17 апреля, в Великий Четверг, воспоминание Тайной Вечери, митрополит Саратовский и Вольский Игнатий совершил великую вечерню в соединении с Литургией святителя Василия Великого в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Саратова.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь главы Саратовской митрополии, благочинный Саратовского Восточного округа, настоятель собора, руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ иерей Александр Бородовицын; клирик собора протоиерей Михаил Беликов; секретарь-референт епархиального архиерея, первый заместитель руководителя отдела религиозного образования и катехизации Саратовской епархии иерей Андрей Фомин; клирик собора, заместитель руководителя епархиального отдела по защите семьи, материнства и детства иерей Петр Пчелинцев; благочинный собора, руководитель епархиального отдела по работе с волонтёрскими движениями иерей Алексий Грачёв; руководитель службы протокола Саратовской епархии, секретарь комиссии по сохранению мощей и древних святынь Саратовской епархии, клирик Покровского собора г. Саратова иерей Григорий Родихин; клирики Свято-Духовского собора г. Саратова иерей Василий Кошман и иерей Даниил Кучеренко; клирик собора протодиакон Александр Пушкарёв; клирик Казанского храма г. Саратова протодиакон Олег Дроздов; клирик собора иеродиакон Паисий (Шурухин); клирик собора диакон Иоанн Новиков.
Богослужебные песнопения исполнил хор собора под управлением регента Михаила Евгеньевича Толчина.
Иерей Василий Кошман, помощник настоятеля Духосошественского собора г. Саратова по церковно-административным вопросам, за усердное служение Церкви Христовой, активные труды по организации жизнедеятельности Духосошественского собора г. Саратова, а также отличную учебу в Саратовской православной духовной семинарии к празднику Святой Христовой Пасхи 2025 года был награжден митрополитом Саратовским и Вольским Игнатием правом ношения камилавки.
Иерей Даниил Кучеренко, заведующий хозяйством – староста Духосошественского собора г. Саратова, за усердное служение Церкви Христовой и активные труды по реставрации здания Духосошественского собора к празднику Святой Христовой Пасхи 2025 года был также удостоен права ношения камилавки.
«Сегодня мы слышали Евангелие о том, как Господь даровал всем нам великое таинство — Свои Тело и Кровь — для того, чтобы мы имели возможность быть с Ним в вечной жизни,— отметил архипастырь в своем слове.— Много у нас святынь, почитаемых икон, но самая великая святыня, которая нам дана,— это Евхаристия. Христос дает Свои Тело и Кровь для того, чтобы мы могли воспользоваться Его страданиями и Воскресением для обретения жизни вечной. И мы должны помнить, что если в храме пусто, если мы на Литургию не приходим, а вместо этого идем на увеселительные мероприятия, идем по своим делам, то мы проходим мимо той Жертвы, которую Сын Божий приносит — Он отдает Самого Себя ради нас. Если мы не следуем Его заповедям, не приходим с сокрушенным и смиренным сердцем в храм и не принимаем Его Тело и Кровь, то мы не имеем возможности спастись, войти в Царствие Божие, а оно должно начаться для нас здесь, на земле.
И вот накануне страданий, накануне Искупительной Жертвы Спаситель устанавливает таинство Евхаристии, и Его слова из недр вечности обращаются к каждому из нас: приимите, ядите, сие есть Тело Мое (Мк. 14, 22). И придите, пейте, сие есть Кровь Моя Нового Завета (Мк. 14, 24). И после этого Он идет на смертные страдания. Вот такова великая цена нашего спасения, и Господь призывает всех без исключения войти в Царство Его любви. Это самое большее, что может быть.
Но каждому из нас дана свободная воля, поскольку мы являемся носителями образа Божия и подобия Его. Если человек не хочет входить в это Царство, он не войдет, и Христос к нему насильно входить тоже не будет. Потому что Царствие Божие — это Царство любви, а любовь не бывает по принуждению, любовь должна идти от самого сердца.
Мне очень радостно, что практически все люди, которые здесь присутствуют, приступили к таинству Евхаристии, но печально, что для такого дня людей мало. Я вспоминаю восьмидесятые, девяностые годы — в этот день храмы заполнялись так, что не было места встать. А что сегодня? Неужели все работают? Да нет, к сожалению, просто даже в этот день сейчас мало людей приходит. Мы ведь не просто вспоминаем ту Евхаристию, о которой читаем в Евангелии. Мы приобщаемся к той Евхаристии, которую совершает в недрах вечности Сам Христос для всех нас. И это непосредственно для нас звучат Его слова: приимите, ядите, сие есть Тело Мое (Мк. 14, 22) и сие есть Кровь Моя (Мк. 14, 24). Мы проходим мимо Него, мимо Его страданий, а Он обращается к нам, к нашему сердцу, к нашей душе.
Человек согрешил в раю, и Бог по Своей неизреченной любви посылает Сына Своего Единородного для спасения человечества. Бог, Который вызвал к бытию человека, становится Человеком, и человек становится существом, которым стал Бог. И вот для того, чтобы человек стал богом по благодати, через такие страдания дана нам эта Жертва, и мы должны на любовь Божию, на Жертву Христову отозваться нашей любовью, благодарностью и, конечно же, не делать страдания Христа напрасными. Мы должны обращать свой взор к нашему прошлому, к нашему настоящему, задаваться вопросом, что мы делаем не так, что нас разлучает с Богом, с Любовью, с подлинной жизнью? Мы должны всё это из своего сердца исторгать, но мы не можем всё это исторгнуть сами, без Божией помощи.
Святыми отцами приводится очень хорошая иллюстрация того, как божество соединилось с человечеством. Митрополит Антоний Сурожский часто вспоминает этот пример. Допустим, человек — это меч, а Бог — огонь. Это абсолютно разные стихии: огонь — это газ, горячий, обжигающий, а меч — это металл, холодное, жесткое вещество. И вот металл подносится к огню. Огонь пронизывает его, меч раскаляется и приобретает иные свойства, но в то же время металл остается металлом, а огонь — огнем. Вот так и человек должен быть пронизан любовью Христовой, так мы должны соединиться с божеством. Через Тело и Кровь Христовы, через покаяние это становится возможным, но есть условие: человек должен этого сам желать и сам к этому стремиться. А Господь уже желает и уже стремится к каждому человеку и готов ему прийти на помощь.
Сегодняшний день — особый. Сегодня вечером при чтении двенадцати Страстных Евангелий мы будем возвращаться к предательству Иуды, к отречению апостола Петра. Но это будет вечером. А сейчас мы, приняв Христа, должны пойти, сохраняя благодать в своем сердце, и постараться ее не утратить, не израсходовать и в этом же духовном состоянии вечером прийти на службу. Кстати, на чтение Страстных Евангелий тоже приходит небольшое количество людей, как тогда, когда Спасителя все бросили, и Он один умирал — только Матерь Божия, апостол Иоанн Богослов и несколько женщин, жен-мироносиц, остались Ему верны. Мало кто хочет быть с распятым Богом — все хотят прийти на Пасху, все хотят воскреснуть. Но чтобы воскреснуть, надо умереть. Перед этим людей обычно много на Вербное воскресенье, когда Христа встречают как Царя,— а когда Он отвержен, сразу находятся обстоятельства: надо куличи купить, уборку сделать, яйца покрасить. И получается у многих — Вербное и потом Пасха. Спаситель всех призывает войти в пасхальную радость, но если человек не сопереживал со Христом Его страдания и смерть, эта радость не будет полной, насыщенной. Вот об этом мы должны помнить. И, конечно же, наша молитва должна быть всегда с благодарностью Богу за Его любовь, за то, что ради нашего спасения Он дал Самого Себя.
Дорогие братья и сестры, давайте постараемся с соответствующим настроем прийти сегодня на богослужение вечером. Не будем поступать как ученики, которые разбежались в разные стороны, все-таки придем и помолимся, станем соучастниками страданий Христа, Его распятия и смерти. И тогда мы сможем действительно почувствовать радость Воскресения».
Пресс-служба Саратовской епархии