Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Любовь века
Просмотров: 2527     Комментариев: 0

Так называли союз этих супругов современники и потомки. Недолгое земное счастье —  и высочайший пример супружеской верности женщины по имени Маргарита, ставшей вдовой в 31 год и посвятившей всю свою жизнь деятельной памяти о муже. Памяти, возвысившейся даже над тем, что называют «вечная, верная, земная любовь»; памяти, ставшей символом любви поистине христианской.

У Марины Цветаевой есть стихотворение «Генералам Двенадцатого года»: «Вы, чьи широкие шинели/Напоминали паруса,/Чьи шпоры весело звенели/И голоса./И чьи глаза, как бриллианты,/На сердце вырезали след —/Очаровательные франты/Минувших лет. <…> Ах, на гравюре полустертой,/В один великолепный миг,/Я встретила, Тучков-четвертый,/Ваш нежный лик,/И вашу хрупкую фигуру,/И золотые ордена…/И я, поцеловав гравюру,/Не знала сна». Генерал-майор Александр Алексеевич Тучков-четвертый, будучи 35 лет от роду, погиб на Бородинском поле. Книга А. Ананичева «Жена генерала. 1812» — беллетризованное повествование о его вдове.

Маргарита Михайловна родилась в 1781 году в богатой и знатной семье Нарышкиных. Писаной красавицей девушка не числилась (впрочем, сохранившийся дагерротипный снимок, сделанный в конце
1840‑х годов, когда она уже была игуменией, и представленный на сайте Спасо-Бородинского монастыря, дает совсем иное представление о чертах ее лица, нежели явно неудачный портрет на обложке книги, которая сегодня в нашей традиционной рубрике). Во всяком случае, кавалеры юную Маргариту вниманием отнюдь не обделяли: природа дала ей красивые зеленые глаза, очень стройное сложение и превосходные вокальные данные; к тому же она была прекрасно образована.

В 16 лет ее выдали замуж за генерала Ласунского. Муж оказался картежником, буяном и пьяницей, изменял жене и предлагал ей делать то же самое. Узнав об этом, мать Маргариты пришла в ужас и посоветовала ей добиваться развода. Тогда это было совсем непросто, но Нарышкины добились. После нескольких лет бесплодного брака юная женщина вернулась в родительский дом. А вскоре ее руки попросил сослуживец мужа, молодой офицер Александр Тучков. Но родители, напуганные неудачным опытом, ему отказали, несмотря ни на взаимную любовь молодых людей, ни на то, что жених был тоже богат и происходил из древнего прославленного рода. Маргарита с горя заболела, раздосадованный Тучков уехал за границу. Перед отъездом передал любимой сочиненное им стихотворение на французском языке, каждая строфа которого оканчивалась словами: «Кто сердцем владеет моим и кто волнует его? Прекрасная Маргарита!» Прошло четыре года, прежде чем Нарышкины дали согласие на брак дочери.

Каким он был, жених Маргариты? Известный поэт и тоже герой войны 1812 года Федор Глинка, хорошо знавший Тучкова, позднее вспоминал о нем так: «Видали ль вы, в портрете, генерала молодого, со станом Аполлона, с чертами лица чрезвычайно привлекательными? В этих чертах есть ум <…> есть душа! <…> Но <…> в пылу загудевшего боя он покидал свою европейскую образованность, свои тихие думы и шел наряду с колоннами, и был, с ружьем в руках, в эполетах русского генерала, чистым русским солдатом!» Александр Тучков прославился беззаветной храбростью, был награжден Георгиевским орденом, прекрасно проявил себя не только как великолепный воин, но и как заботливый командир: «слуга царю, отец солдатам». Современники отмечали и его физическую красоту; мемуарист писал: «Редко в ком внешние и внутренние достоинства сочетаются в такой абсолютной гармонии, как в младшем Тучкове».

Итак, жених молод, успешен в военной карьере, хорош собой. Но свадьба ознаменовалась необыкновенным событием. После венчания к молодым подошел юродивый и, протянув Маргарите палку, сказал: «Возьми, Мария, игуменский посох!» — «Я не Мария!» — испуганно прошептала новобрачная. И было в ее жизни еще одно предзнаменование: она увидела сон, в котором прозвучали слова: «Твоя участь решится в Бородине», и предсказание, что там погибнет ее муж. В ужасе она пересказала сон Александру. Он не придал ее словам значения, ведь слово «Бородино» еще никому ничего не говорило. По своему настоянию и с разрешения царя она сопровождала мужа в походах. Помогала с бытовыми делами, заботилась о больных и раненых, молилась за них; солдаты называли ее ангелом-хранителем. Маргарита старалась не разлучаться с мужем — словно чувствовала, что разлука с любимым не за горами… В ночь на 12 (24) июня 1812 года французские войска перешли Неман.

Тучковых было пять братьев, и все дослужились до генеральского чина. Ко времени Отечественной войны на службе находились четверо. Один из них, Павел, под Смоленском был тяжело ранен и попал в плен. Еще двое погибли в Бородинской битве. Бородино — одно из самых кровопролитных однодневных сражений в мировой истории: счет погибших с обеих сторон шел на десятки тысяч. Старший из братьев, Николай, был смертельно ранен и умер несколько дней спустя. Самый младший, Александр, увидев, что Ревельский полк, входивший в его бригаду, начал отступать под ураганным огнем противника, схватил знамя и бросился вперед, увлекая за собой солдат, и тут же, как писал очевидец, «картечь расшибла ему грудь». Место, где он упал, было буквально вспахано французскими снарядами. Потрясенные подвигом командира, солдаты вернулись на свои позиции.

Когда матери Тучковых Елене Яковлевне сообщили о смерти сыновей, она произнесла только: «Твоя, Господи, воля…» Но потом плакала так, что потеряла зрение. Врачи говорили, что зрение можно восстановить. Она отказалась: «Не на кого мне больше смотреть». А Маргарита, как только французы оставили Москву, отправилась на Бородинское поле, надеясь найти тело мужа. Сопровождаемая иеромонахом Можайского Лужецкого Ферапонтова монастыря, молодая женщина прошла девять верст — от села Бородино до Колоцкой обители — среди гор еще не погребенных трупов.

Отныне вся ее жизнь будет связана с Бородинским полем. Она решила построить на месте сражения храм во имя Всемилостивого Спаса (при отступлении русской армии Тучков, расставаясь с женой под Смоленском и опасаясь за судьбу святыни, вручил жене образ Спаса Нерукотворного — полковую икону Ревельского полка). Но собственных средств Маргариты для строительства храма оказалось недостаточно, и она обратилась к царю. Александр I дал деньги, а бывший начальник мужа генерал П. П. Коновницын указал место, где на Семеновских высотах погиб Тучков-четвертый. Там и заложили основание храма. После смерти горячо любимого единственного сына Николеньки (15‑летний мальчик умер от простуды) Маргарита поселилась в маленькой сторожке рядом с храмом. Здесь она жила, ежедневно подолгу молясь и помогая окрестным крестьянам. Постепенно к ней стали присоединяться другие женщины, образовалась пустынь, со временем получившая статус монастыря. Она стала его первой игуменией, в 1838 году приняв малый постриг с именем Мелания, и спустя два года постриженная в мантию с именем Мария. Своих крепостных она отпустила на волю, а деньги, получаемые за аренду земли, как и свою генеральскую пенсию, вносила в монастырскую казну. И монахини, и паломники, и жители окрестных сел любили и почитали настоятельницу Спасо-Бородинского монастыря, видя ее подвижническую жизнь. Скончалась она 29 апреля (12 мая) 1852 года.

После революции монастырь еще какое­то время держался, оформив документы на «женскую коммуну». Но притеснения со стороны властей всё усиливались, и в 1929 году он был окончательно закрыт. Многие монахини отправились в лагеря и ссылки. Новые хозяева жизни всячески оскверняли руины обители: поставленный в 1839 году памятник разобрали и отправили на переплавку, его основание, вместе с могилой одного из главных героев Бородина генерала от инфантерии П. И. Багратиона, взорвали; разбили мраморные доски с именами героев битвы, надругались над могилами игумении Марии и Николеньки… Пострадал монастырь и во время войны. Но расхищение продолжалось и по ее завершении: то, что осталось от монастыря, стали растаскивать на кирпичи.

Восстановительные работы начались только в 1970‑е по инициативе Бородинского военно-исторического музея. Ныне часть монастырских построек возвращена Церкви, Спасо-Бородинская женская обитель восстановлена в 1992 году. На сайте монастыря в разделе, посвященном его основательнице, зафиксированы случаи, когда по молитвам у ее могилы молящиеся получали помощь, приведено немало примеров ее народного почитания. Сестры обители ведут сбор материалов для прославления игумении Марии в лике святых.

Газета «Православная вера», № 08 (676), апрель 2021 г.