разные трудности в пути, жертвуя временем, средствами, которые он мог отложить на другие свои нужды, достигает внутреннего преображения. А это главная цель каждого христианина.

 «Православное Заволжье»