10 мая, в день памяти апостола и священномученика Симеона, сродника Господня, и преподобного Стефана Печерского, митрополит Саратовский и Вольский Игнатий совершил Великое освящение храма Сошествия Святого Духа на апостолов с. Синодское и Божественную литургию в новоосвященном храме.
Перед богослужением архипастыря встретил глава Воскресенского района Денис Владимирович Павлов.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Саратовского епархиального управления, благочинный Саратовского Центрального округа, настоятель Свято-Духовского собора г. Саратова иерей Александр Чеботарёв; настоятель храма Покрова Божией Матери с. Стригай, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери с. Вязовка протоиерей Валерий Коротеев; благочинный Воскресенского округа, настоятель храма святых новомучеников и исповедников Церкви Русской с. Елшанка иерей Кирилл Суглобов; настоятель храма, клирик храма новомучеников и исповедников Церкви Русской с. Елшанка иерей Олег Злобнов; настоятель храма святого пророка Илии на Ильинской площади г. Саратова иерей Дионисий Каменщиков; клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова протодиакон Александр Пушкарёв; клирик Казанского храма г. Саратова протодиакон Олег Дроздов.
Богослужебные песнопения исполнил Архиерейский мужской хор Саратовской митрополии под управлением регента Ивана Владимировича Андреева.
За Литургией молились глава Воскресенского района Денис Владимирович Павлов, прихожане храма, жители района.
Митрополит Игнатий обратился с проповедью к духовенству и прихожанам:
«Воистину самый великий праздник, Праздников праздник и Торжество из торжеств, — это Воскресение Христово, потому что это ключевое событие в мировой истории и в жизни каждого человека. Апостол Павел говорит, что если Христос не воскрес, то мы самые несчастные люди, — но Христос воскрес, поэтому мы самые счастливые люди. Мы имеем возможность приобщиться Его Царствия, Его бессмертия.
Мы понимаем, что пребываем здесь лишь какое-то время, но Господь нас вызвал из небытия для вечной жизни, а не для того, чтобы мы просто пожили, немножко помучились и прекратили свое существование. Нет, Господь сотворил человека по образу Своему и подобию, дал бессмертную душу, дар рассуждения, волю. В раю человек находился в общении с Богом, но когда он преступил заповедь Божию, послушал врага рода человеческого, эта гармония была нарушена. Люди стали болеть, стареть, умирать, а ведь изначально такого не было.
Господь нас спас от вечной смерти, пришел на землю и даровал нам вечную жизнь,— и тот, кто приобщается Тела и Крови Христовых, кто исполняет заповедь о любви, которую Он нам принес, в вечную жизнь входит. Мы должны отказаться от того, что делает нас нелюдьми: мы все подвержены греху, но имеем свободную волю.
Сегодня мы совершили чин Великого освящения этого замечательного храма и молились, чтобы он стоял до скончания века. Но надо не забывать о том, что Господь сказал: каждый из нас является храмом Святого Духа, а кто разрушит храм Божий, того Господь покарает. Мы должны делать всё, чтобы наша душа, наше сердце были обиталищем Святого Духа. Но для того чтобы Святой Дух вошел в нас, жил в нас, нам надо отказаться от всего того, что нас оскверняет, что нас делает грешными, слабыми, злыми. Ведь каждый человек хочет жить так, чтобы его любили и понимали, а если уж где-то ошибся, чтоб простили. И мы должны себе поставить такой вопрос: а поступаем ли мы сами так по отношению к другим или нет? Или мы хотим, чтобы только к нам помягче относились, а мы, если кто-то против нас согрешит, будем обижаться, думая: “Пусть бегают, просят прощения, вымаливают”. Как хорошо-то пообижаться, правда ведь? А иногда бывает, что мы обижаемся даже за то, в чем люди не виноваты, и они, любя нас, пытаются попросить прощения, а мы в такой образ лживый входим — отворачиваемся и говорить не хотим. Это то, что нас отделяет от Бога, мы должны быть открытыми людьми, честными.
Многие говорят: “Чего мне каяться, я не грешу. Вон соседи грешат… Мне делают зло, а я делаю добро”. Если уж мы такие безгрешные, давайте представим, что наша душа, наши чувства, наши мысли сейчас будут открыты перед всеми. Есть нам что скрывать? Ага, есть… Вот от того, что мы не хотим, чтобы увидели другие, и надо избавляться. Тот, кто считает, что у него нет грехов, просто не умеет правильно на себя смотреть — человек ослеплен. Хочу я, чтобы все увидели, что я думаю, какие мысли мне приходят, какие чаяния, чувства? А ведь когда наступит день Страшного Суда, чем он будет страшным? Тем, что всё откроется, все будут видеть всё друг про друга. И если человек не готовился в течение земной жизни, не шел навстречу Богу, не избавлялся от того, что тяготит его совесть, то будет действительно страшно. Мы не сможем устоять перед лицом Божиим, перед Его светом — он просвещает, от него не скроешься и не спрячешь свою какую-то греховность.
Мы должны в течение земной жизни сродниться с Богом и идти навстречу Ему, должны избавляться от всего наносного, что нас с Ним разлучает. Это также разлучает нас и друг с другом: чем мы ближе к Богу, чем чище, тем более открыты для других, а чем мы грешнее, тем больше закупориваемся, становимся эгоцентричными, сварливыми, неблагодарными людьми. Мы должны быть такими, какими нас хочет видеть Господь Бог, а Он говорит: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48). Мы подвержены страстям, но должны идти по дороге за Господом, потому что если мы будем идти в другую сторону, то будем всё больше отдаляться. Не может человек на месте стоять: либо он идет навстречу Богу, либо идет от Него.
Мы должны задать себе простые, прямые вопросы и на них честно ответить, тогда все будет понятно. Мы нуждаемся в Боге, потому что Он пришел по Своей неизреченной любви, чтобы уврачевать грех и его последствия, которые наступили в результате непослушания Богу первого человека. Мы все рождаемся с подверженностью этому греху преступления заповеди Божией, и каждый день преступаем ее. В частности, мы все любим осуждать. Святое же дело — кого-нибудь осудить. Мы думаем: “Скучно. Надо посмотреть, что там в соседском огороде происходит. Помолиться? Сил не хватает. Устала, столько дел до вечера сделала. По телефону говорила с соседкой, так устала, что помолиться нет времени вечером, а утром встаю рано — мне надо козу подоить, не успеваю, в общем”. Вот так мы находим себе оправдания, а на самом деле нам не хочется идти к Господу, потому что нам придется отвечать на эти вопросы. Не хочется сегодня, и мы уговариваем себя, что наступит завтра и тогда пойдем. Это рассуждение ошибочно. Из-за мелких грехов человек становится ломаным. Если человек совершил большой грех, за который совесть его мучает, он знает, где он не прав, а когда человек по мелочи грешит и думает, что все не так уж и плохо, то это его ломает. Такое состояние души совершенно ненормально, оно говорит о том, что мы не в том направлении движемся. И только лишь Спаситель, Который ради нас пришел на землю, может помочь нам преодолеть свою гордыню, победить внутреннего ветхого человека, который нас все время тянет долу. Об этом мы должны помнить, дорогие мои, когда прославляем Воскресшего Господа».
«Я от всей души благодарю отца Олега, настоятеля этого храма, — отметил владыка. — Он начал тут трудиться еще до того, как стал священником: вел миссионерскую работу и продолжает ее вести. Для меня очень радостно, что в такую ненастную погоду в храме в относительно небольшом селении находятся не только взрослые, но и дети, которые причащаются, это большая радость. Это говорит о том, что действительно священник здесь трудится».
Владыка Игнатий поблагодарил иерея Олега Злобнова за подготовку храма к Великому освящению и вручил ему медаль Саратовской митрополии в честь священномученика Космы Саратовского III степени — за усердное служение во благо Святой Христовой Церкви.
По окончании богослужения глава митрополии, глава Воскресенского района и духовенство ознакомились с выставкой творчества воспитанников Елшанской школы искусств, после чего состоялись общая трапеза с прихожанами и инструментальный концерт.
***
Русское государственное село Синодское было основано в первой половине XVIII века на реке Терешке. В селе имелись православная церковь, почтовая станция, мельница. Через Синодское проходил почтовый тракт из Вольска в Саратов. По воскресеньям организовывались базары, примерно со второй половины XIX века ежегодно на Троицу и 8 сентября проводились ярмарки.
В 1909 году вместо старого храма тщанием прихожан был выстроен новый, каменный, с колокольней и престолом во имя Живоначальной Троицы. В штат входили священник и псаломщик, дома для которых были церковные. К 1910 году были открыты две церковно-приходские школы, земская больница и ветеринарный пункт.
В годы советской власти Синодское стало центром сельсовета. Троицкая церковь была закрыта и разрушена.
В 2015 году по просьбе православных верующих общине было передано здание бывшей сельской конторы. Силами местных жителей одно из помещений здания было отремонтировано и приспособлено для совершения богослужений.
Пресс-служба Саратовской епархии